Создание советских судебных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность –

одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд

играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном

обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и

политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных

органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и

задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство

советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали

общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для

осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с

одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли

звено судебной системы.

Работа содержит 1 файл

создание советских судебных органов.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

законодательном порядке 10 марта 1921 года с изданием  Положения о Высшем

судебном  контроле НКЮ РСФСР.

      Осуществление Высшего  судебного контроля  было  возложено   на  Народный

комиссариат юстиции РСФСР. Введение в  жизнь  этого  института  имело  целью

установление  правильного  и  единообразного  применение   всеми   судебными

органами  законов РСФСР  и соответствие  из  деятельности  общему  направлению

политики  рабоче-крестьянского  правительства. К  функциям  Высшего  судебного

контроля  были отнесены:

   1) общий надзор  за деятельностью судебных органов

   2)  признание не  имеющими  законной  силы  вступивших  в  законную  силу

      судебных  приговоров  или  решений,  требующих  пересмотра  в  порядке

      надзора

   3)  разрешение  вопроса  о   возобновлении   дел   по   вновь   открывшимся

      обстоятельствам,  независимо от  того, каким органом  республики эти  дела

      были рассмотрены.

      Наряду с отделом  Высшего судебного  контроля,  учрежденного  в  составе

НКЮ  РСФСР,  существовал  и  Военный  отдел  Управления  судебного   надзора

Верховного  трибунала при  ВЦИК. Таким образом, в советских  республиках  была

создана  судебно-надзорная  инстанция,  призванная   осуществлять   судебный

порядок не только в отношении  общих судов, но и  революционных, в  том  числе

и военно-революционных трибуналов. 
 

                         Судебная реформа  1922 года 

      Проведение Судебной  реформы  1922  года  обусловлено  изменившимися   в

стране  социальными  условиями  (новая  экономическая  политика),   наличием

большого  массива несистематизированного нормативного материала  и  в  то  же

время существенных пробелов в законодательстве, что приводило  к  широкому  и

зачастую  не  вполне  корректному  применению  аналогии.  Был  взят  курс  на

укрепление  так называемой «революционной законности».

       По положению о  судоустройстве РСФСР  31 октября  1922  года  (Судебная

реформа 1922 года) судебная система  состояла из народных  судов,  губернских

судов и Верховного Суда РСФСР, который  начал  функционировать  с  1  января

1923 года. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были  ликвидированы.

Для рассмотрения специальных  категорий дел  создавались  военные  и  военно-

транспортные  суды, земельные комиссии,  особые  сессии  народных  судов  (по

трудовым  делам), позднее –  арбитражные комиссии.

       В компетенции действовавшего в составе Верховного Суда  РСФСР Пленума

наряду  с рассмотрением  дел в порядке  надзора входило  толкование  законов  по

вопросам  судебной практики.

      Судебная реформа  1922 года  закрепила   основные  принципы  организации

советской   судебной   системы:   ее   единство,   построение    с    учетом

государственного   устройства,    соответствие    новому    административно-

территориальному  делению.

      Кадровому составу  судей в этот  период уделялось  большое  внимание.  Во

главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое  образование

и  знание  законов.  Отсюда  и  социальный  состав   судей:   при   избрании

предпочтение  отдавалось рабочим  и  крестьянам.  Отмечался  постоянный  рост

числа судей-членов партии.

      В Верховном Суде  РСФСР было 32 члена  (судьи), что составляло 15,3%  ко

всему числу сотрудников  Суда.

      Данные, касающиеся  образовательного  уровня  народных  судей  в   РСФСР,

замалчивались, так как в основной своей массе эти  люди не  имели  не  только

юридического,  но  и  образования  вообще.  Поэтому  тезис  коммунистической

партии  « О дальнейшем  укреплении  социалистической  законности»  с  людьми,

большинство из которых не имели  понятия о законах, был явно невыполним.

      Народные судьи избирались губисполкомами на  один  год и могли быть

переизбраны вновь. Отзыв народного  судьи  производился  по  мотивированному

предложению Наркомата юстиции. Такие же  требования  были  установлены  и  к

кандидатам  в  народные  заседатели.  Особое  внимание  здесь  обращалось  на

социально-классовый  состав.

