Советское государство и право в период НЭПа

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и социальной и политических сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.52 Кб (Скачать)

          Организационным центром оппозиции стал аппарат  Исполкома Коминтерна, председателем  которого был Зиновьев.

          Оппозиция потерпела поражение: для ее осуждения  была применена  резолюция Х съезда партии, запрещавшая создавать фракции  внутри партии. Руководители оппозиции  были выведены из руководства партии, покаялись и призвали своих сторонников отмежеваться от единомышленников за границей.

          В противовес экономической платформе  «троцкистов» в партии формируется  «правое» крыло. Идеологом «правой  оппозиции» стал Н.И. Бухарин. Его соратники  Рыков и Углаков заявили о  нецелесообразности крупных вложений в тяжелую индустрию и критиковали  концепцию создания мощных колхозов. Позицию «правых» поддерживал профсоюзный  лидер Томский. В целом   оппозиция  выступала против чрезвычайных мер  в экономической сфере.

          В 1926г. формируется «объединенная  оппозиция», в которую вошли противники диктата Сталина в партии –  Зиновьев, Каменев, Троцкий, Радек и  другие. Сталину удалось использовать противоречия внутри оппозиции и  воспользоваться своей властью  над партийным аппаратом для  разгрома «ленинской гвардии». В ноябре 1927г. Троцкий, Зиновьев и другие видные представители оппозиции были исключены  из партии ЦК. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

§ 1.3. Переход  к НЭПу и необходимость приспособления государственного аппарата к его условиям. 

«Основная и решающая задача нэпа - это установление смычки между той новой экономикой, которую мы начали строить (очень  плохо, очень неумело, но всё же начали строить на основе совершенно новой  социалистической экономики, нового производства, нового распределения), и крестьянской экономикой, которой живут миллионы и миллионы крестьян» (Ленин).                                                                                                                          «Новая экономическая политика (НЭП) - особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма при наличии командных высот в руках пролетарского государства, рассчитанная на борьбу элементов капиталистических и социалистических, рассчитанная на возрастание роли социалистических элементов в ущерб элементам капиталистическим, рассчитанная на победу социалистических элементов над капиталистическими элементами, рассчитанная на уничтожение классов, на постройку фундамента социалистической экономии» (Сталин).                  «Новая экономическая политика (НЭП) - проводилась Советским государством в переходный от капитализма к социализму период; названа новой, в отличие от экономической политики периода Гражданской войны 1918- 20 гг. начала осуществляться в 1921 г. по решению Десятого съезда РКП(б), завершилась во 2-й половине 30-х гг. победой социализма в СССР. Сущностью нэпа было укрепление союза рабочего класса с крестьянством на экономической основе, установление связи социалистической промышленности с мелкотоварным крестьянским хозяйством путём широкого использования товарно-денежных отношений, вовлечение крестьян в социалистическое строительство. Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов, преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства».                                                 Большинство государственных и политических деятелей 20-х годов, полагая, что нэп - это лучшая возможность восстановления экономики страны, оценивали его результаты по-разному. В.П. Милютин считал, что предприятия оказались в основном неприспособленными к рынку и были убыточными, испытывая большие трудности в сбыте продукции, в расширении оборотных капиталов, и что нэп оправдал себя только по отношению к сельскому хозяйству. А.И. Рыков был уверен, что, несмотря на имевшиеся недостатки, нэп позволил восстановить и развить промышленность.                                                                                                       В связи с обозначившимися тенденциями интересны решения IХ съезда РКП(б), который происходил в марте - апреле 1920 г. В резолюции "О хозяйственном строительстве" подчеркивалась необходимость составления единого хозяйственного плана, рассчитанного на ближайшую эпоху, опирающегося в ходе его выполнения на мобилизации, на трудармии, на продразверстку, на единоначалие и централизацию, т. е. на краеугольные положения военного коммунизма.                                                                            Нэп - это цикл последовательных мероприятий по выходу из кризиса, которые диктовались скорее объективными обстоятельствами, чем какими-либо идеями и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу построения социализма экономическими методами. Наиболее последовательно эта программа была изложена в 1920-е годы в трудах Н.И. Бухарина. С этой точки зрения вносится правильное понимание в смысл термина "новая экономическая политика", новая, т.е. сменяющая старую, военно-коммунистическую, и выдвигающая на первый план экономические методы управления. Большевикам было, откуда почерпнуть представления о том, как нужно перестраивать экономику. На вооружение были взяты идеи стимулирования сельскохозяйственного производства с помощью дифференцированного налогообложения, кооперирования системы сбыта и снабжения, поощрения торговли и обмена для расширения внутреннего и внешнего рынка, стабилизации валюты в интересах повышения уровня жизни населения, демонополизации управления промышленностью и частичной ее денационализации. Однако, и в этом существенное отличие реформ периода нэпа от прежних и последующих, не особенно доверяя своим знаниям и опыту практических дел, большевистское руководство широко привлекало к экономическим мероприятиям «буржуазных специалистов». Почти при каждом органе управления: при ВСНХ, Госплане, Наркомфине, Наркомтруде и др. - существовала разветвленная система учреждений, вырабатывающих научно обоснованную и достаточно взвешенную хозяйственную политику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1.4. Перестройка  аппарата по управлению народным хозяйством.

