Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа
История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и социальной и политических сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».
Организационным центром оппозиции стал аппарат Исполкома Коминтерна, председателем которого был Зиновьев.
Оппозиция потерпела поражение: для ее осуждения была применена резолюция Х съезда партии, запрещавшая создавать фракции внутри партии. Руководители оппозиции были выведены из руководства партии, покаялись и призвали своих сторонников отмежеваться от единомышленников за границей.
В
противовес экономической платформе
«троцкистов» в партии формируется
«правое» крыло. Идеологом «правой
оппозиции» стал Н.И. Бухарин. Его соратники
Рыков и Углаков заявили о
нецелесообразности крупных вложений
в тяжелую индустрию и
В
1926г. формируется «объединенная
оппозиция», в которую вошли противники
диктата Сталина в партии –
Зиновьев, Каменев, Троцкий, Радек и
другие. Сталину удалось использовать
противоречия внутри оппозиции и
воспользоваться своей властью
над партийным аппаратом для
разгрома «ленинской гвардии». В ноябре
1927г. Троцкий, Зиновьев и другие видные
представители оппозиции были исключены
из партии ЦК.
§ 1.3. Переход
к НЭПу и необходимость приспособления
государственного аппарата к его условиям.
«Основная
и решающая задача нэпа - это установление
смычки между той новой экономикой,
которую мы начали строить (очень
плохо, очень неумело, но всё же начали
строить на основе совершенно новой
социалистической экономики, нового производства,
нового распределения), и крестьянской
экономикой, которой живут миллионы
и миллионы крестьян» (Ленин).
§ 1.4. Перестройка аппарата по управлению народным хозяйством.
Создание
Госплана.
Конкретные
шаги по внедрению экономических
стимулов в народное хозяйство начались
весной 1921 г. при выполнении решений
X съезда РКП(б) о замене продовольственной
разверстки натуральным налогом и допущении
товарообмена в пределах местного хозяйственного
оборота. В среднем размеры натурального
налога оказались на 30-50% ниже размеров
продразверстки, исчислялись из площади
посева и объявлялись крестьянам заранее.
Кроме зерновых, натуральными налогами
облагалась животноводческая продукция:
мясо, масло, шерсть, кожи и т.п. Всех налогов
в 1921 г. было установлено 13. Переход к рыночным
отношениям в основном завершился к осени
1921 г., побудив руководство РКП(б) к осуществлению
реформ в области государственной промышленности
(переход госпредприятий на принципы хозяйственного
расчета) и государственных финансов (замена
натуральных налогов денежными, формирование
бюджета, контроль за денежной эмиссией
и т.д.). Встал вопрос о создании государственного
капитализма в форме аренды и концессий.
К государственно-
ГЛАВА 2.
Советская судебная система и
органы юстиции в период НЭПа.
§ 2.1. Изменения
в судебной системе.
В период НЭПа большие изменения произошли
в судебной системе. В конце 1923 г. были
упразднены общие суды и военно-транспортные
трибуналы. Новая судебная система создавалась
постановлением ЦИК СССР от 29 октября
1924 г. «Основы судоустройства Союза ССР
и союзных республик». Главная задача
суда по принятому положению заключалась
«в ограждении завоеваний пролетарской
революции, рабоче-крестьянской власти,
защиты интересов и прав трудящихся и
их объединений». Как видно, здесь четко
прослеживается классовый принцип функционирования
судебной системы СССР.
Новая судебная система была представлена
следующими инстанциями:
- народный суд. Учреждался в уездах и рассматривал
основную массу уголовных и гражданских
дел;
- губернский суд. Имел двойную компетенцию:
являлся первой инстанцией по некоторым
важным делам, которые до этого разбирались
в трибуналах; являлся кассационной инстанцией
для народных судов. К тому же губернский
суд выполнял и функции по руководству
народными судами (ранее осуществлялось
губернским отделом юстиции).
- верховный суд республики. Выступал в
качестве первой инстанции по особо важным
делам, а так в качестве кассационной инстанции
для губернских судов. Помимо этого, верховный
суд республики осуществлял судебный
контроль над всеми судами республики
и давал им разъяснения по всем вопросам
судебной практики.
Вся 7 глава Конституции 1924 г. была посвящена
Верховному Суду СССР. ВС являлся первой
инстанцией по очень узкой категории дел
(разрешение судебных споров между союзными
республиками, рассмотрение дел по обвинению
высших должностных лиц Союза в преступлениях
по должности). Кассационной инстанцией
он не являлся. На ВС возлагались задачи
близкие к задачам Конституционного Суда.
