Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:00, контрольная работа
Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность –
одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд
играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном
обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и
политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных
органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и
задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство
советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали
общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для
осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с
одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли
звено судебной системы.
функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции
надзора в отношении всех без исключения судов республики.
Верховный суд РСФСР был создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923г. и
действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных
коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной
коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного суда, его
заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных
коллегий по гражданским и уголовным делам и председатели военной и военно-
транспортной коллегий составляли Президиум Верховного суда, который являлся
и органом судебного управления.
Создание советской
прокуратуры
Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в
октябре 1917 года институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об
адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 года, Положение о прокуратуре 28 мая
1922 года.
Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов
страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить.
Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство с проектом об
учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за
деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также
осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал
ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии
относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному
придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и
противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их
мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли о ее
подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде
независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских
законов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью
действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта,
должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской
инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций
прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в
дореволюционной России.
Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья
В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и
законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической
законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания
«сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской»,
требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.
Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении
прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и
партийные органы не могли оказывать на них давление. Именно эти
принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре
1922 года.
Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом.
Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав
Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного
комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно
являлся
и прокурором Республики.
Разрешенная адвокатура
Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных,
советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о
суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в
суде.
Согласно Закону от 26 мая 1922 года коллегии защитников создавались в
губерниях. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела
юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с
занятием иной должности (кроме выборных и профессорско-преподавательских
должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом,
избираемым общим собранием ее членов.
Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы
деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась
судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и
следственных органов в 1929 году отмечалось, что «основная работа коллегии
выражается в консультациях и пропаганде права».
Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и
существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что
советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В
стране к началу 30-х годов начала формироваться административно-командная
система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в
развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом
Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.
В основе преобразований советской судебной системы в 20-е годы лежал
прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей
законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в
правовом регулировании.
Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в
истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов
подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые идеи и
принципы
тогдашней Судебной
реформы сохраняют
актуальность и в
наши дни.
Создание Верховного
суда СССР
Договор об образовании Советского Союза предусматривал учреждение при
ЦИК СССР Верховного суда Союза. Верховному суду была посвящена VII глава
Конституции СССР1924 года. Верховный суд давал руководящие указания
верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства;
рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора
Верховного суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных
республик в случае противоречия их общесоюзному законодательству или
интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК
СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик СНК СССР с точки
зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между
союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших
должностных лиц СССР в должностных преступлениях (указанные функции нашли
свое отражение в первом Положении о Верховном суде СССР 1923 года). В 1926
Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного суда также толкование
общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 году появляется новое
Положение о Верховном суде, которое представило ему право законодательной
инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на
него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по
запросам СНК СССР.
20 августа 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР,
которое предусмотрело, что Верховный суд СССР является кассационной
инстанцией и по делам, рассматриваемым военными трибуналами.
Военные трибуналы состояли при революционных военных советах округов
(фронтов), корпусов и дивизий. Они действовали пол общим контролем
Наркомюста и Верховного суда и рассматривали дела о воинских преступлениях
и преступлениях, направленных на ослабление боевой мощи Красной Армии. В
местностях, где не было других судов, военные трибуналы рассматривали все
уголовные дела. До конца 1923 года существовали военно-транспортные
трибуналы, учрежденные при управлениях железных дорог. Верховный суд СССР
по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую, уголовную,
военную и военно-транспортную коллегии (в 1926 году военно-транспортные
трибуналы и военно-транспортная коллегия были упразднены; в 1930 году
организованы транспортная и воднотранспортная коллегии). Упразднение в 1934
году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в Верховном суде Специальной
коллегии.
Образование Верховного суда СССР повлекло перестройку судебной
системы союзных республик. Так, 11 апреля 1923 года ВЦИК утвердил Положение