Создание Удмуртской автономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:05, доклад

Описание работы

Важнейшим завоеванием народов Удмуртии явилось создание, укрепление и развитие своей автономии, которая стала главным орудием построения социалистических начал. При ее помощи удмуртский народ сформировался в социалистическую нацию.

Работа содержит 1 файл

Создание Удмуртской автономии.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     В этот период завершился процесс формирования удмуртской нации, ее правосознания, что  проявилось в принятии Конституции  УАССР 14 марта 1937 года. Отныне правовое положение Удмуртской АССР определялось новыми Конституциями СССР и РСФСР, а также Основным Законом Удмуртии.

     В 1937 году в Удмуртию были включены города Сарапул, Воткинск с районами, в 1939 году создан Камбарский район и за счёт передачи части территории Кировской области создан Кизнерский район. С этого периода начал складываться единый республиканский территориально-промышленный комплекс.  

     В Конституции  Удмуртии законодательно закреплялось её вхождение в состав РСФСР как  автономной республики. Территория УАССР не могла быть изменена без ее согласия (ст. 17). Законы Союза ССР и РСФСР были обязательны на территории Удмуртии. В случае расхождения закона УАССР с законами СССР и РСФСР действовали законы последних (ст. 15). Граждане Удмуртской АССР являлись гражданами СССР и РСФСР (ст. 16).

     Аналогично  областям и автономным областям РСФСР территория Удмуртской АССР делилась на районы (ст. 14).

     Высшим  представительным органом УАССР  был Верховный Совет, избиравшийся сроком на 4 года. Верховный Совет  собирался на очередные сессии два  раза в год. Первые выборы в Верховный Совет Удмуртской Республики были проведены 26 июня 1938 года.

     Высшим  исполнительным органом стал Совет  народных комиссаров УАССР.  

     Конституция Удмуртской АССР установила герб, флаг и столицу Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики.  

     Получение статуса автономной республики в  составе РСФСР открывает для  Удмуртии более широкие возможности  для дальнейшего совершенствования  национальной социалистической государственности.  

     7 октября  1977 года была принята новая  Конституция СССР. В союзных и автономных республиках началась работа над проектами конституций. 31 мая 1978 года Верховный Совет УАССР утвердил новую Конституцию Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики.  

     Теперь  Удмуртская АССР рассматривалась как  общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех национальностей. 

     На  основе Конституции СССР национальные республики, в том числе Удмуртская АССР, сохранили и даже упрочили гарантии своих прав. К новым правам автономных республик, в частности, относились право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР и союзной республики, право участвовать в решении вопросов, относящихся к ведению Союза ССР и союзной республики. Автономные республики получили право самостоятельно принимать свою конституцию.  

     В ст. 83 Конституции СССР и ст. 79 Конституции  РСФСР, а также в ст. 67 Конституции  УАССР констатировалось, что автономная республика в пределах своей компетенции  имеет полномочия контролировать и  координировать деятельность предприятий, учреждений союзного и республиканского подчинения.  

     Ст. 82 Конституции СССР устанавливала, что автономная республика на своей  территории обеспечивает комплексное  экономическое и социальное развитие, способствует осуществлению полномочий Союза ССР и союзной республики, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и союзной республики. По вопросам, относящимся к ее ведению, автономная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (союзной республики) подчинения. 

     В Конституции  Удмуртской АССР определялся порядок  формирования, полномочия и формы деятельности Верховного Совета УАССР, являвшегося высшим органом государственной власти в республике. Он мог решать все вопросы, отнесенные к ведению автономной республики Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и Конституцией Удмуртии, впервые получив право принимать Конституцию УАССР.  

     Верховный Совет Удмуртии вносил изменения в Конституцию, утверждал государственные планы экономического и социального развития УАССР, ее бюджет, а также отчет о его исполнении, образовывал органы, подотчетные Верховному Совету, принимал законы, постановления и иные нормативные акты автономной республики (ст. 92—97). 

