Советское государство и право в период НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и социальной и политических сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

§ 3.3. Финансовое право 

    В 1921-1923 гг. упорядочивается налоговая система. Натуральный налог заменяется денежным, вводятся косвенные налоги. В 1921 г. в  принципе восстанавливается финансовая автономия местных (губернских) властей, размер их бюджетов постепенно растет, хотя необходимость получения средств  из центра сохраняется. Начинают восстанавливаться  и уездные бюджеты. Большие усилия, предпринятые для учреждения волостных  бюджетов, не увенчались успехом - из-за нехватки местных доходов и квалифицированных  кадров (8). Был принят ряд решений  о передачи в волостной бюджет части сельхозналога, о разрешении учреждать некоторые независимые  налоги (но не с населения), о передаче волостям предприятий и имущества (мельниц, кузниц и т.п.). Идея превратить волость в "финансово-хозяйственную  единицу", организующую крестьян и  выведенную из системы госаппарата (с исключением местных бюджетов из госбюджета СССР) была реализована  далеко не в полном объеме, хотя и  обещала резко упростить задачи государства. В 1925 г. 70% доходов местные  власти получали из местных источников, в основном от предприятий, а не от налогов. В ходе кампании по "оживлению  Советов" началось движение за введение бюджетов на уровне сельсоветов. Это  стимулировало изучение финансового  состояния деревни, которое показало очень низкий уровень жизни и  невозможность введения денежной экономики  на уровне сельсоветов. В целом, курс на финансовую децентрализацию проводился настойчиво.

    Финансовую  систему оздоровил проведенный  в 1921-1923 гг. обмен денежных знаков, в  два приема: сначала в отношении 1:10000, затем 1:100. Создавались государственные  сберкассы, расширялась кредитная  система. Наряду с Госбанком создавались  коммерческие, кооперативные, коммунальные банки, сельскохозяйственные кредитные  товарищества. Вводились внутренние государственные займы. Образование СССР привело к установлению единой для всех республик денежной и кредитной системы. К компетенции Союза было отнесено установление общесоюзных, республиканских и местных налогов. Устанавливался бюджет СССР. Союзные республики имели свои бюджеты, являвшиеся составными частями общесоюзного бюджета. Бюджеты всех союзных республик кроме РСФСР получали дотацию из общесоюзного бюджета. К компетенции Союза было отнесено введение внутренних займов. Разграничение бюджетных прав Союза и союзных республик, расширяющее бюджетные права последних, было сделано в 1927 г.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

§ 3.4. Трудовое право 

    Кодекс  законов о труде (КЗоТ) РСФСР 1922 г. принципиально отличался от КЗТ 1918 г. От методов принуждения в  регулировании трудовых отношений  государство переходит к методам  свободного найма рабочей силы с  заключением добровольного трудового  договора. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для  выполнения важнейших государственных  заданий) привлечение граждан к  труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК.

    Трудовой  договор заключался как при наличии  коллективного договора, так и  без него. Договор заключался либо на неопределенный срок, или на время  выполнения работы, или на определенный срок (не более одного года). Договор  на неопределенный срок мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя в случаях, установленных законом, и желанию работника в любое  время, предупредив нанимателя за семь дней. Договоры, ухудшавшие положение  трудящегося сравнительно с условиями, установленными законами о труде, условиями  коллективного договора и правилами  внутреннего распорядка, распространявшимися  на данное предприятие или учреждение, признавались недействительными.

    В кодексе 1922 г. появились положения о  коллективных договорах. Они являлись соглашением, заключаемым профсоюзом, как представителем рабочих и служащих, и нанимателем. Колдоговор устанавливал условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или группы таковых. Тем самым он задавал рамки для личных трудовых договоров найма. Недействительными признавались статьи колдоговора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей колдоговор.

    КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения  вновь вводил социальное страхование. Оно распространялось на всех лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями, учреждениями, хозяйствами или работодателями без права обложения страхуемого и без вычета взносов из заработной платы. Социальное страхование предусматривало: оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной нетрудоспособности и дополнительных пособий (на кормление ребенка, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам семей трудящихся в случае смерти кормильца.

    В 1925 г. была проведена либерализация  процесса найма - отменялось обязательное до этого посредничество бирж труда  при найме рабочих и служащих. За 1928-1932 гг. был осуществлен переход  с 8-часового рабочего дня к 7-часовому без уменьшения зарплаты.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

§ 3.5. Земельное  право 

    Земельный кодекс РСФСР 1922 г. уделил основное внимание правовому режиму сельскохозяйственных земель. Он подтвердил, что право  частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР "отменено навсегда". Запрещалась  покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли. Такие сделки признавались недействительными, а виновные наказывались в уголовном порядке.

    Право пользования землей из единого государственного земельного фонда предоставлялось: трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Право на пользование землей для ведения сельского хозяйства имели все граждане РСФСР, желавшие обрабатывать ее своим трудом. Правда, в 1925 г. бывшие помещики были лишены права землепользования в своих прежних имениях.

    Землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Допускалась трудовая аренда. В тех случаях, когда трудовое хозяйство по состоянию своей рабочей силы не могло выполнить своевременно сельскохозяйственные работы, допускалось применение наемного труда с соблюдением норм об охране труда в сельском хозяйстве. В апреле 1925 г. было pазpешено применение подсобного наемного труда в крестьянских хозяйствах (с подробным определением прав батраков и батрачек).***

    Допускались различные формы землепользования. Кодекс регулировал правовое положение, крестьян-землепользователей, крестьянских дворов, обществ. 15 декабря 1928 г. ЦИК  СССР принял "Общие начала землепользования и землеустройства Союза ССР  и союзных республик", которыми регулировались отношения, связанные  с землепользованием и землеустройством.  

