Создание государства у восочных славян.Реформы княгини Ольги

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Тема данного реферата заинтересовала меня потому, что она относится истории моей страны, а на мой взгляд - не зная прошлого своей родины не возможно смотреть в её будущее. Наши предки всё же были единым народом, несмотря на племенные разногласия, и в этом была их сила, позволившая создать могучее древнерусское государство. И именно этого единства, - не политического и партийного, а народного сейчас так не достаёт нашей стране.

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций.

Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы - преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства - Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………с.3

Основная часть:
Предпосылки возникновения государства у восточных славян……...с.5
Основные этапы складывания древнерусского государства………….с.9
Особенности образования государства восточных славян …………...с.14
Реформы княгини Ольги………………………………………………...с.15
Крещение Ольги и его значение………………………………………...с.26

Заключение…………………………………………………………………..с.34

Список использованной литературы………………………………………с.35

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ №1.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

                                                 16

Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: пока не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь, убили Игоря и дружину его, т. к. было ее мало».*

          Сделавшись вдовой, Ольга стала править от имени своего малолетнего сына Святослава и беспощадно отомстила древлянам за смерть мужа. Надо отметить, что «беспечные» древляне недооценили силу и влияние Ольги в киевском княжестве. По-видимому, не были они наслышаны и об уме княгини. В то же время древляне понимали «ценность» Ольги как жены древнерусского правителя, объединившего под своим владычеством многие племена восточных славян. Заполучить Ольгу в свой род, а вместе с ней и ее сына было желанной мечтой древлянского князя. Это позволило бы ему в дальнейшем претендовать на роль правителя всей Руси и киевского князя. Так, летописец передает: «Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала, и Святослава

возьмем и сделаем  ему, что захотим»*. Примечательны слова древлян в отношении сына Игоря Святослава: «сделаем ему, что захотим». Имеется в виду, скорее всего, что его собирались просто-напросто убить. Оно и понятно. Святослав - наследник Игоря и правитель княжества, и он непосредственно стоял на пути Мала, претендовавшего на престол в Киеве. Занять его было проще всего, женившись на Ольге. Мал посылает к ней сватов: «И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге» *. Ольга, узнав, что пришли древляне - убийцы ее мужа, позвала их к себе и сказала то, чего от нее, наверное, не ожидали услышать: «Добрые

* ПВЛ. С. 236-237

                                                  17

гости пришли». Как видим, она затаила до времени свою ненависть.

 Древляне же отвечали: «Пришли, княгиня». Естествен вопрос Ольги: «Говорите, зачем пришли сюда?» И что же ответили древляне: «Послала нас Древлянская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, т. к. муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Древлянской земле. Пойди замуж за князя нашего за Мала»*. Эти слова древлян иначе как издевательством и назвать нельзя. И вправду, убили мужа, да еще пришли «облагодетельствовать», сватать за убийцу. Но, с точки зрения самих древлян, да и Ольги, и вообще всех их современников, предложение было вполне естественным. Очень часто и впоследствии князья, убившие других князей, даже своих братьев, брали себе их жен,    как законную добычу и тем самым обеспечивали себе права на владения убитого.

        Таким образом, предложение древлян Ольге было правомерным, более того, они подчеркивали свое уважение к ней, не собираясь добиваться ее силой. Но, может быть, князь Мал попросту боялся, что не одолеет киевлян, или же очень рассчитывал на успех мирными, дипломатическими, даже «полюбовными» средствами.

        Характерно обоснование притязаний древлянского князя. Послы говорили Ольге, дескать, муж твой был грабитель» и вор, своими действиями вносивший смуту в отношения между княжествами-племенами, а «наши

князья хорошие», т. к. «навели» и соблюдают порядок  в Древлянской земле, и, без сомнения, введут его и в Киевском княжестве, во всей Русской земле. Такой ход мыслей также вполне правомерен. Следует вспомнить

обстоятельства  призвания князя Рюрика - варяга на славянскую землю в Новгород. Тогда, по словам летописца, «встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой». Иными словами, в Новгороде не стало «порядка», как его тогда понимали, не было никакого общественного благоустройства и власти. Тогда «сказали они себе, - передает «Повесть временных лет», - поищем себе князя, который бы владел нами и судил по

                                                       18

праву». Князей нашли из варяг, называвшихся русью. «Сказали руси чудь, славяне, кривичи  и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами»*.