     Ст. 96 Конституции Удмуртской АССР предоставляла  право законодательной инициативы в Верховном Совете Удмуртской АССР Совету Министров УАССР, постоянным и иным комиссиям, депутатам Верховного Совета автономной республики, Верховному Суду и прокурору Удмуртской АССР, а также общественным организациям в лице республиканских и соответствующих им органов. Следовательно, такое право существенно укрепляло статус автономной республики, расширяло ее возможности участвовать в делах как своей республики, так и РСФСР. 

     По  Конституции Удмуртской АССР 1978 года значительно расширялись полномочия Президиума Верховного Совета УАССР, который  избирался Верховным Советом из числа депутатов в составе Председателя Президиума, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и одиннадцати членов Президиума Верховного Совета УАССР (ст. 102). Президиум Верховного Совета Удмуртской АССР назначал выборы в Верховный Совет и созывал его сессии, осуществлял контроль за соблюдением Конституции, координировал деятельность постоянных комиссий Верховного Совета, отменял постановления и распоряжения Совета Министров УАССР в случае несоответствия их закону, осуществлял руководство деятельностью местных Советов. В период между сессиями Верховного Совета УАССР его Президиум по предложению Совета Министров Удмуртии образовывал и упразднял министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления, вносил изменения в действующее законодательство, а также решал вопросы, связанные с административно-территориальным устройством республики (ст. 103). 

     В ст. 107 Конституции УАССР впервые  закреплялось правовое положение постоянных комиссий Верховного Совета УАССР. Им отводилась важная роль в предварительном рассмотрении и подготовке вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета, содействии претворению в жизнь законов Удмуртской АССР и решений Верховного Совета и его Президиума, а также в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов и организаций. 

     Конституция УАССР расширила круг полномочий Совета Министров республики. В качестве постоянного органа Совета Министров Удмуртской АССР действовал его Президиум в составе Председателя Совета Министров, первого заместителя и заместителей Председателя, а также других членов правительства в соответствии с законом о Совете Министров Удмуртской АССР (ст. 114). 

     Таким образом, принятие новых конституций  Союза ССР, союзных и автономных республик ознаменовало собой новый  шаг в развитии форм и расширении прав советских автономий. В то же время Конституция Удмуртской АССР 1978 года являлась частью единого конституционного законодательства СССР, РСФСР, что объяснялось необходимостью согласования вопросов конституционного строительства республики с органами власти РСФСР, Союза ССР. 

     На  рубеже 1980-1990 годов выявились серьезные расхождения в понимании правового статуса автономных республик в составе России, что объясняется сложной политической обстановкой этого периода и противодействием некоторых региональных лидеров, пытавшихся отрицать принадлежность государственного суверенитета только Российской Федерации, в целом поставить под сомнение верховенство Законов Российской Федерации на территории ее субъектов. Негативную роль также сыграло широко известное заявление первого Президента России Б. Н. Ельцина, прозвучавшее во время его визита в Татарию: «Берите суверенитета столько, сколько сможете». Совокупностью этих факторов и объясняется принятие Верховным Советом УАССР 20 сентября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Удмуртской Республики», уже после того, как Россия обрела свою независимость и заявила о своем суверенитете на основании Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР. 

     Поскольку Декларация «О государственном суверенитете Удмуртской Республики» послужила основой для подготовки и принятия Конституции Удмуртской Республики, то в последующем, в первом пункте ее первой статьи было закреплено неотъемлемое право удмуртского народа на самоопределение и суверенное осуществление государственной власти «на своей территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики».  

     Данное  положение вступило в противоречие с федеральным законодательством, тем более что в Декларации о государственном суверенитете РСФСР провозглашалось, что суверенитет Российской Федерации — это «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившие традиции». Носителем суверенитета и источником государственной власти является ее многонациональный народ, а государственный суверенитет России провозглашается во имя обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. 

     В связи  с принятием Декларации о государственном  суверенитете Удмуртии развернулась острая дискуссия о названии республики, проходившая как на страницах газеты «Удмуртская правда», так и на 3-й (внеочередной) сессии Верховного Совета Удмуртской АССР двенадцатого созыва. В результате было принято предложение конференции Общества удмуртской культуры — «Удмуртская Республика». Определение «советская» решено было не использовать потому, что к этому времени в СССР наряду с Советами уже действовала президентская власть, а от понятия «социалистическая» отказались из-за его идеологической перегруженности. Соответственно, в ст. 1 Декларации провозглашалось, что Удмуртская Республика возникла на основе предоставления удмуртскому народу исторического права на самоопределение. В ст. 2 подчеркивалось, что народ Удмуртии составляют граждане всех национальностей и только он является единственным источником государственной власти в республике.  