Создание  Госплана. 

Конкретные  шаги по внедрению экономических  стимулов в народное хозяйство начались весной 1921 г. при выполнении решений X съезда РКП(б) о замене продовольственной разверстки натуральным налогом и допущении товарообмена в пределах местного хозяйственного оборота. В среднем размеры натурального налога оказались на 30-50% ниже размеров продразверстки, исчислялись из площади посева и объявлялись крестьянам заранее. Кроме зерновых, натуральными налогами облагалась животноводческая продукция: мясо, масло, шерсть, кожи и т.п. Всех налогов в 1921 г. было установлено 13. Переход к рыночным отношениям в основном завершился к осени 1921 г., побудив руководство РКП(б) к осуществлению реформ в области государственной промышленности (переход госпредприятий на принципы хозяйственного расчета) и государственных финансов (замена натуральных налогов денежными, формирование бюджета, контроль за денежной эмиссией и т.д.). Встал вопрос о создании государственного капитализма в форме аренды и концессий. К государственно-капиталистической форме хозяйствования первоначально отнесли и кооперацию: потребительскую, промысловую и сельскохозяйственную. Согласно этой реформе, в государственном секторе были выделены наиболее крупные и эффективные предприятия, более или менее обеспеченные топливом, сырьем и т.п. Они подчинялись непосредственно ВСНХ. Остальные подлежали сдаче в аренду.        Предприятия, подчиненные ВСНХ, сводились в «кусты», объединялись в тресты, деятельность которых должна была строиться на строго хозрасчетных принципах, самофинансировании и самоокупаемости. Убыточные и нерентабельные предприятия (главным образом те, которые в предшествующие годы были связаны с производством военной продукции) закрывались или становились на консервацию. Действующие предприятия доукомплектовывались квалифицированной рабочей силой за счет направления демобилизованных из армии и частичного возвращения тех рабочих, которые разбежались по деревням в годы гражданской войны. Для подготовки новых кадров была создана система профессионально-технического обучения, не имевшая, правда, массового характера. Для регулирования отношений между трестами, снабжения предприятий сырьем, материалами, для сбыта их продукции на рынке учреждались объединения-синдикаты, которые должны были действовать строго на договорной основе. Была перестроена система управления государственной промышленностью. Вместо полусотни прежних отраслевых главков и центров ВСНХ было организовано 16 управлений. Число служащих сократилось с 300 тысяч до 91 тысячи.                                                                                                                              Аппарат других наркоматов также подвергся сокращению. Был ликвидирован Наркомат продовольствия, а также многочисленные междуведомственные комиссии: по чрезвычайному снабжению Красной Армии (Чусоснабарм), по заготовке валенок и лаптей (Чеквалап) и т.д. Центральным органом перспективного государственного планирования стал Госплан. Комиссия ГОЭЛРО была расформирована.                                                        Для упорядочения и оздоровления финансов в конце 1921 г. был образован Государственный банк. Денежная реформа 1924 г. имела огромное экономическое и политическое значение. Народное хозяйство страны получило твердую денежную единицу - червонец, частично конвертируемую и достаточно стабильную, чтобы с ее помощью вести валютно-торговые операции как внутри страны, так и за рубежом.                                                        С переходом к нэпу государство предоставило возможность развития различных форм кооперации. Наиболее быстро разворачивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Однако и другие формы - снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная и др. - получили стимулы для своего развития. В стране стали возникать машинные, мелиоративные, семеноводческие, племенные станции и объединения. Началась концентрация и специализация производства. Впервые кооперация получила свое организационное оформление в масштабе государства, хотя довольно сложное и путаное. Во главе потребительской кооперации стоял Центросоюз, кустарно-промысловой - Всекопромсоюз. По линии сельскохозяйственной кооперации было создано 16 центральных союзов кооператоров, таких, как Хлебоцентр, Маслоцентр, Льноцентр и др. Деятельность кооперативных объединений финансировалась сетью кооперативных и коммерческих банков.                              В 1923 году Государственная общеплановая комиссия РСФСР, учрежденная в 1921 году, была преобразована в Государственный плановый комитет СССР, который просуществовал до 1991 года.                                                Между Госпланом и Наркомфином развернулась борьба: первый олицетворял собой главного защитника промышленности против «рыночного разбазаривания». С 1926 г. в Госплане и ВСНХ начали подготавливаться разные проекты народно-хозяйственного плана: выявились две позиции - одна настаивала на формулировании максимальных задач индустриального развития страны (Е.Преображенский), другая выступала за более умеренные темпы индустриального развития (Н.Бухарин). V съезд Советов в мае 1929 г. утвердил максимальный вариант плана. В тезисах комиссии ВЦИК подчеркивалась необходимость наладить сотрудничество между районами, организовать обмен производимой ими продукцией, то есть, фактически звучал призыв к установлению межрегионального взаимодействия. Методологической основой нового районирования стало учение о территориальном разделении труда, сформулированном в 1921 г. И.Г.Александровым. В общесоюзных планах развития отраслей (1921-1925гг.) и контрольных цифрах развития хозяйства страны территориального принципа не было. Только, начиная с 1926 г., стали выделяться задания по республикам и районам. Научно обоснованное госплановское районирование дало толчок к становлению методологии территориальных экономических исследований и советской экономической географии.                                            Таким образом, создание Госплана заложило основы не только планового хозяйства, но и определило формы и методы воздействия на многоукладную экономику тех лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Советская судебная система и  органы юстиции в период НЭПа. 

