Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:05, доклад
Важнейшим завоеванием народов Удмуртии явилось создание, укрепление и развитие своей автономии, которая стала главным орудием построения социалистических начал. При ее помощи удмуртский народ сформировался в социалистическую нацию.
ДОКЛАД по дисциплине: «История национальной государственности Удмуртии»
На тему: «Образование Удмуртской автономной области»
Важнейшим завоеванием народов Удмуртии явилось создание, укрепление и развитие своей автономии, которая стала главным орудием построения социалистических начал. При ее помощи удмуртский народ сформировался в социалистическую нацию.
Уже
в первых своих законодательных
актах Советское правительство
провозгласило равноправие
26
июня 1918 года состоялся I Всероссийский
съезд удмуртов, который открылся в Елабуге.
На съезде присутствовали 78 делегатов.
Свое отношение к России делегаты выразили
следующим образом: «Входя в состав РСФСР,
удмурты также имеют право на долю самоопределения
(самоуправления) … Должно быть общее
единение с русским народом. Все народы
(большие и малые) должны составить общий
союз, и тогда земля наша (Российская) будет
землей союза народов, где у каждой национальности
будет свое управление (внутреннее), свой
суд, свои законы, свой язык, свое образование
и свое правительство. Только тогда, когда
каждой народности будет предоставлено
свое полное самоопределение (внутреннее),
проснутся спящие народы и быстрыми шагами
пойдут по пути прогресса, по пути цивилизации».
Конституция
РСФСР, принятая и утвержденная 10 июля
1918 года V Всероссийским съездом Советов,
зафиксировала две территориальные формы
административно-
Советская автономия, - отмечает Д.Л. Златопольский, - проявляется в двух формах: политической и административной, и с этим выводом вполне можно согласиться. Так, политической формой автономии служит национальное автономное государство – автономная республика; административной формой – национально–государственные образования: автономная область, автономные (национальные) округа.
Термины
«автономная республика» и «
Здесь
необходимо пояснить, что если автономная
республика – это советское государство,
то автономная область является национальным
административно–
4
ноября 1920 года председатель
Совета Народных
Комиссаров В.И.
Ленин и председатель
ВЦИК РСФСР М.И.
Калинин подписали Декрет
об образовании автономной
области Вотякского
народа (с 1921 года – вотского народа).
В неё не вошли Сарапул, Воткинск, Елабуга,
Бондюга, Кизнерский район. Население
Вотской автономной области составило
693 540 человек, из них 59 процентов удмуртов.
Около ста тысяч удмуртов, проживавших
компактно на сопредельных с ВАО территории,
остались вне автономии. Столицей Вотской
Автономной Области был определён город
Глазов, не имеющий своей промышленности,
отдалённый от остальной территории. Для
управления областью был создан Областной
революционный комитет, председателем
которого был назначен И.А. Наговицын.
В феврале 1921 года была сформирована структура
новых государственных органов, в мае
прошли выборы Советов, в июне - уездные
съезды Советов, органы ревкома передали
власть исполкомам Советов. 10 июня 1921 года
Президиум ВЦИК по просьбе облисполкома
принимает решение о переводе административного
центра области из города Глазова в город
Ижевск, несмотря на то, что удмурты в нем
составляли немногим больше двух процентов
от всех жителей. Главным аргументом для
принятия такого решения было то, что Ижевск
являлся крупным пролетарским центром.
Здесь были сосредоточены наиболее подготовленные
кадры для ведения хозяйственной и административно-политической
работы и сильная партийная организация.
В
1921 году на Х съезде РКП (б) особо
было подчеркнуто, что советская
автономия имеет своей задачей:
«1). Развивать и укреплять у
себя советскую государственность
в формах, соответствующих национально
бытовым условиям этих народов; 2). Развивать
и укреплять у себя действующие на родном
языке суд, администрацию, органы хозяйства,
органы власти, составленные из людей
местных, знающих быт и психологию местного
населения; 3). Развивать у себя прессу,
школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные
учреждения на родном языке; 4). Поставить
и развивать широкую сеть курсов и школ
как общеобразовательного, так и профессионально-технического
характера на родном языке (в первую очередь
для киргизов, туркмен, узбеков, таджиков,
азербайджанцев, татар, дагестанцев) для
ускоренной подготовки местных кадров
квалифицированных рабочих и советско-партийных
работников по всем областям управления,
и прежде всего, в области просвещения».
4 ноября 1920 г. постановлением Всероссийского ЦИК и СНК была образована Автономная область Вотякского народа4, которое заложило основы удмуртской национальной государственности, а также определило систему его высших и местных органов государственной власти. Так как коренное население Вотской автономной области в историческом и этнографическом отношении является удмуртским народом, постановлением Президиума ВЦИК от 1 января 1932 г. Вотская АО была переименована в Удмуртскую автономную область5, а постановлением Президиума ВЦИК от 28 декабря 1934 г. УАО была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику6.
