Советское государство и право в период НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и социальной и политических сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

    Это закладывало в правовые нормы  возможности произвола и массовых репрессий. В тот период это еще  не проявилось в крупных масштабах. По официальным данным, общее число  лиц во всех местах заключения в  СССР составило на 1 января 1925 г. 144 тыс. человек, на 1 января 1926 г. 149 тыс. и на 1 января 1927 г. 185 тыс. До срока условно  освобождались около 70% заключенных. По опубликованным за рубежом данным, предоставленным антисоветской  эмиграцией, в 1924 г. в СССР было около 1500 политических правонарушителей, из которых 500 находились в заключении, а остальные были лишены права  проживать в Москве и Ленинграде.

    22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый кодекс  РСФСР, который в основе своей  повторил УК РСФСР 1922 г. 

    ВЦИК 25 мая 1922 г. принял первый Уголовно-процессуальный кодекс, а 15 февраля 1923 г. ВЦИК утвердил новый УПК (новую редакцию кодекса 1922 г.). Кодекс утвердил такие основные принципы уголовного судопроизводства: гласность и публичность заседаний, устное судопроизводство, ведение процесса на русском языке или на языке  большинства населения данной местности (при необходимости с переводчиком).

    Суд обязан исследовать все доказательства следствия - не только в поддержку  обвинительной стороны, но и обстоятельства, смягчающие вину подследственного. Суд  выносил приговор простым большинством голосов. Судья или судебный заседатель мог иметь особое мнение, которое оформлялось письменно, приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало. Апелляционный порядок обжалования приговоров отменялся и заменялся кассационным.

    31 октября  1924 г. были приняты Основы уголовного  судопроизводства Союза ССР и  союзных республик, которые устанавливали  единые принципиальные положения  для судопроизводства. Они не  внесли существенных изменений  в процессуальное право.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

§ 3.7. Исправительно – трудовое право 

    Первым  нормативным документом был декрет Наркомюста "О лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового". В нем заложен основной принцип, что приговор к лишению свободы всегда предполагает принудительные работы (хотя на срок до трех месяцев они возможны и без лишения свободы). "Арестные дома" для лиц, ждущих суда, были в ведении НКВД. ЧК основала для арестованных ею лиц особые места заключения, которые не регулировались конкретными юридическими нормами. Осенью 1918 г. появляются упоминания о концентрационных лагерях, вначале как о месте превентивного, а не карательного, заключения (поэтому принцип принудительных работ там не применялся). С весны 1919 г. заключение по решению ЧК в концлагерь стало использоваться и как карательная мера.

    Начатая после гражданской войны реформа  уголовного права предполагала соединение тройной системы карательных  учреждений (Наркомюста, НКВД и ЧК) под эгидой Наркомата юстиции. Однако в результате ряда реорганизаций в октябре 1922 г. возникло Главное управление мест заключения в рамках НКВД.

    СНК РСФСР 28 ноября 1921 г. принял декрет "Об использовании труда заключенных  в местах лишения свободы и  отбывающих принудительные работы без  лишения свободы". 16 октября 1924 г. ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК), который регулировал  организацию и режим содержания осужденных. В Кодексе отмечалось, что вместо тюрем нужно усовершенствовать  и максимально развивать сеть (трудовых сельскохозяйственных, ремесленных  и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов, устраиваемых преимущественно вне городов).

    Труд  заключенных из трудящихся засчитывался из расчета два дня работы за три  дня. В особую категорию выделялись профессиональные преступники и нетрудящиеся, совершившие преступления вследствие своих "классовых привычек", которые содержались в условиях более строго режима.

    ИТК не содержал никаких упоминаний о  местах заключения, находившихся под  контролем ОГПУ (этот пункт был  изъят в ходе обсуждения). Между  тем в ведении ОГПУ находились не только самые суровые места  заключения, но и самые гуманные - "рабочие коммуны" для молодых  правонарушителей, которые действовали  по принципу "открытой тюрьмы". Кстати, в течение 20-х годов в местах заключения ОГПУ еще поддерживалась старая традиция уважительного отношения  к политическим заключенным из числа  оппозиции (заключение в предназначенный  для политических концлагерь считалось  более легким наказанием). С обострением  противоречий внутри партии это положение  менялось.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  
 
 