§ 2.1. Изменения  в судебной системе. 

      В период НЭПа большие изменения произошли в судебной системе. В конце 1923 г. были упразднены общие суды и военно-транспортные трибуналы. Новая судебная система создавалась постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик». Главная задача суда по принятому положению заключалась «в ограждении завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти, защиты интересов и прав трудящихся и их объединений». Как видно, здесь четко прослеживается классовый принцип функционирования судебной системы СССР.  
Новая судебная система была представлена следующими инстанциями:  
- народный суд. Учреждался в уездах и рассматривал основную массу уголовных и гражданских дел;  
- губернский суд. Имел двойную компетенцию: являлся первой инстанцией по некоторым важным делам, которые до этого разбирались в трибуналах; являлся кассационной инстанцией для народных судов. К тому же губернский суд выполнял и функции по руководству народными судами (ранее осуществлялось губернским отделом юстиции).  
- верховный суд республики. Выступал в качестве первой инстанции по особо важным делам, а так в качестве кассационной инстанции для губернских судов. Помимо этого, верховный суд республики осуществлял судебный контроль над всеми судами республики и давал им разъяснения по всем вопросам судебной практики.  
Вся 7 глава Конституции 1924 г. была посвящена Верховному Суду СССР. ВС являлся первой инстанцией по очень узкой категории дел (разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности). Кассационной инстанцией он не являлся. На ВС возлагались задачи близкие к задачам Конституционного Суда. Так, по требованию ЦИК СССР он давал заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения соответствия их Конституции. Помимо того, ВС рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или когда затрагивались интересы других республик. Положение руководящего органа юстиции СССР обязывало ВС давать разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства верховным судам союзных республик. При ВС учреждались должности прокурора и его заместителя, которые мы уже рассмотрели выше.  
И последнее, что касается ВС СССР. Его компетенция в1929 г. была значительно расширена. Теперь он получал право законодательной инициативы и мог в порядке надзора рассматривать любое дело, прошедшее через республиканские суды.  
В течение всего изучаемого периода неоднократно менялась система органов военной юстиции. В 1921 г. был издан декрет ВЦИК, который объединял три почти самостоятельные системы революционных трибуналов (общий, военный и железнодорожный) в единую. В качестве единого кассационного органа и органа надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности создавался единый Верховный трибунал при ВЦИК. Важно отметить, что в состав пленума Верховного трибунала входил представитель ВЧК, что являлось грубым нарушением принципа отделения суда от административных органов. Однако с 1 января 1923 г. деятельность военных трибуналов по настойчивому требованию военного командования и политорганов была восстановлена. С этого времени система военной юстиции была представлена трибуналами округа, фронта, корпусов и дивизионными отделами окружных трибуналов.  
По Конституции 1924 г. в составе Верховного Суда СССР была создана Военная коллегия, которая являлась единым руководящим органом для всех трибуналов Союза. В тоже время Верховные Суды союзных республик сохранили за собой кассационные функции в отношении трибуналов, действующих на их территории. Этот дуализм был ликвидирован только в 1926 г. Окончательно система военной юстиции была оформлена в Положении о военных трибуналах и военной прокуратуре от 26 августа 1926г.  
В 1922 г. для решения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями создаются государственные арбитражные комиссии. Они образовывались при областных ЭКОСО. Возглавляла арбитражную систему Высшая арбитражная комиссия при СТО СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2.2. Органы правопорядка 

