Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:05, доклад
Важнейшим завоеванием народов Удмуртии явилось создание, укрепление и развитие своей автономии, которая стала главным орудием построения социалистических начал. При ее помощи удмуртский народ сформировался в социалистическую нацию.
В период между сессиями исполнительного комитета высшим органом власти на территории области был Президиум облисполкома, который руководил всей текущей работой по управлению Удмуртской автономной области, проводил в жизнь декреты и постановления высших органов власти, направлял и объединял деятельность подведомственных исполкому органов, пользовался правами последнего, за исключением права принятия местного бюджета.
Особенностью правового положения Удмуртской автономной области по отношению к другим автономным областям было то, что здесь не было разработано и принято Положение об Удмуртской автономной области, то есть не использовано право, предоставленное ст. 44 Конституции РСФСР. Это сказалось на многих организационных вопросах, касающихся национально-государственного строительства в Удмуртии. Не смотря на это, законодательное закрепление практики национально- государственного строительства, более четкое определение основных правовых положений автономных областей содействовало активизации на местах органов государственной власти и имело важное значение в дальнейшем осуществлении национальной политики, в развитии советской автономии народов РСФСР.
В
связи с установлением на территории
СССР во второй половине 20-х гг. нового
административно-
Постановление ВЦИК о создании Нижегородского края было одобрено IX съездом Советов Удмуртии и с этого момента ее правовое положении определялось положением «О взаимоотношениях между автономными областями, вошедшими в состав краевых (областных) объединений и органами краевой (областной) власти», принятыми ВЦИК и СНК 29 октября 1928 г.14 Положение полностью сохраняло за автономными областями права, установленные Конституцией РСФСР (пп. 13 14). По новому делению Удмуртия была разделена на 21 район. Для наименования района употреблялся удмуртский термин «ерос», который в буквальном смысле слова не соответствовал понятию «район». Это создавало путаницу, поэтому облисполком в 1934 г. отменил название «ерос» и заменил его общепринятым «район». Органы государственного управления Удмуртской автономной области были независимы от краевых органов управления в таких областях деятельности, как организационной и административной, народного образования и здравоохранения, социального обеспечения, юстиции, земельного управления, местного хозяйства, местного бюджета и архивного дела (п. 2), то есть в важнейших вопросах экономической и культурной жизни области, связанных с особенностями быта, культуры и нравов удмуртского населения.
В п. 11 постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 октября 1928 г. отмечалось, что в тех случаях, когда краевой исполнительный комитет не согласен с каким-либо постановлением исполкома автономной области, он должен обращаться в областной исполнительный комитет с предложением о пересмотре этого постановления для его изменения или отмены. В случае подтверждения областным исполнительным комитетом своего постановления крайисполком входил в СНК РСФСР или Президиум ВЦИК с представлением об отмене указанного постановления исполнительного комитета автономной области. В случае же несогласия облисполкома с постановлением или распоряжением крайисполкома или его Президиума он или его Президиум могли особым в каждом случае постановлением приостановить действие распоряжения крайисполкома с одновременным обжалованием его в СНК РСФСР или Президиуме ВЦИК (п.12). Облисполком пользовался правом опротестовывать действия и распоряжения крайисполкома в отношении бюджета области в СНК РСФСР или Президиум ВЦИК («г» п. 3).
Таким
образом, органы государственной власти
и управления Удмуртской автономной области
во взаимоотношениях с краевыми органами
пользовались правами, которых не имели
обычные административные области. Следовательно,
УАО, входя в состав Нижегородского края,
имела специальные правовые гарантии
для охраны национальных интересов ее
населения и осуществляла руководство
отраслями, тесно связанными с внутренней
жизнью и особенностями культуры и быта
коренного населения, подчиняясь непосредственно
центральным органам власти РСФСР. Являясь
национально-государственным образованием,
Удмуртская автономная область была наделена
правами с учетом национальных особенностей
и интересов населения, объединенного
в ее составе, правами, которые создавали
необходимые условия для политического,
экономического и социально-культурного
развития удмуртского народа, для ликвидации
его фактического неравенства и дальнейшего
совершенствования государственности
в Удмуртии.
