Создание советских судебных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность –

одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд

играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном

обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и

политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных

органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и

задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство

советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали

общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для

осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с

одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли

звено судебной системы.

Работа содержит 1 файл

создание советских судебных органов.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

о Киргизском и Туркменском  отделениях Верховного  суда  РСФСР.  Структура  и

организация  этих  отделений  в  основном  соответствовала  Верховному  суду

РСФСР. В  течении  1922-1925  года  практически  во  всех  республиках  были

образованы  верховные суды. 
 

                 Положение о судоустройстве РСФСР 1926 года 

       Задача  размежевания  компетенции  союзных   республик   была   решена

Основами  судоустройства Союза  ССР и союзных  республик,  принятыми  ЦИК  СССР

29  октября  1924  года.  На  базе  Основ   было  разработано    Положение   о

судоустройстве РСФСР, введенное в  действие  19  ноября  1926  года.  В  нем

указывались  задачи  суда:  ограждение  завоеваний  пролетарской  революции,

рабоче-крестьянской  власти  и  правопорядка,  ею   установленного;   защита

интересов и  прав  трудящихся  и  их  объединений;  укрепление  общественно-

трудовой  дисциплины и солидарности трудящихся;  осуществление  революционной

законности  в  личных  и  имущественных  отношениях   граждан.   Особенности

административно-территориального  устройства  некоторых   местностей   РСФСР

потребовали  отступления  от  трехзвенной  системы  судов.  Дальневосточному

краевому  суду были предоставлены  права кассационной  инстанции  в  отношении

областных судов, а последние  рассматривали кассационные  жалобы  и  протесты

на  решения  и  приговоры  народных  судов.  В  краях,  в  которые   входили

автономные  области, областные  суды также выполняли  кассационные функции,  но

дела, рассматривавшиеся  ими в качестве судов первой инстанции,  направлялись

в кассационном порядке  не в краевой, а в Верховный суд.

      ВЦИК и СНК РСФСР   постановлением  от  30  января  1928  года  признали

необходимым  реорганизовать  коллегию  Наркомюста  так,  «чтобы  в   ней   в

максимально  полной  мере  было  обеспечено   единство   руководства  всеми

отраслями деятельности Народного  комиссариата юстиции…»

      Народный комиссар  юстиции теперь  имел двух  заместителей  –  Прокурора

Республики  и Председателя Верховного суда.  Руководство  судебной  практикой

было  сосредоточено в  Верховном суде. Судебное  управление  осуществляли  так

называемые  организационно-инструкторские  управления  Наркомюста  и  краевых

(областных)  судов, просуществовавшие  до 1934 года.

      30-е годы были  годами  поиска  наиболее  приемлемых  форм  управления,

многое  вырабатывалось на практике. Нежизненные  формы  управления  отмирали,

на  смену им приходили  новые. Так произошло  и с округами. 23 июня  1930  года

ЦИК и СНК СССР  постановили  провести  к  1  октября  1930  года  ликвидацию

округов. А  это,  естественно,  повлекло   и  упразднение  окружных  органов

юстиции.  4  августа   1930   года   коллегия   Наркомюста   РСФСР   приняла

постановление о перестройке  органов юстиции  в этой связи.

      Интересно,  что   Наркомюст   РСФСР  предложил   передать  в   подсудность

народных судов все дела, ранее составлявшие компетенцию  окружных  судов,  в

том числе и те, по которым  можно  было  применить  высшую  меру  наказания,

однако  Правительство Республики с этим не согласилось.

      10 июля 1934 года был  образован Народный  комиссариат  внутренних  дел

СССР  с включением в  его состав Объединенного  государственного  политического

управления (ОГПУ). Судебная  коллегия  ОГПУ  была  упразднена,  и  все  дела

теперь  направлялись по подсудности: Верховный  суд  СССР,  Военная  коллегия

Верховного  суда СССР, военные  трибуналы округов  и  соответствующие  судебные

органы.

      В 1933 году  была  создана  Прокуратура   СССР  как   самостоятельный   и

независимый орган. Верховный  суд сосредоточил свою  деятельность  в  области

судебного надзора. 
 

                              Товарищеские суды 

       Еще  одним   органом,  возникшим   в  рассматриваемый    период,   стали

товарищеские  суды. История их создания такова. Еще 5 апреля  1921  года  СНК

РСФСР утвердил  Положение  о  дисциплинарных  товарищеских  судах  «в  целях

поднятия  трудовой  дисциплины  и  производительности  труда».   Они   могли

применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы  и  направления

в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако в 1923  году в

связи с новой экономической  политикой это  Положение было отменено.