    В этой сфере чрезвычайные органы ликвидировались  под лозунгом "революционной законности", усиления гарантий прав личности и  имущества граждан. IX Всероссийский  съезд Советов постановил: "Сузить круг деятельности ВЧК и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов  советских республик на судебные органы". 6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали  рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались.

    Вместо  ВЧК было образовано Государственное  политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома  или его заместителя, назначаемого СНК. На местах создавались политотделы  при губисполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.  
     
     
     
     
     
     
     

§ 2.3. Судебные органы 

    23 июня 1921 г. были объединены в одну  систему все ревтрибуналы. Как  единый кассационный орган и  орган надзора для всех трибуналов, а также судебного учреждения  для дел особой важности был  создан Верховный трибунал при ВЦИК. Были упразднены все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую дорогу и водный район, почти все военные трибуналы. В результате возникла система общих ревтрибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы.

    Однако  военные отделения трибуналов, не связанные с армией, не знающие  ее быта, не справились с задачей  пресечения воинских преступлений. В  Верховный трибунал и Реввоенсовет республик стали поступать от местного военного командования и политорганов настойчивые ходатайства о восстановлении военных трибуналов. Вскоре военные  трибуналы стали довольно быстро восстанавливаться.

    Следующим шагом стало "Положение о судоустройстве РСФСР" (31 октября 1922 г.), вообще упразднившее общие ревтрибуналы (4). Они должны были прекратить свою деятельность с 1 января 1923 г. Подсудные губернским и  областным трибуналам дела подлежали  рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные  Верховному трибуналу - в учреждаемом  Верховном суде РСФСР.

    Была  создана следующая единая система  судебных учреждений: народный суд  в составе постоянного народного  судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Опыт проведения судебной реформы в  РСФСР был использован другими  советскими республиками.

    В связи  с образованием СССР был создан Верховный  Суд СССР. К его компетенции  относилось: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных  лиц Союза в преступлениях  по должности. Он действовал в составе: пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной  и военно-транспортной коллегий. Кроме  того, на Верховный Суд были возложены  задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Верховный Суд СССР также  рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного суда СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

    Постановлением  ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены "Основы судоустройства Союза ССР  и союзных республик", согласно которым на территории союзных республик  действовала следующая единая система  судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд  и верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд). Отступление от этой системы  судебных учреждений в зависимости  от национально-культурных условий  союзных или автономных республик  допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению  ЦИК союзной республики.

    Имущественные споры между госучреждениями  и предприятиями рассматривались  Высшей арбитражной комиссией при  Совете труда и обороны СССР, высшими  арбитражными комиссиями союзных республик, и местными арбитражными комиссиями разного уровня.  
     

§ 2.4. Прокуратура 

    Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались  коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов - прокуратуру.

Информация о работе Советское государство и право в период НЭПа