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Докладчик по этому вопросу М.В.Фрунзе говорил, что "необходимость допущения в известных пределах капиталистического накопления в деревне" предполагает терпимость и к непролетарским элементам в литературе.
  2. Один делегат из крестьян на Совещании по советскому строительству жаловался, что комсомольцы проводят выборы Советов с заранее заготовленными списками: "Когда из 27 членов Совета выбирается 9 женщин и 9 комсомольцев, я сомневаюсь, чтобы такой сельсовет был авторитетен для крестьянства, которое привыкло в сельсовете видеть не комсомольца, не женщин, а бородачей". В декабре 1924 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) резко осудило антирелигиозные крайности комсомольцев на селе.
  3. Насколько это было непростое решение, видно из того, что Конституция РСФСР 1925 г. восстановила запрет в прежней редакции, но практического эффекта это уже не имело, и Наркомюст издавал инструкции по возвращению избирательных прав.
  4. Сокращалось число военно-транспортных трибуналов, они были полностью упразднены в конце 1923 г. Военные трибуналы сохранялись временно. Однако они выдержали проверку временем и, с некоторыми изменениями, действовали еще долго.
  5. При создании адвокатуры возник вопрос, могут ли коммунисты защищать преступников, т.е. быть адвокатами. ЦК РКП(б) в специальном документе разъяснил, что да, коммунисты могут работать адвокатами.
  6. Восстановление рынка создало много локальных неравновесий, которые жестоко ударили по трудящимся. На некоторых шахтах на Дону, перешедших на хозрасчет, часть шахтеров умерли с голоду.
  7. Насколько сильной была массовая тяга к уравнительству по выходе из "военного коммунизма", видно из того, что этот поворот приходилось пояснять такой доходчивой аллегорией: "Если по нашим законам гражданин имеет право владеть комплектом одежды, то никто не имеет права раздевать его на основе принципа равноправия только потому, что ему случилось встретить на улице человека без одежды".
  8. Волостные бюджеты в 1924 г. были установлены лишь на Украине, где и раньше местное самоуправление было более развито. Сравнительно успешно шел этот процесс на Северном Кавказе и на Урале.
  9. Репрессивные меры такого типа служат обычно не для наказания, а для устрашения, как превентивное воздействие на современников. Как политические акции, они применяются и т.н. демократическими режимами. Ярким примером являются приговоры Э.Хоннекеру, которого судили по законам ФРГ за действия, совершенные в условиях юрисдикции ГДР, а также приговор секретарю ЦК компартии Латвии А.Рубиксу за его поддержку ГКЧП в августе 1991 г., когда Латвия находилась под юрисдикцией советских законов, согласно которым даже в действиях самих членов ГКЧП не было найдено состава преступления.
  10. ГПУ получило право держать под арестом в административном порядке практически неограниченное время (получение предписанных санкций на продление ареста проблем не составляло).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     За  годы НЭПа новый государственный порядок упрочнился. Введение новой экономической политики не затронуло политического устройства Советского государства. Промышленность вернулась к довоенному уровню развития 1913 года, а затем этот уровень был превзойден. К концу 20-х гг. в политике властей наметился новый поворот. Никто не объявлял об отмене или конце НЭПа. Но остатки прежних имущих классов уничтожались.

      Таким образом, к концу восстановительного периода и с началом реконструкции  народного хозяйства усилился процесс  вытеснения капиталистических элементов  из экономики страны, который продолжался  с нарастающей силой в конце 20-х гг., обеспечивая не только относительное, но и абсолютное сокращение частного капитала.

      НЭП представлял собой целый неразрывный  комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера.

      В целом преобразования 20-х гг. характеризовались  острыми противоречиями, отсутствием  целостности подходов к управлению и решительной схваткой между  экономическими и административными методами, прежде всего в государственном секторе хозяйствования. Главной задачей государства из-за сложности условий было установление верных пропорций между тем, что оно могло «переварить», подчиняя своему прямому воздействию, и тем, что такому воздействию поддавалось слабо или не поддавалось совсем, относясь к стихии рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Гимпельсон  Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность форм// Отечественная  история 1993 № 2. С. 29-43
  2. Глава 5 из книги «История государства и права России». – М.,: Издательство «Былина», 1998г.
  3. История отечественного государства и права. Ч. II: Учебник/ под ред. О.И. Чистякова. – М., 1997г. С. 147-229
  4. История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М., 1997г.
  5. Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы. – М., 1997г.
  6. История России 1917 – 1940. Хрестоматия. Под ред. М.Е. Гловацкого. Челябинск, 1994г. С. 151-154, 163-168
  7. История государства и права России. Отв. ред. Ю.П. Титов. – М., 1996г. С. 288-400
  8. История государственного управления России. Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д, 1999г. С. 345-367
  9. Кара -  Мурза С.Г. «История советского государства и права».
  10. Коржихина Т.П., Фигантер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия// вопросы истории 1993 № 7. С. 25-38
  11. Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-30 –е  гг.// вопросы истории 1998 № 11-12. С. 49-66
  12. Политическая история России: Учебное пособие. Отв. ред. В.В. Журавлев. -  М., 1998г. С. 480-491
  13. Российская государственность: исторический аспект. Под ред. В.П. Дмитренко. – М., 1995г. С. 47-52
  14. Хрестоматия по истории государства и права России. Составитель Ю.П. Титов. – М., 1997г. С. 317-341
  15. Хрестоматия по истории отечественного государства и права 1917-1991гг. Под ред. О.И. Чистякова. – М. 1997г. С. 180-201
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Информация о работе Советское государство и право в период НЭПа