Основы удмуртской
национальной государственности заложены
4 ноября 1920 г., когда постановлением
ВЦИК и СНК РСФСР была образована Автономная
область вотякского народа (с 1921 г. — вотского
народа).
Удмуртская автономия в составе РСФСР
и в составе Нижегородского (Горьковского)
края. Удмуртская автономия являлась формой
национальной государственности удмуртского
народа в составе РСФСР. При организации
АО ее население составляло 693 540 чел., в
том числе удмуртов — 59 %. Вся территория
области была разделена на 5 уездов — Глазовский,
Дебесский, Ижевский, Селтинский, Можгинский.
С учетом экономической целесообразности
в 1923 г. был упразднен Дебесский, а в 1924
г. — Селтинский уезды.На основании постановления
ВЦИК от 28 июля 1924 г. было утверждено новое
админис-тративно-
Декретом ВЦИК от 5 января 1921 г. в качестве
высшего органа власти АО был установлен
съезд Советов, а высшим органом управления
— Областной исполнительный комитет,
избираемый съездом Советов и наделенный
правами губернского исполкома. Большое
значение в развертывании деятельности
Советов на местах имело Постановление
IX Всероссийского съезда «О советском
строительстве», в частности установившее
новые сроки созыва съездов Советов автономных
республик и областей, губерний, уездов
и волостей, пе-ревыборов городских, поселковых
и сельских Советов — один раз в год. Важную
роль в совершенствовании работы областных
органов власти и уп-равления сыграло
Положение «О губернских съездах Советов
и губернских исполнительных комитетах»,
утвержденное 31 октября 1922 г. постановлением
ВЦИК. В нем уточнялась компетенция автономных
областей в управле-нии хозяйством местного
значения. Согласно Положению за съездами
Сове-тов и исполкомами автономных областей
закреплялось право распоряжаться всем
местным имуществом, находящимся на подведомственной
им территории и не состоящим в ведении
центральных органов, а также имуществом,
переданным местным Советам на основании
особых законоположений...
В 1923 году была создана Уральская область и в соответствии с решением ЦК ВКП(б) город Сарапул и его районы, поселки Воткинск и Камбарка были выведены из состава Вотской Автономной Области. Это решение привело к нарушению экономических принципов и не учитывало национальный состав населения. Поэтому установление более целесообразных границ Вотской Автономной Области явилось одной из главных задач руководства областью. Окончательное решение вопроса о границах Вотской Автономной Области затянулось до 1939 года.
В связи
с установлением во второй половине
1920 годов нового административно-
Автономным
областям была предоставлена
Переход к областному делению в РСФСР на основе экономического районирования в сочетании с экономическими и национальными особенностями данной территории привел к включению ВАО в состав Нижегородского края.
В 1920
годы происходила «коренизация»
аппарата, представляемая официальными
органами как одно из условий создания
государственности коренного
В 1928 году в Удмуртии началась кампания чистки государственного аппарата, сопровождающаяся массовым увольнением служащих, порою обвинением в различных уклонах и течениях и выдвижением на государственную работу представителей из рабочих и беднейших крестьян, зачастую малоподготовленных к этой деятельности. Выдвиженцы были призваны заменить неугодных, «классово» чуждых людей. Выдвиженчество, «коренизация» аппарата были превращены в очередную политическую кампанию борьбы с «противниками» складывающейся авторитарной системы, направленной на подбор и воспитание безоговорочно послушных работников. Кампания по «коренизации» государственного и советского аппарата нанесла огромный ущерб не только кадровой политике, но и всему национальному движению.
В волостях Удмуртии «вычищено» было до 95 процентов служащих, тогда как по Советскому Союзу к 1930 году всего 11 процентов. В апреле 1929 года была создана очередная комиссия по удмуртизации аппарата, которая решила к 1 августа 1929 года перевести на удмуртский язык все делопроизводство, что привело к антиудмуртскому настроению в массах, к дискредитации сути и идеи выдвижения национальных кадров. Против политики «коренизации» выступали не только русские, но и удмурты. Несмотря на все недостатки политика «коренизации» способствовала расширению сети ликбезов, изб-читален, организации курсов по изучению удмуртского языка, что было очень важно для изучения быта, обычаев удмуртского народа, укрепления их доверия к советским работникам.