         Думается, что после правления Игоря киевское княжество было близко к тому состоянию, в котором находилась Новгородская земля в 862г., когда понадобилось выбирать себе князя-правителя. Из-за бессмысленных действий князя Игоря начался распад еще недавно собранных воедино племенных княжеств. По-видимому, враждебно настроены были не только древляне, но и другие племена. Они же могли воспользоваться ослаблением княжеской власти и попытаться отойти от Киева, выпасть из-под правления

      преемников  Игоря и жить сами по себе. Это  было чревато нарастанием хаоса и войны, т. е. беспорядком, т. к. раз завоеванные племена, с которых собирается дань, уже никто так просто не отпустил бы, и старался бы снова их покорить силой оружия. Последующие действия Ольги это доказывают.

 По крайней мере, именно так представляли себе ситуацию древляне, поэтому и предложили в правители всей Руси своего князя. И их представление было близко к реальности. Ольга, казалось, не смогла бы наладить жесткое управление, а ее сын был слишком мал. Да и вряд ли вначале кто-либо ставил на княгиню как на правительницу. Исходя из этого, можно предположить, что свадьба Ольги и князя Мала была очень даже вероятной, и древляне всерьез рассчитывали на успех. Но они просчитались. Ольга показала себя вполне способной правительницей. Притворившись благосклонной к просьбе древлян, она перехитрила их. Княгиня отвечала сватам: «Любезна мне речь ваша - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в нее, величаясь. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши, не пойдем, но понесите нас в ладье». И вознесут вас в ладье»*. Так они и сделали. «Ольга же приказала «выкопать на  

                                                    19

теремном дворе  вне града яму великую и глубокую»* и послала за гостями.

Когда их принесли в ладье, те сидели, «величаясь, избоченившись». Затем Ольга приказала бросить ладью с древлянами в яму. «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их»*, - повествует летописец.

   Далее Ольга послала к древлянам и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди»*. Древляне, услышав об этом, «избрали лучших мужей, управлявших Деревской землею»*, и послали их к Ольге. Она встретила послов  приветливо, приказала приготовить им баню и сказала: «Вымывшись, придите ко мне». «И разожгли баню, и

вошли в нее  древляне, и стали мыться, и заперли  за ними баню, и повелела

Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все», - описывается в «Повести временных лет» вторая месть княгини. Но и на этом нелегко было успокоиться безутешной вдове. Теперь она сама пошла в Древлянскую землю, предварив их: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну»*. Древляне удовлетворили и эту просьбу Ольги. Она действительно, «взяв с собою малую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его»*. Приказала насыпать «великую могилу» и совершила тризну - поминальный обряд. Древляне также участвовали в этом. Пили и ели, ничего не подозревая; «и когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить за их честь, а сама отошла прочь и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5 000»*, - так свершилась третья месть киевской княгини.

         Конечно, жестокость Ольги поражает, но за ней виден четкий план осуществления мести. Закопав живыми в землю первых послов, которые,  

*ПВЛ.С.214

                                                      20

несомненно, были лучшими людьми древлянского племени, она приглашает еще «лучших мужей, управлявших Деревскою землею». Таким образом, Ольга уничтожает всю знать племени, всех родовых князьков и старейшин, оставив древлян без людей, способных организовать отпор в случае нападения на них. Более того, во время тризны вырезается фактически вся дружина древлянского князя, т. е. самая боеспособная часть войска. Итак, у древлян теперь нет ни воевод, ни дружины. «А Ольга вернулась в Киев и собрала войско против оставшихся древлян»*. Набрав много «храбрых воинов», Ольга с сыном своим Святославом пошла на Деревскую землю. Древляне же вышли против нее. «И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило ему в ногу, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем»*. Этот отрывок позволяет сделать вывод, что хотя и номинально, но правителем княжества считался Святослав. Ольгу, по-видимому, можно рассматривать как регента при малолетнем князе, который не способен был пока реально управлять. За него все решала Ольга, и полномочия ее были безграничны, она вела себя как полновластная правительница, и помогали ей воеводы Асмуд и Свенельд. В битве древлян победили. Они бежали и затворились в своих городах. Ольга принялась за осаду Искоростня, где убили ее мужа, но город взять не смогла. Тогда она в очередной раз проявила хитрость. Притворившись милостивой, она уверила, что более не будет мстить, т. к. отомстила сполна. И обещала довольствоваться одной лишь данью, причем очень легкой: «От каждого двора по три голубя да по три воробья». Древляне покорились и

принесли требуемую  дань. Ольга же, приказав привязать  к каждой птице трут, отпустила  их на волю. Птицы, конечно же, как она и ожидала, полетели в город, по дворам, откуда их взяли. Город охватил пожар: «И не было двора,

где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам

*ПВЛ. С. 238,239

                                                        21

своим хватать  их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин

забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам

своим, а остальных  оставила платить дань»*. Ольга осуществила свою месть сполна.

