Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:00, контрольная работа
Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность –
одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд
играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном
обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и
политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных
органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и
задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство
советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали
общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для
осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с
одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли
звено судебной системы.
о Киргизском и Туркменском отделениях Верховного суда РСФСР. Структура и
организация этих отделений в основном соответствовала Верховному суду
РСФСР. В течении 1922-1925 года практически во всех республиках были
образованы
верховные суды.
Положение о судоустройстве
РСФСР 1926 года
Задача размежевания компетенции союзных республик была решена
Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятыми ЦИК СССР
29 октября 1924 года. На базе Основ было разработано Положение о
судоустройстве РСФСР, введенное в действие 19 ноября 1926 года. В нем
указывались задачи суда: ограждение завоеваний пролетарской революции,
рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; защита
интересов и прав трудящихся и их объединений; укрепление общественно-
трудовой дисциплины и солидарности трудящихся; осуществление революционной
законности в личных и имущественных отношениях граждан. Особенности
административно-
потребовали отступления от трехзвенной системы судов. Дальневосточному
краевому суду были предоставлены права кассационной инстанции в отношении
областных судов, а последние рассматривали кассационные жалобы и протесты
на решения и приговоры народных судов. В краях, в которые входили
автономные области, областные суды также выполняли кассационные функции, но
дела, рассматривавшиеся ими в качестве судов первой инстанции, направлялись
в кассационном порядке не в краевой, а в Верховный суд.
ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 30 января 1928 года признали
необходимым реорганизовать коллегию Наркомюста так, «чтобы в ней в
максимально полной мере было обеспечено единство руководства всеми
отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции…»
Народный комиссар юстиции теперь имел двух заместителей – Прокурора
Республики и Председателя Верховного суда. Руководство судебной практикой
было сосредоточено в Верховном суде. Судебное управление осуществляли так
называемые организационно-инструкторские управления Наркомюста и краевых
(областных) судов, просуществовавшие до 1934 года.
30-е годы были годами поиска наиболее приемлемых форм управления,
многое вырабатывалось на практике. Нежизненные формы управления отмирали,
на смену им приходили новые. Так произошло и с округами. 23 июня 1930 года
ЦИК и СНК СССР постановили провести к 1 октября 1930 года ликвидацию
округов. А это, естественно, повлекло и упразднение окружных органов
юстиции. 4 августа 1930 года коллегия Наркомюста РСФСР приняла
постановление о перестройке органов юстиции в этой связи.
Интересно, что Наркомюст РСФСР предложил передать в подсудность
народных судов все дела, ранее составлявшие компетенцию окружных судов, в
том числе и те, по которым можно было применить высшую меру наказания,
однако Правительство Республики с этим не согласилось.
10 июля 1934 года был образован Народный комиссариат внутренних дел
СССР с включением в его состав Объединенного государственного политического
управления (ОГПУ). Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела
теперь направлялись по подсудности: Верховный суд СССР, Военная коллегия
Верховного суда СССР, военные трибуналы округов и соответствующие судебные
органы.
В 1933 году была создана Прокуратура СССР как самостоятельный и
независимый орган. Верховный суд сосредоточил свою деятельность в области
судебного
надзора.
Товарищеские суды
Еще одним органом, возникшим в рассматриваемый период, стали
товарищеские суды. История их создания такова. Еще 5 апреля 1921 года СНК
РСФСР утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах «в целях
поднятия трудовой дисциплины и производительности труда». Они могли
применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления
в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако в 1923 году в
связи с новой экономической политикой это Положение было отменено.
Постановлением ВЦИК и МНК РСФСР от 27 августа 1928 года были созданы
товарищеские суды на предприятиях. Они рассматривали дела о взаимных
обидах, оскорблениях и другие мелкие дела, по которым было достаточно
морального воздействия на провинившихся со стороны окружающих. Главной их
задачей провозглашалась борьба за производственную дисциплину, а также с
пережитками старого быта.
Создавались товарищеские суды и в сельской местности. 29 сентября
1930 года ЦИК СССР принял постановление об организации сельских
общественных судов. К их ведению были отнесены дела о нарушениях
общественной безопасности и порядка, правил охраны здоровья, о хулиганстве,
побоях, оскорблениях, мелких имущественных и трудовых спорах. Сельские
общественные суды были организованы во всех союзных республиках. В 1933-
1934 годах появились их разновидности – колхозные и кочевые суды.
Сельский общественный суд образовывался при сельсовете в составе
председателя, его заместителя и сельских общественных судей в количестве не
менее 15 человек. Председателя и его заместителей избирал пленум сельсовета
из числа членов сельсовета, а утверждал районный исполком. Сельские
общественные судьи избирались на общем собрании граждан. Постановления
сельских судов являлись окончательными, обжалованию не подлежали и
приводились в исполнение немедленно.
16 октября 1933 года ВЦИК и СНК утвердили Положение о кочевых
общественных судах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1931 года для усиления
борьбы за твердую производственную дисциплину и ликвидацию подрывающих ее
пережитков старого быта товарищеские суды были реорганизованы в
производственно-товарищеские.
Особое место в истории советской судебной системы занимали так называемые
туземные суды. Гордостью судебной системы, свидетельствующей о ее
демократичности, является, как показала мировая практика, воплощение в
жизнь принципа отделения суда от администрации. В советской России этот
принцип полностью соблюден не был.
20 января 1927 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР,
которое разрешило в северных окраинах РСФСР возложить исполнение судебных
функций на туземные органы управления (административные) в лице родовых
(тундровых, островных) Советов. Особенностью являлось и то, что органы
туземного управления при рассмотрении судебных дел могли применять местные
обычаи, если последние не противоречили советскому законодательству. Таким
образом, в силу недоразвитости судебной системы наряду с советским
законодательством использовались и нормы обычного права.
Решения и приговоры родового (тундрового, островного) Совета в
двухмесячный срок могли быть обжалованы в районный туземный исполнительный
комитет, который пересматривал эти дела по существу в судебных заседаниях,
а решение районного туземного исполкома в двухмесячный срок можно было
обжаловать в народный суд.. Отсюда другая особенность этих судов -
установление дополнительных судебных инспекций, что не вписывалось в
действующую в РСФСР судебную систему. В 1927 году появилось еще одно
постановление ВЦИК и СНК РСФСР, которое уточнило подсудность местных
органов управления. К их компетенции относились все гражданские дела,
проистекающие из брачных и семейных отношений. Из уголовных дел туземным
органам управления были подсудны преступления, направленные против частных
лиц, оскорбление словами и действием, клевета, хулиганство, кража и скупка
краденого,
присвоение, мошенничество
и т.п.
Создание системы
юридического образования
Серьезной проблемой того времени являлась острейшая нехватка
квалифицированных юридических кадров. Разрушение судебной системы царской
России сказалось и на уровне подготовки будущих юристов. Большинство
профессоров «старой» российской школы отказались сотрудничать с советской