Создание советских судебных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность –

одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд

играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном

обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и

политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных

органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и

задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство

советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали

общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для

осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с

одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли

звено судебной системы.

Работа содержит 1 файл

создание советских судебных органов.doc

— 177.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Введение 

      Суд – есть  орган государственной  власти,  а  судебная  деятельность  –

одна  из функций  государственного  управления.  Во  всяком  государстве  суд

играет  огромную роль как  орган охраны  интересов  господствующего  в  данном

обществе  класса,  как  орган  укрепления  существующего  государственного  и

политического строя. Советская  судебная система  – это совокупность  судебных

органов  Советского  государства,  взаимосвязанных  осуществлением  целей  и

задач правосудия. Судебная система  СССР  отражала  федеративное  устройство

советского  многонационального государства. В связи  с этим  в  ней  различали

общесоюзные суды  и  суды  союзных  республик.  Каждый  судебный  орган  для

осуществления  правосудия  был  наделен  конкретными  полномочиями.  Суды  с

одинаковыми полномочиями в  пределах  одной  союзной  республики  составляли

звено судебной системы.

      Судебные уставы 1864 года провозгласили  такие принципы  судоустройства

и судопроизводства, как  выборность некоторых  категорий судов,  независимость

судей от администрации, гласность  и  состязательность  процесса,  равенство

сторон  перед судом, право  обвиняемого на защиту. Однако  указанные  принципы

были  в значительной мере декларативными. Воспользоваться  ими могли,  главным

образом,  представители  имущих  классов.  Суд  состоял  преимущественно  из

представителей  этих классов. Для  кандидатов в мировые  судьи  был  установлен

имущественный, национальный, возрастной и образовательный  ценз.  В  сельских

местностях  судьи  избирались  земскими  собраниями,  то   есть   собраниями

помещиков,  в  городах  –  городскими  думами  –  собраниями  представителей

зажиточного класса (фабрикантов, купцов, домовладельцев  и  др.).  Присяжные

заседатели  подбирались  особыми  комиссиями,  состоящими  из представителей

земства или городской  думы, прокуратуры  и  полиции,  председательствовали  в

комиссиях  представители  дворянства.  Кроме  того,  был  установлен  особый

порядок выдвижения кандидатов в мировые судьи  и утверждения  их в  должности,

а также  утверждения  лиц,  привлекаемых  к  участию  в  качестве  присяжных

заседателей. Все остальные  судьи, как и мировые  судьи национальных  губерний

и окраин России, назначались  верховной властью  или правительством.

      Не был осуществлен  и принцип  независимости  судей  от  администрации.

Установления  различных  правил  о  порядке  представления  к  назначению  на

должность судьи, повышении  их в должности, дисциплинарной ответственности  и

т.д. ставило судей  в зависимое от администрации положение. Не был  полностью

проведен  в жизнь и принцип  несменяемости судей, ибо в  условиях  формального

действия  этого принципа правительство  всегда  имело  возможность  устранить

любого  судью, деятельность  которого  не  соответствовала  его  политическим

целям. Не было, конечно, и равенства граждан перед судом и  законом.  В  той

или  иной  мере  были  ограничены  и  другие   принципы   судоустройства   и

судопроизводства, провозглашенные  Судебными уставами 1864 года.

      Судебная реформа  1864 года оказалась  очень  недолговечной.  Прошло  не

так много времени  после введения новых  судов, как  началась  ликвидация  тех

немногих  прогрессивных начал,  на  которых  они  были  построены.  Например,

законом 1887  года  из  ведения  суда  присяжных  было  изъято  рассмотрение

политических, должностных и других преступлений.

      На месте старого  суда Октябрьская  социалистическая  революция  создала

новый,  народный  суд,  построенный  на  принципе  участия  в   нем   только

трудящихся. Этот важнейший принцип  организации первых  советских  судов  был

закреплен в Конституции  РСФСР 1918 года. 
 
 

                    Организация первых  пролетарских судов 
 
 

      Первый законодательный  акт Советской  власти о суде  – декрет №1 -  ,был

принят 23 ноября  1917  года,  то  есть  спустя  почти  месяц  после  победы

Октябрьской революции. На местах,  особенно  в  отдаленных  районах,  декрет

стал  известен значительно  позднее. Но  еще  до  его  издания  в  Петрограде,

Кронштадте,   Москве,   Смоленске,    Саратове,    Ярославской,    Тверской,

Новгородской губерниях, на Украине, в Сибири  и  других  районах  по  почину

местных Советов создавались  новые,  пролетарские  суды,  носящие  различные

наименования:  революционные  народные  суды,   следственные   комиссии   (с

функциями суда), суды общественной совести и др. Вновь  организованные  суды

обычно  избирались  на  короткий  срок  Советами   рабочих,   солдатских   и

крестьянских   депутатов.   Повсеместно   суды   создавались   на    началах

коллегиальности:  один  постоянный  судья  и  несколько   временных   судей-

заседателей. 

