Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:32, реферат
Тема данного реферата заинтересовала меня потому, что она относится истории моей страны, а на мой взгляд - не зная прошлого своей родины не возможно смотреть в её будущее. Наши предки всё же были единым народом, несмотря на племенные разногласия, и в этом была их сила, позволившая создать могучее древнерусское государство. И именно этого единства, - не политического и партийного, а народного сейчас так не достаёт нашей стране.
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций.
Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы - преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства - Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.
Введение……………………………………………………………………с.3
Основная часть:
Предпосылки возникновения государства у восточных славян……...с.5
Основные этапы складывания древнерусского государства………….с.9
Особенности образования государства восточных славян …………...с.14
Реформы княгини Ольги………………………………………………...с.15
Крещение Ольги и его значение………………………………………...с.26
Заключение…………………………………………………………………..с.34
Список использованной литературы………………………………………с.35
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Основная часть:
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………с.35
Тема данного реферата заинтересовала меня потому, что она относится истории моей страны, а на мой взгляд - не зная прошлого своей родины не возможно смотреть в её будущее. Наши предки всё же были единым народом, несмотря на племенные разногласия, и в этом была их сила, позволившая создать могучее древнерусское государство. И именно этого единства, - не политического и партийного, а народного сейчас так не достаёт нашей стране.
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания, близостью языка, культуры, традиций.
Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы - преемники политического и культурного наследия Древнерусского государства - Киевской Руси. Их история и в дальнейшем тесно взаимосвязана: в противостоянии формирующегося Московского государства и Великого княжества Литовского, в образовании и развитии единого русского государства и огромной Российской империи.
Глобальные перемены, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания к проблемам восточного славянства. В их изучении на смену традиционным взглядам все активнее пробиваются новые точки зрения, вводятся свежие комплексы источников, меняются тематические приоритеты.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении возникновения государства у восточных славян и реформ княгини Ольги.
Для достижения поставленной цели в работе мной были разобраны следующие вопросы:
1) предпосылки возникновения государства у восточных славян;
2)
основные этапы складывания
3) особенности образования государства восточных славян;
4) реформы княгини Ольги.
Объект исследования - возникновение
государства у восточных славян и реформы
княгини Ольги.
4
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.
Выделяют
следующие предпосылки
Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов, и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.
Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра – резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным. Не случайно именно в княжеско-дружинной среде укрепляется культ Перуна - бога грома и молний, олицетворяющего небесный огонь. Перун, самый поздний бог у славян был заимствован, очевидно, у балтов, называемый Перкунас. Выдвижение Перуна среди других славянских богов произошло на стыке язычества и
христианства,
с началом русской
стал покровителем
дружинно-княжеских кругов Киевской Руси,
карающий за несоблюдение законов. Расцвет
культа Перуна произошел на закате язычества
и был использован князем Владимиром для
усиления власти аристократической верхушки
киевлян. Подмена исконно славянских богов,
а именно, Триглава, Яра, Вия, вероятно,
и явилась толчком к быстрому крушению
язычества и перехода славян к христианству.
Внешнеполитические предпосылки.
К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары.
С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.
С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.
Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата -
хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях
Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности.
Социально-экономические предпосылки.
Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.
В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки
7
восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.
Социально-политические предпосылки.
Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.
Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.
В
советской исторической науке долгое
время приоритет в формировании
государства отдавался
2.
Основные этапы складывания
древнерусского государства
На первом этапе образования древнерусского государства (8 – середина 9 вв.) происходило вызревание предпосылок, а также складывание межплеменных союзов и их центров, упоминающихся у восточных авторов. К 9 в. восходило появление системы полюдья, то есть сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер и.
На втором этапе (2-ая половина 9 – середина 10 в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов).
Летописец отмечает (862 год), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла "борьба престижей"). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.
Информация о работе Создание государства у восочных славян.Реформы княгини Ольги