    Историк  М.Тихомиров пишет об этом так: «В рассказах летописи о местях Ольги, несомненно, много легендарного, но хитрость и жестокость были явлением того времени. Кроваво отомстить за смерть близких людей было делом чести, и в этом отношении русская княгиня ничем не отличалась от варварских королев эпохи Меровингов во Франции». Однако месть Ольги не только «дело чести». С ним не вполне согласен другой писатель-исторрик  В. Кожинов: «Первое знаменитое деяние Ольги и юного Святослава – жестокая расправа с древлянами, погубившими Игоря, - являлось, очевидно, выражением неотвратимого завета кровной мести, который в высшей степени был присущ (на ранних этапах истории) германским, в том числе  скандинавским этносам, но не был характерен для Руси. ...Нельзя не обратить внимания на тот факт, что это своего рода уникальная страница русской истории (хотя, конечно, мотивы мести присутствуют позднее и в летописи, и в эпосе), но это именно только мотивы, никогда более не разрастающиеся в грандиозный акт жесточайшего возмездия. Более того, ничего похожего нет и в последующем поведении самой Ольги. Поэтому и складывается представление, что в этом своем первом деянии княгиня руководилась требованиями варяжского окружения своего покойного мужа»*.

       Возможно, В. Кожинов прав. Нельзя, конечно же, недооценивать влияния на Ольгу двух воевод князя Игоря, Свенельда и Асмуда, которые, несомненно, были варягами, на что указывают их скандинавские имена.

Но месть Ольги  была обусловлена и,  если можно так выразиться, государственной необходимостью. Что это значит? Древляне были завоеваны  

* ПВЛ. С. 217;С. 240

                                                   22

Олегом еще в 883г., он брал с них дань по черной кунице*.  В 914г. Игорю

снова пришлось покорять их. Победив, он «возложил на них дань больше прежней»*. В 945г. древляне, по сути дела, опять восстали против власти князя, и зашли уже слишком далеко, убив его. Оставлять их безнаказанными было нельзя, и Ольге пришлось в очередной раз покорять Деревскую землю. Обставлено это было под видом мести, а чтобы подчинить непокорных, пришлось очень многих из них уничтожить физически.

          Восстание и отделение древлян было опасно еще и потому, что это могло послужить примером и другим племенам, а это грозило, в долгосрочной перспективе, распадом только что сформировавшегося государства, а в ближайшем будущем - уменьшением дани, которой облагались подвластные Киеву княжества. А это был бы чувствительный удар для киевских князей. Они могли бы лишиться поддержки своей дружины, которой надо было платить из сбора этой самой дани. Примечательно, что в подавлении древлянского сопротивления Ольге

помогали варяжские  воеводы, т. к. это было в их интересах и в интересах дружины. Прекращение потока богатств могло повлечь за собой и смену княжеской династии. Проявляя необузданную жестокость, Ольга подчинялась реальным обстоятельствам. Так было надо. А планомерное уничтожение противника можно считать блестящим тактическим ходом. Древляне, по сути, были ликвидированы по частям, причем начала княгиня с того, что истребила верхушку древлянского племени, а потом ей не составило труда подчинить всю остальную массу населения Деревской земли. Оставить древлян в покое Ольга не могла, иначе отделились бы и все остальные племена. Но и удерживать их силой оружия у Ольги тоже не было возможности. Дань больше не могла собираться в произвольных размерах,

      как это практиковал Игорь. Его же опыт убеждал княгиню, что это чревато

  гибельными последствиями. Осознав это, Ольга обращается к реформам.

*Кожинов В.  Ольга и Святослав // Родина. 1992. №№ 11-12;* ПВЛ. С. 217

                                                      23

                                     РЕФОРМЫ    ОЛЬГИ. 

         Первое, что сделала Ольга, - «возложила... тяжкую дань» на древлян. «Две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород, ибо был Вышгород городом Ольги»*, - указывает «Повесть временных лет». Ольга, как видим, имела свою резиденцию не в Киеве, а в расположенном на высоком крутом холме, на берегу Днепра замке Вышгород (в 18 верстах к северу от Киева). Таким образом, две части дани, которые шли в Киев, распределялись, по-видимому, между городской администрацией и находящейся в граде дружиной. Часть дани шла непосредственно Ольге, на ее личные нужды и для ее малой дружины, т. е. для близких к ней людей. То, что Ольга находилась в отдалении от центра Киевского государства, подчеркивает, что она лишь управляла вместо своего сына. Киевским князем считался все же Святослав, и нахождение Ольги вне Киева убеждало в этом. Как говорит летопись, Ольга установила для древлян «тяжкую дань», иначе и быть не могло. Древляне были виноваты. Но дань отныне собиралась не произвольным образом. Монах Нестор, автор «Повести временных лет»,

Информация о работе Создание государства у восочных славян.Реформы княгини Ольги