Создание государства у восочных славян.Реформы княгини Ольги

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Тема данного реферата заинтересовала меня потому, что она относится истории моей страны, а на мой взгляд - не зная прошлого своей родины не возможно смотреть в её будущее. Наши предки всё же были единым народом, несмотря на племенные разногласия, и в этом была их сила, позволившая создать могучее древнерусское государство. И именно этого единства, - не политического и партийного, а народного сейчас так не достаёт нашей стране.

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций.

Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы - преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства - Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………с.3

Основная часть:
Предпосылки возникновения государства у восточных славян……...с.5
Основные этапы складывания древнерусского государства………….с.9
Особенности образования государства восточных славян …………...с.14
Реформы княгини Ольги………………………………………………...с.15
Крещение Ольги и его значение………………………………………...с.26

Заключение…………………………………………………………………..с.34

Список использованной литературы………………………………………с.35

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ №1.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

                                                          9

       Норманнская теория происхождения древнерусского государства.  

         Впервые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном Грозным. Развить эту мысль попытался в 1615 году шведский дипломат П. Петрей де Ерлезунда в своей книге «Regin Muschowitici Sciographia». Его почин поддержал в 1671 году королевский историограф Ю. Видекинд в «Thet svenska i Ryssland tijo åhrs krijgs historie». Большое влияние на последующих норманистов оказала «История шведского государства» Олафа Далина. Широкую известность в России норманская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Г. Байера (1694—1738), позднее Г. Миллера и А. Л. Шлёцера. Летопись дает понять, что в 9 в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идёт лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

      Такая трактовка вызывает, по крайней мере, два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в "Повести временных лет", не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до

                                                        10

варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным  объяснением сложного процесса образования  любого государства. Государство не может организовать один человек  или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее, летописное упоминание в определенном смысле было взято на вооружение еще в 17 в. Так родилась пресловутая норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

     Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых  русских ученых, среди которых  был и М.В. Ломоносов. С тех пор  все историки, занимающиеся Древней  Русью, разделились на два лагеря - норманистов и антинорманистов. М.В. Ломоносов предложив иную, не скандинавскую идентификацию варягов. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение). Один из первых русских историков середины XVIII века В. Н. Татищев, исследовав «варяжский вопрос», не пришел к определённому выводу относительно этнической принадлежности призванных на Русь варягов, но предпринял попытку объединения противоположных воззрений. По его мнению, основанному на так называемой Иоакимовской летописи, варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла.

     Современные отечественные ученые преимущественно  отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие зарубежные исследователи славянских стран. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует данную теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее. Существует так же версия, что  

                                              11

     Рюрик пришёл не с севера, а из центральной  Европы, из земель, населяемых венетами-ругами. Согласно этой версии имя «Рюрик»  трактуется как «Руг - рик», т.е. «король  ругов».

            Главным опровержением норманнской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в 9 в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

     В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне  пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Во всяком случае, следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически нет. Ученые, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь пять скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150. Современный, готский вариант происхождения варягов предлагает нам отнюдь не лучшую альтернативу, только здесь правят бал не скандинавы, а готы.

     Мы  не знаем точно, когда и как  конкретно возникли первые княжества  восточных славян, предшествующие образованию  Древнерусского государства, но, во всяком случае, они существовали до 862г., до пресловутого "призвания варягов". В германской хронике уже с 839г. русские князья именуются хаканами - царями.

                                                12

     Зато  момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

      Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства.

     Конечно, крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещение произошло не менее  чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

     В Древнерусское государство вошли  кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это  государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них была лишь общая столица - город Киев. В 9 и даже в 12 в. еще нельзя говорить о специфически украинских культуре, языке и пр. Всё это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадется на три самостоятельные ветви. 
 

                                                 13

           3. Особенности образования государства восточных славян. 

     Среди основных признаков древнерусского государства к концу 10 века выделяют такие как:

     1. система данничества;

     2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

     3. простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

     4. династическая (родовая) княжеская власть;

     5. монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

     Суровость климатических условий Восточной  Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

     Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

         Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. 
 
 
 

                                                   14

                                4.   Реформы княгини Ольги. 

           После смерти князя Игоря власть перешла в руки его жены – княгини Ольги (945 - 964), так как их сын Святослав ещё не достиг совершеннолетия. Княгиня провела ряд важнейших государственных реформ, впоследствии названных реформами Ольги. В северорусском фольклоре X - XI вв. Ольга изображается красивой, смелой, хитрой и, прежде всего, мудрой правительницей. Древние авторы говорят о ней как об умном, энергичном, дальновидном государственном деятеле.

       Проведя реформы, Ольга устранила произвол княжеской власти, чем

обеспечила не только сохранение целостности Древнерусского государства, но и безмерно укрепила его.

              Кроме того, Ольга заботилась и о просвещении Руси, о распространении в ней христианской веры и добилась высокого положения своего государства на внешнеполитической арене. Княгиня Ольга - легендарная фигура истории Древней Руси. Летописи называют ее «мудрейшей из людей».

         Как случилось, что женщина в середине X в. стала правительницей нарождающегося Древнерусского государства? Конечно же, государство от этого только выиграло. Ольга проявила себя и умелым реформатором, и находчивым дипломатом, и, самое главное, человеком высокой нравственности, как ее понимали современники Ольги и последующие поколения до наших дней.

      О происхождении и ранней юности Ольги известно очень мало. Летопись сообщает только, что в 903г. к Игорю привели «жену от Пъскова, именем Олгу». По сведениям Иоакимовской летописи, она была русской княжной -

      дочерью князя псковских кривичей - и носила первоначально имя Прекраса (имя вполне вероятное; так, в русско-византийском договоре 944г. упомянуто имя подобного же склада - Предслава).

                                                        15

       Игорь же предпочел называть супругу скандинавским и даже «своим» именем Ольга (женский вариант имени Олег). Позднейшие легенды упорно указывали на Псков как на родину Ольги, а с течением времени образ мудрой княгини, матери великого воителя Святослава, сделался совсем легендарным. Псковские предания то говорили, что Ольга родилась в самом Пскове, то называли ее родным город Изборск, то село Выбутское под Псковом. Даже о браке Игоря с Ольгой, о котором так мало говорилось в летописи, рассказывалось необыкновенными и романтическими прикрасами. Игорь как-то охотился в псковских лесах, сообщалось в легенде, и искал способ переправиться на другую сторону реки. По реке плыла лодка, а в ней сидела прекрасная и сильная девушка. Молодой князь «уязвился видением» и пытался завести с ней вольные разговоры, но мудрая дева прочитала юноше целое наставление о чистой любви, заставив Игоря оставить «юношеское мудрование свое» и решить, что лучше невесты ему не найти.

      

Месть Ольги. Война с  древлянами.                                                                                                                                                                                    Ольга появляется на политической арене после смерти своего мужа.

Первый  шаг, сделанный ею в управлении государством, - начало войны с племенем древлян. Воинственный и неразборчивый в средствах Игорь вел большие войны с древлянами, жившими в густых лесах и болотах по Припяти. Здесь он был убит при попытке получить с древлян новую дань. Князь Игорь был наказан за свою жадность и безрассудность. Повесть временных лет» так рассказывает об этом: «Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам. И пришла осень, и стал он замышлять поход на древлян, желая взять с них еще больше дани. В тот год (945) сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь - пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город.

Информация о работе Создание государства у восочных славян.Реформы княгини Ольги