      В отдельных местах  были  учреждены   только  революционные   трибуналы,

которые рассматривали все  уголовные и гражданские  дела.  Иногда  такие  суды

создавались и в некоторых  волостях.

       Первые  советские   суды  решали  дела,  руководствуясь  революционной

совестью  и  революционным  правосознанием.  Они  выносили   приговоры,   не

ограничивая себя законами свергнутых правительств. Обвиняемый  мог  поручать

защиту  своих интересов  доверенным  лицом,  как  в  период  предварительного

расследования, так и на суде.

      В Москве после  издания декрета  №1 о суде Наркомюст  РСФСР на  основании

постановления  Московского  Совета  образовал  третейский  суд  для  разбора

крупных гражданских дел; был назначен супер-арбитр  этого  суда.  Третейский

суд должен был временно заменить предполагаемый к учреждению  окружной  суд,

разбирая  гражданские  дела,  превышающие  подсудность  местных  судов.  Для

рассмотрения  более важных  дел,  в  первую  очередь  дел  контрреволюционных

преступлениях, декретом №1 о суде были учреждены революционные  трибуналы.

       В  РСФСР   дальнейшее  развитие  общей   судебной   системы   получило

законодательную рекомендацию в декрете  №2 о суде от 7 марта 1918 года.  Этот

декрет  был издан в  развитие  и  дополнение  первого  декрета  о  суде.  Для

рассмотрения  кассационных жалоб  на приговоры  и  решения  окружных  народных

судов предполагалось по этому  декрету  учредить  областные  народные  суды,

обслуживающие  несколько  окружных  судов.   Для   достижения   единообразия

кассационной  практики намечалась организация Верховного судебного контроля.

      Местные народные  суды, вынося приговоры  и судебные решения,  ссылались

на  законы свергнутых правительств крайне  редко.  Такие  ссылки  наблюдались

лишь  тогда, когда в  составе суда были старые  специалисты.  В  этих  случаях

приговоры и решения пестрели множеством ссылок на статьи, взятые из  царских

законов. Указания в декрете  №2 о суде о том, что члены Верховного  судебного

контроля  могут быть переизбраны и отозваны Советами,  что  отменять  решения

Верховного  судебного контроля может только законодательный  орган  Советской

власти,  внесены  в  дополнение  к  первоначальному   проекту   декрета   по

предложению В.И. Ленина.

      Декретом №3 о  суде от 20 июля 1918 года было  проведено  разграничение

подсудности дел между местными и  окружными  народными  судами.  На  местные

народные  суды было возложено  рассмотрение большинства  дел  о  преступлениях.

Дела  о посягательствах  на  человеческую  жизнь,  об  изнасиловании,  разбое,

бандитизме, подделка денежных знаков, взяточничестве и  спекуляции  подлежали

рассмотрению  окружными  народными  судами.  Местным  народным  судам   было

предоставлено право рассматривать  гражданские  дела  ценою  иска  до  10000

рублей, по уголовным  делам  –  назначать  наказание  до  пяти  лет  лишения

свободы.

      Декрет №3 о  суде устанавливал, что кассация не  допускается  по  делам,

по  которым назначено  денежное взыскание  до 500 рублей  или  лишение  свободы

до  семи дней.

      В декрете №1  о суде  было  сказано,  что   о  порядке   судопроизводства

будет издан  особый  декрет.  Декрет  №2  о  суде  коснулся  лишь  некоторых

вопросов  судопроизводства,  главным  образом,   следствия,   доказательств,

подсудности, участия сторон в процессе, кассации. Декрет №3 о суде  в  части

процессуальных  правил рассматривал вопрос о подсудности. Таким  образом,  до

половины 1918 года еще не имелось  специального акта, в котором были бы  даны

в обобщенном виде процессуальные правила.

      Этот пробел был восполнен инструкцией Народного комиссариата  юстиции

РСФСР от 23 июля  1918  года,  в  котором  подробно  были  изложены  вопросы

Информация о работе Создание советских судебных органов