     События августа 1991 года в России положили начало структурным изменениям в государственной системе Удмуртии. 10 октября 1991 года Верховный Совет УАССР издал закон «О реформе государственной власти и управления в Удмуртской Республике». Была образована рабочая группа для подготовки проекта Федеративного договора УАССР с РСФСР. 7-я сессия Верховного Совета УАССР, проходившая 11 октября 1991 года, утвердила новое официальное название Удмуртии как субъекта Российской Федерации - «Удмуртская Республика». 

     На  основании ст. 78 Конституции Российской Федерации, Федеративного договора между Российской Федерацией и Удмуртской Республикой от 31 марта 1992 года Президиум Верховного Совета и Президиум Совета Министров Удмуртской Республики приняли Постановление «О мерах по обеспечению нормальных условий для жизнедеятельности всех органов государственной власти и народнохозяйственного комплекса в Удмуртской Республике», в котором подтвердили свою приверженность Конституции Российской Федерации и осудили незаконные попытки ее пересмотра либо отмены. 

     7 ноября 1993 года 19-я сессия Верховного  Совета Удмуртской Республики  определила в качестве первостепенной  задачи «осуществление реформы высших органов государственной власти и управления Удмуртской Республики», включая проведение досрочных выборов Верховного Совета и Президента Удмуртской Республики. 

     4 ноября 1993 года 20-я сессия Верховного  Совета Удмуртской Республики утвердила республиканскую символику - гимн, флаг и герб, а 10 ноября на 21-й сессии Верховного Совета были приняты законы «О Президенте Удмуртской Республики», «О Верховном Совете Удмуртской Республики» и «О местном самоуправлении». 

     23 июня 1994 года в «Удмуртской правде» для всенародного обсуждения был опубликован проект новой Конституции Удмуртской Республики. Он сохранял статус Удмуртии как государства, добровольно вошедшего в состав России. Проектом не отвергалось право народов Удмуртской Республики на самоопределение (ст. 1). В отличие от Конституции Удмуртской АССР, в проекте главы 3 новой Конституции «Удмуртская Республика — государство в составе Российской Федерации» были выделены предметы ведения Российской Федерации (ст. 64), совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики (ст. 65) и исключительного ведения Удмуртской Республики, что было направлено на защиту политических, экономических и социальных прав республики (ст. 67). 

     Хотя  еще в ноябре 1993 года 21-я внеочередная сессия Верховного Совета Удмуртии приняла закон «О Президенте Удмуртской Республики», 25-я сессия Верховного Совета, проходившая с 18 октября по 7 декабря 1994 года, приняла решение в пользу парламентской республики. Депутаты объяснили свое решение тем, что имеющийся опыт президентского правления в Российской Федерации и ее субъектах не всегда был положительным. 

     В соответствии с принятой Верховным Советом  Удмуртии 7 декабря 1994 года новой Конституцией Удмуртской Республики, высшим представительным законодательным и контрольным органом стал Государственный Совет Удмуртской Республики, избираемый на 4 года (ст. 76 Конституции). В его компетенцию входило: принятие Конституции Республики и внесение в нее изменений; утверждение государственной символики, учреждение государственных наград и установление почетных званий Удмуртской Республики; определение внутренней и внешней политики; законодательное регулирование отношений собственности; установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства; утверждение республиканских программ экономического и социального развития; утверждение республиканского бюджета; избрание и освобождение от должности Председателя Государственного Совета и его заместителей; принятие решения о проведении республиканского референдума; назначение по представлению Председателя Государственного Совета Председателя Правительства Удмуртской Республики, а по представлению Председателя Правительства — его заместителей, министра финансов и министра внутренних дел, а так же иные полномочия (ст. 81). 

Информация о работе Создание Удмуртской автономии