При организации Удмуртской автономии ее население составляло 693 540 человек, в том числе удмуртов – 59%. Вся территория области была разделена на 5 уездов – Глазовский, Дебесский, Ижевский, Селтинский, Можгинский. В 1923 г. с учетом экономического принципа были упразднены Дебесский, а в 1924 г. – Селтинский уезды7. Образованная в составе РСФСР Удмуртская автономная область являлась формой национальной государственности удмуртского народа. Юридической основой развития и совершенствования автономных областей, их взаимоотношений с РСФСР стала Конституция РСФСР 1918 г., которая узаконила самоопределение всех народов России (п. 11, гл. 5). Как и в других автономных областях, в Удмуртии декретом Всероссийского ЦИК от 5 января 1921 г. органом власти был установлен съезд Советов, а органом управления – Областной исполнительный комитет, избираемый съездом Советов и наделенный правами губернского исполкома. Большое значение в развертывании деятельности Советов на местах имело постановление IХ Всероссийского съезда «О советском строительстве»8, установившее новые сроки созыва съездов Советов автономных республик и областей, губерний, уездов и волостей, перевыборов городских, поселковых и сельских Советов – один раз в год. Важную роль в совершенствовании работы областных органов власти и управлении сыграло принятие положения «О губернских съездах Советов и губернских исполнительных комитетах», утвержденного постановлением ВЦИК 31 октября 1922 г.9, которое уточняло компетенцию автономных областей в управлении хозяйством местного значения. Согласно указанному положению за съездами Советов и исполкомами автономных областей закреплялось право распоряжаться всем местным имуществом, находящимся на подведомственной им территории и не состоящим в ведении центральных органов, а также имуществом, переданным местным Советам на основании особых законоположений.
Одновременно уточнялись пределы финансово-бюджетной самостоятельности автономных областей. Большую роль в этом направлении сыграло положение «О бюджетных правах автономных областей», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 17 августа 1925 г. и введенное в действие с 1 октября 1925 г.10 21 Положением обеспечивалось более эффективное использование источников доходов в интересах и нуждах автономных областей.
Изменились содержание и формы деятельности представительств автономных областей в государственных органах РСФСР. В связи с ликвидацией Наркомнаца были упразднены в 1924 г. представительства автономных республик и автономных областей при нем11.
Была создана новая организационная форма представительства. При ВЦИК был учрежден институт представителей автономных республик и автономных областей, в том числе Удмуртской области. Представители назначались исполнительными комитетами автономных областей и утверждались Президиумом ВЦИК. Таким образом, через представительство Удмуртской автономной области центральные органы систематически информировались о положении дел в УАО, а Удмуртский облисполком - о мерах, предпринимаемых центральными органами, по решению очередных задач хозяйственного, культурного и национально-государственного строительства. Для проведения национальной политики и координации работы представителей как автономных областей, так и АССР в 1924 г. в РСФСР был образован отдел национальностей при ВЦИК, а с образованием СССР и оформлением Совета Национальностей ЦИК Союза ССР автономные области, в том числе и Удмуртская АО, стали направлять в его состав по одному представителю. Таким образом значительно расширились возможности УАО для участия в разработке и реализации мер по осуществлению национально–государственного строительства, приобретению навыков государственного управления.
Автономным
областям была предоставлена
Дальнейшее
развитие национально-государственных
отношений связано с
Органом государственной власти Удмуртской автономной области согласно ст. 44 Конституции РСФСР являлся областной съезд Советов, избираемый в соответствии с нормами, установленными постановлением ВЦИК РСФСР «О нормах представительства и о порядке выборов на съезды Советов для автономных республик, автономных областей и отдельных национальных округов» от 10 ноября 1930 г.13
Областной съезд Советов мог созываться по предложению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК, по инициативе областного исполнительного комитета и по требованию районных исполнительных комитетов и Советов, объединяющих не менее одной трети всего населения Удмуртской автономной области. Он имел право разрешать вопросы, имеющие местное значение, а также обсуждать вопросы областного, краевого и общегосударственного значения: обсуждать отчеты о деятельности государственных учреждений и предприятий, находящихся на территории области; рассматривать законодательные предложения, касающиеся области, и вносить их на утверждение центральных органов РСФСР; утверждать перспективные и оперативные планы развития народного хозяйства и социально–культурного строительства области и т.д. К исключительному ведению областного съезда Советов относилось: рассмотрение и обсуждение вопросов областного исполнительного комитета и выборы делегатов на вышестоящие съезды Советов в случаях и порядке, определяемых Конституцией РСФСР и Союза ССР; утверждение соответствующих бюджетов, а также отчетов по их исполнению; утверждение постановлений областного исполнительного комитета и т. п.
Органом государственной власти и управления Удмуртской автономной области являлся также исполнительный комитет, избираемый областным съездом Советов. Он был ответственным за свою деятельность перед ним, вышестоящими съездами Советов, исполнительными комитетами и их президиумами.
Областному исполнительному комитету предоставлялось право выносить постановления по вопросам своей компетенции, обязательные для всех органов; издавать постановления с установлением за их нарушение ответственности в административном или судебном порядке; отменять или изменять, а также приостанавливать исполнение постановлений всех нижестоящих съездов советов и их исполнительных комитетов, а также всех подведомственных им органов; обсуждать с вышестоящими органами вопросы, касающиеся территории области; контролировать и ревизовать деятельность всех подчиненных ему органов; возбуждать в установленном порядке ходатайства об отмене или изменении постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти, которые в местных условиях признавались нецелесообразными и т.п.