      Постановлением ВЦИК  и МНК РСФСР  от 27 августа 1928 года  были  созданы

товарищеские  суды  на  предприятиях.  Они  рассматривали  дела  о  взаимных

обидах, оскорблениях и  другие  мелкие  дела,  по  которым  было  достаточно

морального  воздействия на провинившихся  со стороны  окружающих.  Главной  их

задачей провозглашалась  борьба за производственную  дисциплину,  а  также  с

пережитками старого быта.

      Создавались товарищеские  суды и  в  сельской  местности.  29  сентября

1930  года  ЦИК  СССР   принял   постановление    об   организации    сельских

общественных  судов.  К  их  ведению  были  отнесены   дела   о   нарушениях

общественной  безопасности и порядка, правил охраны здоровья, о  хулиганстве,

побоях, оскорблениях,  мелких  имущественных  и  трудовых  спорах.  Сельские

общественные  суды были организованы во всех  союзных  республиках.  В  1933-

1934 годах появились  их разновидности  – колхозные и  кочевые суды.

      Сельский общественный  суд  образовывался  при  сельсовете  в  составе

председателя, его заместителя  и сельских общественных судей в количестве  не

менее 15 человек. Председателя и его заместителей избирал пленум  сельсовета

из  числа  членов  сельсовета,  а  утверждал  районный  исполком.   Сельские

общественные  судьи  избирались  на  общем  собрании  граждан.  Постановления

сельских  судов  являлись  окончательными,  обжалованию   не   подлежали   и

приводились в исполнение немедленно.

      16 октября  1933  года  ВЦИК  и СНК утвердили Положение о кочевых

общественных  судах в национальных округах и районах  северных окраин РСФСР.

      Постановлением ВЦИК  и СНК РСФСР  от 20 февраля 1931 года  для  усиления

борьбы  за твердую производственную дисциплину и  ликвидацию  подрывающих  ее

пережитков  старого   быта   товарищеские   суды   были   реорганизованы   в

производственно-товарищеские. 
 

                                Туземные суды 

Особое  место в истории  советской судебной системы  занимали  так  называемые

туземные  суды.  Гордостью  судебной   системы,   свидетельствующей   о   ее

демократичности, является,  как  показала  мировая  практика,  воплощение  в

жизнь принципа отделения  суда от  администрации.  В  советской  России  этот

принцип полностью соблюден не был.

      20 января 1927 года  было принято постановление   Президиума  ЦИК   СССР,

которое разрешило в северных окраинах РСФСР  возложить  исполнение  судебных

функций на туземные органы  управления  (административные)  в  лице  родовых

(тундровых,  островных) Советов.  Особенностью  являлось  и  то,  что  органы

туземного управления при рассмотрении судебных дел могли  применять  местные

обычаи, если последние не противоречили советскому  законодательству.  Таким

образом,  в  силу  недоразвитости  судебной  системы  наряду   с   советским

законодательством использовались и  нормы обычного права.

       Решения  и   приговоры  родового  (тундрового,  островного)  Совета  в

двухмесячный  срок могли быть обжалованы в районный  туземный  исполнительный

комитет, который пересматривал эти дела по существу в  судебных  заседаниях,

а решение районного  туземного  исполкома  в  двухмесячный  срок  можно  было

обжаловать  в  народный  суд..  Отсюда  другая  особенность  этих  судов   -

установление   дополнительных  судебных  инспекций,  что  не  вписывалось  в

действующую в РСФСР  судебную  систему.  В  1927  году  появилось  еще  одно

постановление  ВЦИК  и  СНК  РСФСР,  которое  уточнило  подсудность  местных

органов управления.  К  их  компетенции  относились  все  гражданские  дела,

проистекающие из брачных и семейных отношений.  Из  уголовных  дел  туземным

органам управления были подсудны преступления, направленные  против  частных

лиц, оскорбление словами  и действием, клевета, хулиганство, кража  и  скупка

краденого, присвоение, мошенничество и т.п. 
 
 

                  Создание системы  юридического образования 

Серьезной   проблемой   того    времени    являлась    острейшая    нехватка

квалифицированных юридических кадров. Разрушение  судебной  системы  царской

России  сказалось  и  на  уровне  подготовки  будущих  юристов.  Большинство

профессоров «старой»  российской школы отказались сотрудничать  с  советской

Информация о работе Создание советских судебных органов