Так, по требованию ЦИК СССР он давал заключения
о законности тех или иных постановлений
союзных республик с точки зрения соответствия
их Конституции. Помимо того, ВС рассматривал
и опротестовывал перед ЦИК СССР постановления,
решения и приговоры верховных судов союзных
республик в случаях противоречия их общесоюзному
законодательству или когда затрагивались
интересы других республик. Положение
руководящего органа юстиции СССР обязывало
ВС давать разъяснения по вопросам общесоюзного
законодательства верховным судам союзных
республик. При ВС учреждались должности
прокурора и его заместителя, которые
мы уже рассмотрели выше.
И последнее, что касается ВС СССР. Его
компетенция в1929 г. была значительно расширена.
Теперь он получал право законодательной
инициативы и мог в порядке надзора рассматривать
любое дело, прошедшее через республиканские
суды.
В течение всего изучаемого периода неоднократно
менялась система органов военной юстиции.
В 1921 г. был издан декрет ВЦИК, который
объединял три почти самостоятельные
системы революционных трибуналов (общий,
военный и железнодорожный) в единую. В
качестве единого кассационного органа
и органа надзора для всех действовавших
на территории РСФСР трибуналов, а также
судебного учреждения для дел особой важности
создавался единый Верховный трибунал
при ВЦИК. Важно отметить, что в состав
пленума Верховного трибунала входил
представитель ВЧК, что являлось грубым
нарушением принципа отделения суда от
административных органов. Однако с 1 января
1923 г. деятельность военных трибуналов
по настойчивому требованию военного
командования и политорганов была восстановлена.
С этого времени система военной юстиции
была представлена трибуналами округа,
фронта, корпусов и дивизионными отделами
окружных трибуналов.
По Конституции 1924 г. в составе Верховного
Суда СССР была создана Военная коллегия,
которая являлась единым руководящим
органом для всех трибуналов Союза. В тоже
время Верховные Суды союзных республик
сохранили за собой кассационные функции
в отношении трибуналов, действующих на
их территории. Этот дуализм был ликвидирован
только в 1926 г. Окончательно система военной
юстиции была оформлена в Положении о
военных трибуналах и военной прокуратуре
от 26 августа 1926г.
В 1922 г. для решения имущественных споров
между государственными учреждениями
и предприятиями создаются государственные
арбитражные комиссии. Они образовывались
при областных ЭКОСО. Возглавляла арбитражную
систему Высшая арбитражная комиссия
при СТО СССР.
§ 2.2. Органы
правопорядка
В этой сфере чрезвычайные органы ликвидировались под лозунгом "революционной законности", усиления гарантий прав личности и имущества граждан. IX Всероссийский съезд Советов постановил: "Сузить круг деятельности ВЧК и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов советских республик на судебные органы". 6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались.
Вместо
ВЧК было образовано Государственное
политическое управление (ГПУ) при НКВД
под председательством наркома
или его заместителя, назначаемого
СНК. На местах создавались политотделы
при губисполкомах, непосредственно
подчиненные ГПУ. Декрет возложил на ГПУ
борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление
открытых контрреволюционных выступлений,
охрану границ, железнодорожных и водных
путей сообщения, борьбу с контрабандой.
В распоряжении ГПУ были особые войска.
ГПУ и его органам предоставлялось право
обысков и арестов. Не позднее двух недель
арестованному должно было быть предъявлено
обвинение. Не позднее двух месяцев со
дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено
в суд или арестованный должен быть освобожден.
Вопрос о продлении срока ареста при особых
обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.
§ 2.3. Судебные
органы
23 июня
1921 г. были объединены в одну
систему все ревтрибуналы. Как
единый кассационный орган и
орган надзора для всех
Однако
военные отделения трибуналов, не
связанные с армией, не знающие
ее быта, не справились с задачей
пресечения воинских преступлений. В
Верховный трибунал и Реввоенсовет
республик стали поступать от
местного военного командования и политорганов
настойчивые ходатайства о
Следующим шагом стало "Положение о судоустройстве РСФСР" (31 октября 1922 г.), вообще упразднившее общие ревтрибуналы (4). Они должны были прекратить свою деятельность с 1 января 1923 г. Подсудные губернским и областным трибуналам дела подлежали рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные Верховному трибуналу - в учреждаемом Верховном суде РСФСР.
Была
создана следующая единая система
судебных учреждений: народный суд
в составе постоянного
В связи
с образованием СССР был создан Верховный
Суд СССР. К его компетенции
относилось: разрешение судебных споров
между союзными республиками, рассмотрение
дел по обвинению высших должностных
лиц Союза в преступлениях
по должности. Он действовал в составе:
пленарного заседания, гражданско-судебной
и уголовно-судебной коллегий, военной
и военно-транспортной коллегий. Кроме
того, на Верховный Суд были возложены
задачи, близкие к задачам
Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик", согласно которым на территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд и верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд). Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики.
Имущественные
споры между госучреждениями
и предприятиями
§ 2.4. Прокуратура
Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов - прокуратуру.
Информация о работе Советское государство и право в период НЭПа