Создание советских судебных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Суд – есть орган государственной власти, а судебная деятельность –

одна из функций государственного управления. Во всяком государстве суд

играет огромную роль как орган охраны интересов господствующего в данном

обществе класса, как орган укрепления существующего государственного и

политического строя. Советская судебная система – это совокупность судебных

органов Советского государства, взаимосвязанных осуществлением целей и

задач правосудия. Судебная система СССР отражала федеративное устройство

советского многонационального государства. В связи с этим в ней различали

общесоюзные суды и суды союзных республик. Каждый судебный орган для

осуществления правосудия был наделен конкретными полномочиями. Суды с

одинаковыми полномочиями в пределах одной союзной республики составляли

звено судебной системы.

Работа содержит 1 файл

создание советских судебных органов.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

судопроизводства.

        Система   революционных    трибуналов   организационно    действовала

обособлено  от системы народных судов.  И  только  с  окончанием  гражданской

войны и переходом на мирную работу  по  восстановлению  народного  хозяйства

произошло слияние обеих  систем советских  судов. 
 

                       Единый народный  суд 

Созданная  декретом  №2  о суде   громоздкость   общей   судебной   системы

окончательно  была устранена Положением о едином народном суде от  30  ноября

1918 года. Народный суд   стал  рассматривать   все  гражданские   и  уголовные

дела, за  исключением  дел,  подсудных  трибуналам.  Трибуналы  имели  право

признать  любое из них не имеющим политического  значения и  передать  его  на

рассмотрение  в народный суд. Он действовал в трех различных составах:

1) в составе одного  народного судьи

2) в составе народного  судьи и двух  народных заседателей

3) в составе народного  судьи и шести  народных заседателей.

При рассмотрении уголовных  и гражданских  дел  народные  заседатели  во  всех

стадиях  судебного  разбирательства   пользуются   одинаковыми   правами   с

постоянным  народным  судьей,  решая  совместно  с  ним  вопросы   о   факте

преступления  и применения  наказания,  присуждения  исковых  требований  или

отказе  в иске и другие вопросы, возникающие  при разборе дел.

      Законодатель, передавая  ряд дел о наиболее  серьезных преступлениях  на

рассмотрение  народного  суда  с  участием  не  двух,   а   шести   народных

заседателей,  исходя  из  того,  что   многочисленный   состав   заседателей

обеспечит более  правильное  решение  по  делу.  Однако  опыт  показал,  что

типичные,  часто  повторяющиеся  ошибки  в  работе  суда   в   равной   мере

встречаются  в  делах,  решенных  с  участием  и  двух,  и  шести   народных

заседателей, в силу чего в дальнейшем  законодатель  отказался  от  создания

таких громоздких судебных присутствий. При рассмотрении дел суд  обязан  был

применять декреты Советской  власти, а в случае их отсутствия  или  неполноты

–  руководствоваться  социалистическим  правосознанием.  Ссылки  на   законы

свергнутых  правительств воспрещались. Суд в своей  деятельности  осуществлял

волю  пролетариата.

       Изменения  в   Положении   о  едином   народном   суде   были   внесены

постановлением  НКЮ РСФСР от 16 сентября 1920 года. В  губернских городах  при

советах народных судей были учреждены особые сессии народного  суда.  Следует

подчеркнуть,  что  эти  сессии  формировались  и  действовали  на   тех   же

основаниях,  на  которых  действовали  участковые  народные  суды.  Этим  же

постановлением  в  губернских  и  уездных  городах  были  учреждены  дежурные

камеры  народного суда. Они состояли  при  советах  народных  судей  или  при

уездных  бюро  юстиции.  Учреждение  дежурных  камер  имело  целью  добиться

максимальной  быстроты  и  эффективности  рассмотрения  несложных   дел.   В

дежурных  камерах  дела  должны  были  рассматриваться  в  день   задержания

обвиняемого.

      21 октября 1920 года  было издано  новое   Положение   о  народном  суде,

которое, сохранив все основные принципы Положения  о  едином  народном  суде

1918 года, устраняло некоторые   его  недостатки.  Народные  суды,  избранные

соответствующим  Советом  рабочих  и  крестьянских  депутатов  (городские  и

уездные), в отличие от  ранее  существовавшего  порядка,  представлялись  на

утверждение в губисполком  через губернские отделы  юстиции.  При  отсутствии

кандидатов на местах губисполком по своему усмотрению сам  избирал  народных

судей. Право отзыва народных судей принадлежало  избравшим  их  Советам  или

исполкомам  с  утверждения  губисполкома.  Это   мероприятие   содействовало

дальнейшему укреплению кадров народных судей путем закрепления лучших  из

них на  судебной  работе,  а  следовательно,  и  улучшению  качества  работы

народного суда.