Особым драматизмом отличалась кампания по увеличению численности удмуртского населения в рядах рабочего класса. В 1928 году удмуртов среди рабочих было 4 процента, а в крупной промышленности составляли единицы. ЦК ВКП(б) обязал Ижстальзавод стать кузницей национальных кадров и довести их удельный вес до 20 процентов. В соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) бюро Удмуртского обкома партии объявило мобилизацию 12 тыссяч человек крестьянской молодёжи на возведение ударных строек пятилетки в г. Ижевске, что создало социальную и межнациональную напряжённость в городе, население которого по сравнению с 1920 годом удвоилось и достигло 90 тысяч человек.
В 1930 году пленум ОК ВКП (б) принял очередное решение об ускорении темпов удмуртизации. Доля удмуртов в госаппарате была увеличена с 22,7 процента 1930 году до 34,3 процента в 1932 году.
1 января
1932 года Вотская автономная
28 декабря 1934 года Президиум ВЦИК, в соответствии с волеизъявлением трудового населения, преобразовал Удмуртскую АО в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.
УАССР была образована как национальное советское государство трудящихся Удмуртии.
В связи с преобразованием УАО в УАССР (28 декабря 1934 года) республика была освобождена из-под опеки Нижегородского края, но включена в Кировский край. Это решение мотивировалось волеизъявлением трудящихся Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики и необходимостью осуществления мероприятий, соответствующих задачам социалистического строительства и направленных на обеспечение более высоких темпов этого строительства, дальнейшее хозяйственное и культурное развитию Удмуртской АССР. Соответственно Президиум ВЦИК решил: «Утвердить постановление первого съезда Советов Удмуртской АССР о вхождении ее, в ныне существующих границах, в состав Кировского края на основаниях, предусмотренных постановлением Президиума ВЦИК 28 июня 1928 года «Об условии вхождения Автономных Советских Социалистических Республик в состав районированных краевых (областных) объединений».
Однако,
во-первых, ни в подготовительных документах,
ни в выступлениях делегатов I съезда
Советов Удмуртской АССР, состоявшегося
12 января 1935 года, не обнаружено никаких
свидетельств о волеизъявлении трудящихся
Удмуртии о вхождении ее в Кировский край.
Между тем п. 1 Постановления Президиума
ВЦИК от 28 июня 1928 года недвусмысленно
провозглашает: «Автономные Советские
Социалистические Республики могут быть
включены в состав районированных краевых
(областных) административно-
В формальном отношении правовое положение новообразованной Удмуртской АССР и ее взаимоотношения с Кировским краем определялись Конституцией РСФСР и постановлениями Президиума ВЦИК от 28 июня 1928 года «Об условиях вхождения автономных советских социалистических республик в состав районированных краевых (областных) объединений» и от 28 декабря 1934 года о создании УАССР.
Территория УАССР не могла быть изменена без ее согласия. Автономная республика имела свое гражданство, которое определяло принадлежность гражданина как к РСФСР и СССР, так и к автономной республике. Эти права являлись важнейшими признаками АССР как национального государства.
В соответствии со ст. 13 Конституции РСФСР 1925 года в Удмуртской АССР, как, в целом, в Российской Федерации, за гражданами признавались равные права, независимо от расовой, религиозной и национальной принадлежности. За ними признавалось право свободного пользования родным языком во всех государственных, общественных учреждениях. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школах.
Государственным гербом и Государственным флагом Удмуртской автономной области являлись герб и флаг РСФСР.
Принятие новой Конституции СССР 1936 года изменило правовое положение Удмуртской АССР: наравне с другими автономными республиками она вошла непосредственно в состав РСФСР (ст. 22 Конституции СССР), прекратив навязанные ей отношения с Кировским краем.