      Через народные  суды проходило  до 90% всех разрешаемых  дел.  В  условия

новой экономической политики изменилось соотношение  уголовных и  гражданских

дел. Особенно выросло  количество последних.

      Земельные комиссии  были образованы 24  мая  1922  года  постановлением

ВЦИК  и  СНК  РСФСР  «О  порядке   рассмотрения   земельных   споров».   Они

подразделялись  на:

1) волостные

2) уездные

3) губернские.

Все члены земельных  комиссий при разрешении  ими  дел  пользовались  правами

народного судьи. Высший контроль по спорным земельным  делам  и  рассмотрение

кассационных  жалоб на решение  губернских земельных  комиссий  возлагались  на

Народный  комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом  и  Особой  коллегией

высшего  контроля  по  земельным  спорам.  В  конце  20-х  годов  все  дела,

разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему  общих  судов,  а

Постановлением  ВЦИК и СНК РСФСР  от 10 октября 1930 года  эти  комиссии  были

упразднены.

       Переход   в   условиях   НЭПа   к   рыночной   экономике,   оживление

товарооборота, включение банков в  финансово-административную  жизнь  страны

породили  еще один орган  юрисдикции –  арбитражные  комиссии,  которые  стали

прообразом  будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от  21

сентября  1922  года  было  утверждено  Положение   о   порядке   разрешения

имущественных споров между государственными  учреждениями  и  предприятиями.

Устанавливалось,   что   имущественные    споры    между    государственными

учреждениями  и предприятиями  разрешаются арбитражными комиссиями:  в  центре

–  при  Совете  Труда  и  Обороны  (СТО),  а  на  местах  –  при   областных

экономических совещаниях (ЭКОСО).

      Высшая арбитражная  комиссия при Совете Труда и Обороны образовывались

в составе председателя, назначаемого  СТО  по  представлению  Наркомюста,  и

двух  членов, непосредственно  назначаемых  СТО.  Соответственно  арбитражные

комиссии  при областных  экономических  совещаниях  образовывались  в  составе

председателя, назначаемого СТО  по представлению  Наркомюста, и  двух  членов,

назначаемых ЭКОСО.

       Как и другие  органы  специальной   юрисдикции,  арбитражные   комиссии

тоже  не стали долговечными. Постановлением ЦИК  и СНК СССР от 3  января  1931

года  «Об упразднении  арбитражных комиссий»  они были ликвидированы, а  в  мае

1931 года учрежден  специальный  административный  орган  –   Государственный

арбитраж. 
 
 

                               Губернские суды 

      Важную роль в  трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922

году, играл губернский суд. Он действовал в  качестве суда  первой  инстанции

по  наиболее важным уголовным  и  гражданским  делам,  кассационной  инстанции

для дел, решенных народными  судами, а также  органа  судебного  управления  в

отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял  из  председателя,

двух  его  заместителей,   постоянных   членов   и   народных   заседателей,

привлекавшихся  к участию  в  судебных  заседаниях  по  первой  инстанции.  В

составе  губернского  суда   имелись   уголовный   и   гражданский   отделы,

возглавляемые  заместителями  председателя   суда.   Как   орган   судебного

управления  губернский суд имел пленум, а с 1924 года и  президиум,  а  также

дисциплинарную  коллегию для рассмотрения  дел о   служебных   проступках

судебных  работников.

       В  1924-1925  годах   в  РСФСР   проводилось   новое   административно-

территориальное деление на основе экономического районирования  и  с  учетом

национальных  особенностей.  Вместо  деления  на  губернию,  уезд,   волость

вводилось новое:  край  (область),  округ,  район.  В  1924  году  образован

Уральский областной  суд,  в  1925  году  –  Сибирский  и  Северо-Кавказский

краевые суды.

      Наркомюст внес  предложение в  Совнарком, а последний в  законодательные

органы  РСФСР  –  не  создавать  окружные  суды,   ограничившись   следующей

структурой: народный суд, краевой  или областной  суд  и  Верховный  Суд.  Ко

времени  проведения  Судебной  реформы  1922  года  в   системе  трибуналов

существовал  в  качестве  высшего  органа  судебного  надзора,  суда  первой

инстанции  и  кассационного  суда  Верховный  трибунал  при  ВЦИК,   имевший

отделения  в  республиках.  Одновременно  с   ним   в   системе   Наркомюста

Информация о работе Создание советских судебных органов