Советское государство и право в период НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и социальной и политических сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

    Вопрос  о ее создании был поднят на IV Всероссийском  съезде деятелей советской юстиции  в январе 1922 г. НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры как  централизованного органа, главная задача которого - общий надзор за законностью. Критики во ВЦИКе выступали против централизации и независимости прокуратуры от местных Советов, за двойное подчинение прокуроров - губисполкомам на местах и в центре - прокурору республики. Предлагалось также ограничить деятельность прокуратуры работой в судах, как это было в дореволюционной России.

    Критиков  поддержала комиссия ВЦИК и комиссия ЦК РКП(б). Против них решительно выступил В.И.Ленин. Он считал вопрос о принципах создания советской прокуратуры настолько важным, что предложил вынести его на решение Политбюро. Оно рекомендовало отвергнуть принцип двойного подчинения прокуратуры и установить подчинение местной прокурорской власти только центру.

    25 мая  1922 г. ВЦИК принял "Положение  о прокурорском надзоре". На  прокуратуру возлагалось: осуществление  надзора от имени государства  за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ГПУ; поддержание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

    Прокуроры губерний и областей и их помощники  назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Прокуроры губерний и  областей находились в непосредственном подчинении прокурора республики (им являлся нарком юстиции). В НКЮ  был создан отдел прокуратуры. Прокуратура  автономных республик была подчинена  и подотчетна прокурору РСФСР. Опыт РСФСР использовали другие республики. При образовании СССР союзной  прокуратуры не учреждалось. Только при Верховном Суде СССР состояли прокурор Верховного Суда СССР и его  заместитель, назначаемые Президиумом  ЦИК СССР.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

§ 2.5. Адвокатура 

26 мая  1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после Октября 1917 г.  возникла профессиональная адвокатура. Защитники (адвокаты) объединялись  в коллегии, создаваемые при губернских  отделах юстиции. Их утверждал  губисполком, а представлял отдел юстиции. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. В "Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик" подтверждалось учреждение коллегии защитников для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.6. Вооруженные  силы 

    К концу  гражданской войны армия насчитывала 5,5 млн. человек. Прежде всего, была проведена  демобилизация, и к началу 1923 г. численность  была сокращена до 600 тыс. человек.

    Вводился  новый принцип организации армии. Сохранялся сравнительно небольшой  контингент кадровых частей. По декрету  ВЦИK и СНК "Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся" от 8 августа 1923 г. наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования. В милиционно-территориальных частях служили прошедшие вневойсковую подготовку сроком в три месяца, а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течении четырех лет в войсках. В 1925 г. в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровая дивизии. В 1924 г. были установлены следующие сроки действительной военной службы: в армии - два года, во флоте - четыре года. Вооруженные Силы СССР составляли сухопутные, морские, воздушные войска, войска специального назначения, ОГПУ и конвойная стража. Устанавливалась всеобщая воинская служба для трудящихся мужчин в возрасте с 19 до 40 лет.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА 3. Развитие права 

    Страна  переходила от чрезвычайных условий  гражданской войны и иностранной  военной интервенции к мирным условиям. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами  хозяйства, гарантии сохранности союза  рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государства и законности.

    Вопреки стереотипным представлениям, период НЭПа был едва ли не самым трудным и опасным для Советского государства. Оно лишилось важных факторов его легитимации - сплачивающих людей бедствий войны и уравнительного разделения тягот ("военный коммунизм"), утопии быстрого движения к братству трудящихся, надежды на мировую пролетарскую революцию, которая поддержит Советскую Россию. Вместо этого было начато "отступление" с возрождением буржуазии, новым социальным расслоением. Приватизация предприятий и торговли, введение хозрасчета на государственных предприятиях вызвали у существенной части победивших в гражданской войне трудящихся идеологический шок (6). В ряде мест возникают "красные банды", вступавшие в борьбу с Советской властью.

    Еще более опасным было то, что отмена чрезвычайных мер и расширение демократических  прав сразу были использованы буржуазными  слоями, особенно кулаками на селе. Обладая  материальными средствами, будучи более  грамотными и способными к организации, они без труда завоевывали  решающее положение в Советах  и кооперации. База политической системы  превращалась в силу, враждебную центральной  власти. Это объективно создавало  основу для острых дискуссий в  компартии, доводящих до стадии раскола. Развал партии как объединяющего механизма всей политической системы, как предполагалось, неминуемо означал бы крах государства.

    Все это привело к тому, что в  системе права в период НЭПа парадоксальным образом сочетаются два противоположных процесса: отмена чрезвычайных норм и классового подхода с упором на законность - и усиление репрессивного механизма (теперь уже узаконенного) для предотвращения "государственных" преступлений. Правовая система в своей особой части начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы. К этому, конечно, не сводился правовой процесс. В общей части, которая регулировала главные, массивные элементы жизнеустройства, велась нормальная работа по упорядочению жизни.

    Важную  роль в дискуссиях по юридическим  вопросам в период НЭПа занимала концепция "революционной законности", возникшая в 1921-1922 гг. Она была идеологической основой для перехода от "революционного правосознания" к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых был невозможен НЭП и частная хозяйственная деятельность. В результате этих дискуссий резко возросла роль прокурора как стража революционной законности (эпитет "революционная" был вскоре тихо забыт).

    В середине 20-х годов возникла волна культа законности в связи с лозунгом "Лицом к деревне!" и кампанией  по "Оживлению Советов", которые  означали установление правовых гарантий для состоятельного крестьянина - главной  фигуры в восстановлении хозяйства (7). Другой стороной лозунга законности было стремление ограничить произвол ("хотя бы даже и революционный") работников госаппарата, упорядочить  и сделать более эффективной  систему власти. Упущения, ошибки, волокиту стали трактовать как "беззаконие". Здесь также расширились функции  прокуратуры и произошло ее размежевание с Рабкрином (прокурор занимался законностью, Рабкрин - эффективностью).

    Хотя  неясность понятия "революционная  законность" позволяла в течение  всего периода НЭПа придавать ему разные оттенки для использования в политической борьбе, в целом связанные с ним дискуссии стимулировали развитие правового обеспечения.

    За  прошедшие годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР  к концу 1922 г. было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных  актов. Чтобы сделать эти нормы  доступными, следовало их систематизировать, ликвидировать пробелы, противоречия. Встала грандиозная задача по кодификации  норм советского права. Эта работа была проведена в основном за 1922-1923 годы.

    Работа  над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальными кодексами  РСФСР велась в Наркомате юстиции. Земельный, Лесной кодексы разрабатывались  в Наркомате земледелия, Кодекс законов  о труде - в Наркомате труда. Общее  руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена  кодификация. Вот даты введения в  действие основных кодексов:

    Уголовный кодекс РСФСР - 1 июня 1922 г.

    Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР - 25 мая 1922 г. (обновлен 15 февраля 1923 г.)

    Земельный кодекс РСФСР - 1 декабря 1923 г.

    Кодекс  законов о труде РСФСР - 1 января 1923 г.

    Гражданский кодекс РСФСР - 1 января 1923 г.

    Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923 г.

    Лесной  кодекс РСФСР - июль 1923 г.

    В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс, Устав железных дорог. Проводилась  систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

§ 3.1.  Гражданское право и процесс 

    ГК  РСФСР исходил из наличия многоукладной  экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу. Вводились статьи, направленные "против злоупотребления НЭПом". ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений.

    В ГК утверждалось, что гражданские права  охраняются законом (вне зависимости  от пола, расы, национальности, вероисповедания  и происхождения) за исключением  тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать невоспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество (с ограничениями, указанными в законе), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18 летнего возраста.

    Кодексом  предусматривалась: государственная, кооперативная, частная собственность. Земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные  аппараты могли быть исключительно  собственностью государства. На правах частной собственности могли  быть: строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода  и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Предприятия с неограниченным числом работающих могли быть собственностью кооперативных организаций.

    Кодекс  определял порядок, условия и  формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Жилые  строения могли быть предметом купли-продажи  при условии, что в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья  могли отчуждать не более одного строения в три года. Разрешались  договора займа с ограничением взимаемых  процентов не свыше 6% годовых (при  этом было запрещено начисление сложных  процентов). Сделки, явно наносящие  ущерб государству, признавались недействительными.

    Что касается наследственного права, то кодекс вводил наследование как по закону, так и по завещанию. Однако было оговорено, что передаваемая наследственная масса не должна превышать 10 тысяч  золотых рублей (в 1926 г. это ограничение  было отменено, но наследство облагалось высоким налогом).

    Принятием ГК РСФСР регулирование имущественных  отношений не ограничилось. Был принят целый ряд актов: "Об основах  авторского права", "О патентах и изобретениях", Уставы железных дорог (1922 и 1927 гг.) и др.

    В 1923 г. ВЦИК принимает Гражданский процессуальный кодекс (ГКП РСФСР 1923 г.), согласно которому процесс основывался на началах  гласности и публичности, с делопроизводством  на языке большинства населения  данного района. Основанием для процесса служил иск. Стороны в процессе представляли доказательства, однако суд по своей  инициативе мог привлечь и другие доказательства. На любой стадии процесса в дело мог вступить прокурор. Закон  допускал представительство сторон в процессе. ГКП РСФСР регулировал  порядок исполнения судебных решений  и определений.  

§ 3.2. Семейное право 

    Получило  дальнейшее развитие в Кодексе законов  о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Особенно характерно, что был  узаконен фактический брак. Достаточными условиями для его признания  были совместное проживание, ведение  общего хозяйства, совместное воспитание детей. Третьи лица могли быть свидетелями  наличия этих оснований в случае споров между совместно проживающими. Устанавливался единый минимальный возраст вступающих в брак - 18 лет. Местным исполкомам было предоставлено право в исключительных случаях снижать брачный возраст женщины, но не более чем на один год. Признавалось совместным (общим) имуществом супругов, нажитое в браке. Кодекс дал право суду выносить решения об отбирании детей до 14 лет у родителей и передаче их органам опеки и попечительства. Кодекс разрешил усыновление несовершеннолетних.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Советское государство и право в период НЭПа