      Положение о народном  суде  1920  года  внесло  серьезные   изменения   в

организацию  предварительного   следствия.   Вместо   существовавших   ранее

следственных  комиссий были созданы:

1) институты народных  следователей при  губернских советах  народных судей.

2) институт следователей  по важнейшим делам  при губернских  отделах юстиции

3) институт следователей  по важнейшим делам при Наркомюсте.

Положение о едином народном суде вносит дальнейшее изменение  в  организацию

обвинения, защиты, а также  представительства  сторон в гражданском  процессе. 
 
 

                           Революционные трибуналы 
 

      18 марта 1920 года ВЦИК издал Положение о революционных трибуналах.

Это положение было принято  в  целях  объединения  деятельности  органов  по

борьбе  с  преступными  деяниями,  направленными  против  рабоче-крестьянской

власти  и установленного  революционного  порядка  и  достижения  единства  в

применении  мер репрессии.

      Члены ревтрибуналов  стали избираться  сроком на три   месяца,  при   этом

один  из  них  должен  являться  представителем  коллегии   губернской   ЧК.

Предварительное следствие стало  возлагаться на ЧК.

       Кроме  общих   ревтрибуналов,  осенью   1918   года   были   учреждены

революционные  военные  трибуналы  в  РККА.  В  соответствии  с  Положением,

утвержденным  ВЦИК 20 ноября  1919  года,  реввоентрибуналы  создавались  при

соответствующих  революционных  военных  советах  для  рассмотрения  дел   о

преступлениях, совершенных военнослужащими.

      В период гражданской  войны и иностранной   интервенции   органы  ВЧК   на

основании Декрета  СНК  “Социалистическое  Отечество  в  опасности!”  от  21

февраля 1918 года и постановление  СНК “О  красном  терроре”  от  5  сентября

1918 года применяли   внесудебные   репрессии.  В   постановлении   ВЦИК  от  17

февраля 1919 года “О Всероссийской  Чрезвычайной Комиссии”  указывалось,  что

по  делам,  расследуемым  ЧК,   приговоры   выносят   только   революционные

трибуналы,  которые  к  тому  же  наделялись  правом  проверки  следственных

действий.

      В начале 1919 года  на местах была  создана  следующая   система  военных

революционных трибуналов:

1) революционные военные трибуналы фронтов

2) революционные военные  трибуналы армий.

Несколько позднее были организованы отделы революционных  военных  трибуналов

армий при дивизиях в  отдельных бригадах. 
 

  Мероприятия, направленные  на укрепление  суда до проведения  общей судебной

                                   реформы 

К  1921  году  существовали  три   самостоятельные,   почти   не   связанные

организационно  между  собой,  судебные  системы  губернских   революционных

трибуналов,   революционных   военных   трибуналов,   военно-железнодорожных

трибуналов. Кроме того, особо  существовал Верховный  революционный  трибунал

при ВЦИК. Система общих  судов (народные  суды,  губернские  советы  народных

судей) также не имела  единого центра.

      Объединение указанных  систем  революционных  трибуналов  в  одну  было

произведено декретом ВЦИК от 23 июня 1921 года. Этим декретом при  ВЦИК  был

учрежден  единый Верховный  трибунал. Он являлся  единым  кассационным  органом

и органом судебного  надзора  для  всех  действовавших  на  территории  РСФСР

трибуналов, а также судом  первой  инстанции  для  дел  особой  важности.  В

составе Верховного трибунала  при ВЦИК были созданы  четыре коллегии:

   1) кассационная

   2) судебная

   3) военная

   4) военно-транспортная.

      В автономных республиках и областях были открыты отделения  Верховного

трибунала. Эти отделения  в национальных областях и  республиках  создавались

по  соглашению с высшими  органами  власти  этих  республик  и  областей  и  с

утверждения  Президиума  ВЦИК.  Председатель  Верховного  трибунала  и   его

заместитель   назначались   ВЦИК.   Кассационная   коллегия   состояла    из

председателя  пленума Верховного  трибунала  или  его  заместителя  –  члена-

докладчика  и  двух  членов  из  состава  коллегий   Верховного   трибунала.

Верховный трибунал имел право  привлекать к участию  в  формировании  коллегий

трибуналов  Высший совет народного  хозяйства (ВСНХ)  и  Народный  комиссариат

по  продовольствию (Наркомпрод).

      Пленуму  Верховного  трибунала  принадлежали  все  права  по  надзору,

контролю  и ревизии, а также  инструктированию всех трибуналов  республики  по

всем  вопросам, имеющим  принципиальный характер.

      Вопрос об учреждении  высшего судебного  контроля получил   разрешение  в

Информация о работе Создание советских судебных органов