§ 3.6. Уголовное  право и процесс 

    C окончанием  гражданской войны чрезвычайная  юрисдикция утратила видимое  оправдание. В декабре 1921 г. полномочия  ЧК были "сужены", а в феврале  1922 г. ЧК была упразднена и  заменена ГПУ как обычным отделом  НКВД. Вслед за этим был принят  Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., который сводил все виды преступлений  в рамки одного законодательного  права и передавал их в компетенцию  одних судов (в 1923 г. ревтрибуналы  были ликвидированы). УК состоял  из Общей части и Особенной  части. 

    Задачей УК была объявлена правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов  путем применения к нарушителям  наказания или других мер социальной защиты. К уголовной ответственности привлекались лица с 14 лет. К несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры педагогического воздействия.

    Преступлением признавалось всякое общественно опасное  действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку. Целью наказания и других мер  социальной защиты являлось общее предупреждение новых нарушений как со стороны нарушителя, так и других неустойчивых элементов общества. По некоторым статьям предусматривалась высшая мера наказания - расстрел. Так смертная казнь, которая до этого рассматривалась в советском праве как чрезвычайная мера возмездия, как акт военных действий, теперь вводилась в обычную практику уголовного права (ссылка на ее временный характер была устранена в 1923 г.).

    УК  РСФСР 1922 г. допускал применение аналогии. В Кодексе она была представлена так: "В случае отсутствия в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты применяются согласно статьям УК, предусматривающим наиболее сходные по важности и роду преступления с соблюдением правил Общей части сего Кодекса".

    УК  РСФСР 1922 г. закрепил и освятил законом  разделение между обычными и "государственными" преступлениями. Само понятие "государственное  преступление" впервые появилось  в официальном правовом акте. В  Особенной части УК на первом месте  перечислены наиболее опасные государственные  преступления - контрреволюционные.

    Контрреволюционным  признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революцией, власти рабоче-крестьянских Советов и правительства, а также  помощь той части международной  буржуазии, которая стремилась к  свержению советского строя путем  интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. средствами.

    Cт. 67 УК 1924 г. вводила принцип обратной силы закона (наказания за активные действия против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственных постах при царском строе) (9).

    На  деле эта реформа, смысл которой  внешне заключался в устранении различий в двух видах преступлений, усилила  эти различия и превратила чрезвычайные меры в узаконенные и постоянные. ЧК была органом временным и чрезвычайным, ГПУ - постоянным и официальным, наделенным такими полномочиями, которых никогда не давали ЧК (10). С образованием ОГПУ как союзного органа и самостоятельного наркомата власть его возросла.

    УК 1922 г. возрождает ряд методов царской  юстиции. Так, вводится превентивная административная высылка (на срок до трех лет), решение  о которой выносится не судом, а "Особой комиссией". Вскоре эти  превентивные меры дополняются внесудебными карательными: ГПУ получает право назначать наказания вплоть до расстрела "за бандитизм и вооруженный грабеж", а Особая комиссия - заключать за антисоветскую деятельность в концлагерь на срок до трех лет.

    С созданием  ОГПУ сфера госбезопасности стала  расширяться, включая в себя все  новые и новые типы важных преступлений. Сам термин "контрреволюционный" с самого начала трактовался очень  расширительно. Наиболее важные уголовные  правонарушения изымались из юрисдикции республик и передавались в ведение  централизованного союзного органа.

    Дискуссии по уголовному праву в середине 20-х  годов носят на себе следы "последействия" идеологической доктрины. В ранний период советского права идея "классовых  судов против буржуазии" почти  не оказала никакого влияния на судебную практику (саму идею выяснять на суде классовую  принадлежность преступника Ленин  назвал "величайшей глупостью"). Суды просто поддерживали порядок и закон  против любых нарушителей. В УК 1922 г. принцип классового суда не упомянут. Но в 1924 г. видные юристы (особенно прокурор РСФСР Н.В.Крыленко) подняли вопрос о применении классового подхода  при назначении наказаний. После  периода колебаний и противоречивых приказов Верховный суд РСФСР 29 июня 1925 г. издал инструкцию со специальным  предостережением против классовой  дискриминации в уголовном судопроизводстве.

    УК  содержал главы о преступлениях  против порядка управления, должностные  и хозяйственные, преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства  личности, имущественные и воинские преступления. Особая глава была посвящена  нарушениям правил отделения церкви от государства.

    В октябре 1924 г. ЦИК СССР принимается общесоюзный  акт "Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик", которые сохранили основной подход к понятию преступления. Хотя введенное  в УК 1922 г. выражение "государственные  преступления" здесь не используется, главное различие между преступлениями, "направленными против основ советского строя и потому признаваемыми наиболее опасными", и "всеми остальными" преступлениями сохраняется. В проект "Основных начал", одобренный Совнаркомом, ВЦИК внес поправку: заменил термин "наказание" на "меры социальной защиты", что означало сдвиг от концепции персональной виновности и эквивалетной меры наказания к концепции потенциальной опасности и превентивных мер.

Информация о работе Советское государство и право в период НЭПа