Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:00, контрольная работа
Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность –
одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд
играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном
обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и
политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных
органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и
задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство
советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали
общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для
осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с
одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли
звено судебной системы.
законодательном порядке 10 марта 1921 года с изданием Положения о Высшем
судебном контроле НКЮ РСФСР.
Осуществление Высшего судебного контроля было возложено на Народный
комиссариат юстиции РСФСР. Введение в жизнь этого института имело целью
установление правильного и единообразного применение всеми судебными
органами законов РСФСР и соответствие из деятельности общему направлению
политики рабоче-крестьянского правительства. К функциям Высшего судебного
контроля были отнесены:
1) общий надзор за деятельностью судебных органов
2) признание не имеющими законной силы вступивших в законную силу
судебных приговоров или решений, требующих пересмотра в порядке
надзора
3) разрешение вопроса о возобновлении дел по вновь открывшимся
обстоятельствам, независимо от того, каким органом республики эти дела
были рассмотрены.
Наряду с отделом Высшего судебного контроля, учрежденного в составе
НКЮ РСФСР, существовал и Военный отдел Управления судебного надзора
Верховного трибунала при ВЦИК. Таким образом, в советских республиках была
создана судебно-надзорная инстанция, призванная осуществлять судебный
порядок не только в отношении общих судов, но и революционных, в том числе
и
военно-революционных
трибуналов.
Судебная реформа
1922 года
Проведение Судебной реформы 1922 года обусловлено изменившимися в
стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием
большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же
время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и
зачастую не вполне корректному применению аналогии. Был взят курс на
укрепление так называемой «революционной законности».
По положению о судоустройстве РСФСР 31 октября 1922 года (Судебная
реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов, губернских
судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 января
1923 года. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы.
Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно-
транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по
трудовым делам), позднее – арбитражные комиссии.
В компетенции действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума
наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по
вопросам судебной практики.
Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации
советской судебной системы: ее единство, построение с учетом
государственного устройства, соответствие новому административно-
территориальному делению.
Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание. Во
главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование
и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании
предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост
числа судей-членов партии.
В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3% ко
всему числу сотрудников Суда.
Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР,
замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только
юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистической
партии « О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми,
большинство из которых не имели понятия о законах, был явно невыполним.
Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть
переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному
предложению Наркомата юстиции. Такие же требования были установлены и к
кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на
социально-классовый состав.
Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условия
новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских
дел. Особенно выросло количество последних.
Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 года постановлением
ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Они
подразделялись на:
1) волостные
2) уездные
3) губернские.
Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами
народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение
кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на
Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией
высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела,
разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были
упразднены.
Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление
товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны
породили еще один орган юрисдикции – арбитражные комиссии, которые стали
прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21
сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения
имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями.
Устанавливалось, что имущественные споры между государственными
учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре
– при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах – при областных
экономических совещаниях (ЭКОСО).
Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны образовывались
в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и
двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные
комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе
председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов,
назначаемых ЭКОСО.
Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии
тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931
года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае
1931 года учрежден специальный административный орган – Государственный
арбитраж.
Губернские суды
Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922
году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции
по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции
для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в
отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя,
двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей,
привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В
составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы,
возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного
управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также
дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках
судебных работников.
В 1924-1925 годах в РСФСР проводилось новое административно-
территориальное деление на основе экономического районирования и с учетом
национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость
вводилось новое: край (область), округ, район. В 1924 году образован
Уральский областной суд, в 1925 году – Сибирский и Северо-Кавказский
краевые суды.
Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний в законодательные
органы РСФСР – не создавать окружные суды, ограничившись следующей
структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд. Ко
времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе трибуналов
существовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой
инстанции и кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший
отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста