Шпаргалка по "История Белоруссии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:27, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1: Предмет, значение и цели дисциплины "История Беларуси" (в контексте мировой цивилизации). Периодизация истории Беларуси. Источники по истории Беларуси.
Вопрос 2: Первобытное общество на территории Беларуси. Основные занятия и общественный строй первобытных людей. Великое переселение народов. Расселение индоевропейцев. Балты и славяне на территории современной Беларуси.
Вопрос 3: Зарождение государственности у восточных славян. Начало Руси. Полоцкое и Турово-Пинское княжества как первые государственные образования на территории Беларуси.
Вопрос 4: Политическое и социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

Работа содержит 1 файл

Предмет, значение и цели дисциплины.docx

— 91.90 Кб (Скачать)

Судовая прадугледжвала нязменнасць суддзяý, незалежнасць суда ад адмiнiстрацыi, галоснасць судоý, удзел прысяжных засядацеляý, ствараýся iнстытут прысяжных павераных (адвакатаý).

Гарадская рэформа  прадугледжвала стварэнне органаý  гарадскога самакiравання – гарадской  думы i яе выканаýчага органа -  гарадской  управы.

Ваенная ýводзила ýсеагульную воiнскую павiннасць (6 год сухапутныя, 7 – марскiя). Воiнская  павiннасць не кранала асобныя краi. Пасля ВНУ служылi 6 месяцаý.

 

 

 

Вопрос 12: Паýстанне 1863-1864гг. на Беларусi, яго  вынiкi i значэнне.

На пачатку 60-х гадоý адбываецца пад’ём сялянскага руху. Актывiзуецца нацыянальна-вызваленчы рух за адраджэнне РП. У грамадскiм  руху паýстання вызначаецца 2 плынi:

1) Белая;

2) Чырвоная (левыя i правыя).

Белыя аб’ядноýвалi буйную шляхту i буржуазiю. Выступалi за РП у межах 1772г, былi супраць эканамiчных пераýтварэнняý.

Чырвоныя  правыя (сярэдняя шляхта i буржуазiя) выступалi за адзiную Польшчу, аднак прадугледжвалi надзяленне сялян зямлёй за кошт яе частковай канфiскацыi ý памешчыкаý. Яны былi  памяркоýнымi, пабiлi стауку на шляхецкае паýстанне, а не на сялянства.

Чырвоныя  левыя аб’ядноýвалi  дробную зямельную  шляхту, нiжэйшых афiцфраý, студэнства.Былi рэвалюцыянерамi-дэмакратамi, разлiчвалi на сялянскую рэвалюцыю. Выступалi за нацыянальнак вызначэнне лiтоýцаý, украiнцаý i беларусаý, за лiквiдацыю памешчыцкага землеýладання.

Для кiраýнiцтва паустаннем у 1862г. быý створаны ЦНК (цэнтральны нац. камiтэт). Яму падпарадкоýваýся Лiтоýскi правiнцыяльна камiтэт –  яго ýзначалiý К.Калiноýскi.

У паýстаннi 1863г. рашучую ролю адыгралi белыя. Асноýная маса сялян не падтрымала паýстанне. Поспехi паýстанцаý былi незначнымi i да восенi 1863г. паýстанне было падаýлена. У студзенi 1864г. быý арыштаваны К.Калiноýскi.

Значэнне  паустання:

1) Упершыню ý агульнапольскiм вызваленчым руху вычляняюцца ýласнабеларускiя патрабаваннi.

2) Калiноýскi адзiн з першых звярнуý увагу на сялянства, як на галоýную сiлу бел. нацыi.

У параýнаннi з папярэднiмi паýстаннямi гэта было лепш арганiзавана i больш людзей прымала  ýдзел. У 1870-80-я гады на Б. дзейнiчаюць  народнiцкiя арганiзацыi “Народная  воля”, “Чорны перадзел” i iнш. На пачатку 80-х гадоý у Пецярбургу ствараецца народнiцкая група “Гоман” , якая ýпершыню вылучыла iдыю федэратыýнай Беларусi. Паглыбiла бел. iдэю дзейнасць Ф.Багушэвiча. Ён першы з бел. пiсьменнiкаý абвясцiý iснаванне бел. этнасу, адзначыý самастойнасць  бел. мовы.

 

 

 

Вопрос 13: Формирование белорусской нации. Возрождение бел. языка и литературы. Демократическое и национально-освободительное  движение в Бел. Во 2-ой половине 19-20 вв.

Развитие  капитализма расш. хоз. связей способствовали ликвидации к концу 19 в. экономического  разъединения народов Беларуси , складыванию  эк. единства, формирование нац. рынка  с центром в Минске , который  стал частью Всероссийского рынка. Важную роль в этом сыграло строительство  ж/д. Создание общности эк. жизни сыграло  решающую роль в формировании  бел. нации. Она же обусловило формирование нового бел. языка, который  сложился на основе среднебелорусской группы говоров. Чечет, Рыпиский обратились к бел.фальклору , а затем перешли к лит.творчеству на бел. языке , а это привело к возрождению бел. письменности, которая стала затем источником нац.мысли, т.о. и нац.-культ. возрождения в целом. Бел. этнич.террит. сложилась еще в период формирования бел. народности и была разделена в РП и РИ  между различными террит. Единицами, т.о. бел. нация формировалось в неблагоприятных условиях на протяжении длительного времени. Народники теоретически обосновали идею существования самостоятельного бел. этноса определяли территорию его обитания, этнические приметы, особенности исторического пути и выдвинули лозунг федеративной самостоятельности Беларуси в рамках Росси. В нач. 90 гг. 20века в Москве и Петербурге действовали организации бел. студентов под руководством   Гуриновича и др. БСГ выступала за уничтожения самодержавия и создания соц-ого общества, за демократическую Бел. в рамках РФ. БСГ стала инициатором издания первой легальной газеты  *Наша доля*. Борьбу за нац. возрождение продолжала *Наша нива*. Она стала трибуной бел.нац. движения, выступала за нац. равноправие , свободное развитие бел. культуры, языка, т.о. *Наша нива* сыграла определяющую роль в формировании нац. самосознания белорусов.

 

 

 

Вопрос 14: Культура белорусских земель в  составе Российской империи в 19-20 вв.

После присоединения  Беларуси к РИ в 1803-1804 гг здесь была начата реформа образо-вания (25 лет). В результате были образованы: Министерство народного просвещения и в 6 учебных  округах Беларусь вошла в состав Виленского учебного округа. Главным  центром округа был Виленский  университет, который был образован 18 мая 1803 г .  Под опекой университета было 69 заведений. Обучение велось на польском языке. Именно Вил. ун-тет сыграл решающую роль в развитии просвещения, науки и культуры на Беларуси .В нач 19 в на Бел. действовало 130 начальных школ; а в поветовых городах действовало 6 малых народных училищ. Продолжали действовать школы каталитических и униацких орденов.    Согласно реформе на Бел. были образованы нач. школы (для крестьян и ремесленников )      неполные средние и средние училища для буржуазии, гимназии и высшие школы для дворян. В образовании женщин главную роль играли различные ордена. В 1820 г иезуитский орден Росси был запрещен, а его учебные заведения закрыты. После восстаний 1830-1831 г был закрыт Виленский унив., но на его базе медицинского ф-та ста действовать медико-хирургическая академия, духовная римско-каталитическая академия. С 1836 г все заведения Бел. переводятся на русский язык обучения. Проведение этих мер способствовало распространению концепций *заподнорусизма*, которая не признавала белорусов как самостоятельный этнос. Проведение школьной реформы на Бел. совпало с периодом реакции, который наступил после разгрома восстания 1863-1864 гг, был закрыт Горе-Горенский землевладельческий институт, Свичелочская  гимназия, а так же все школы на польском языке. Уровень образования на Бел. был низким , грамотное население составляло 25%. Большую роль в просвещении сыграли библиотеки: публичные, частые и учебные заведения . В 19 в появляются первые газеты: *Гродненская газета*, *Курьер Литовский *

1834г –  были проведены успешные испытания  подводной лодки. Впервые в  мировой практике Шильдер использовал  для поджигания пороха элементарный  заряд. В нач. 20 в на Бел. действовало  более 50 научных и культурных  просветительских товариществ.

В19 в первые произведения печатались на латинке, в  конце 50 гг. издания на латинке были запрещены. Становление новой бел. культуры происходило в условиях романтизма. Характерной особенностью в худ. лит-ре этого времени была ее связь с фольклором. Значительную работу по сбору фольклора сделал Ян Чечет. В этот период времени были такие писатели как: В.Дунин-Марцинкевич, А.Мицкевич. Реформы 60 гг 19 в и восстание 63-64 гг, развитие капитализма и зарождение пролетариата лит-ры – К.Калиновский. Он утверждал новое направление  в лит-ре – критический реализм (Богушевича, Гуриновича).

Со 2-ой половины 19 в в бел. архитектуре происходит отход от стиля барокко,  утверждается новый стиль – классицизм. Многие города перестраиваются в нач. 19 в. Наиболее значительным памятником классицизма  в культурном зодчестве является собор Иосифова в Могилеве. Общие  тенденции, характерные для культуры в целом привели к возникновению  нового стиля – романтизма –  неготические постройки(Косовский  дворец) .

В архитектуре  хар-сь развитие типологии, принципами изменения, борьбой различных стилей. В 20-е годы 19 в появились новые  жанры: натюрморт, городской пейзаж, литография. Представителем романтизма – Вонькович. Викентий Дмаховский –  яркий представитель реализма, он работал в жанре пейзажа. Иван Фомин Хруцкий  вошел в историю  мировой живописи как основатель классического натюрморта и представителем портретной живописи, * Старая за работой*, * Цветы и фрукты*

 

 

 

Вопрос 15: Основные тенденции развития экономики  Европы в начале XX вв. Социально-экономическое  положение белорусских губерний в 1900-1914 гг. Столыпинская аграрная реформа  и ее проведение в Беларуси.

Промышленность  Беларуси специализировалась по обработке  продуктов местной с/х., лесной и  минеральных ресурсов. Беларусь отставала  от Росси  по уровню концентрации изготовления. Интенсивное строительство ж/д  на Бел. было вызвано ее политическим  положением. Царский урад руководствовался военно-стратегическими целями экономическими интересами Российской империи. Обеспечивалась ж/д связь столиц, важные индустриальные и с/х районы были связаны между  собой, с балтийскими и черноморскими  портами, с странами Западной Европы. Беларусь находилась на перекрестке  со многими из этих стран. Начало ж/д  сетки Бел. положила Петербургская - Варшавская  магистраль. В 70-е гг. были построены еще две магистральные  линии – Московско-Брестская  и Либава – Романская. Ведущую  роль начали занимать банки. Кроме отделений  центральных банков империи появились  местные – Минский и Могилевский  коммерческие банки.

В белорусских  губерниях произошел процесс  капитализации с/х. Этому способствовала аграрная реформа. Причины:

1. реформа  1861 г. не привела к решению  аграрного вопроса, что способствовала  развитию российской империи;

2. хозяйство  крестьян оставалось отсталое;

3. внутренний  рынок  оставался ограниченным.

Столыпиская аграрная реформа – буржуазная реформа  крестьянского  наделенного землевладения  в России 1906-1907 г. Реформа получила имя министра внутренних дел того времени, Петра Столыпина, одного из его авторов, инициаторов и правителей. Революция 1905-1907 гг. не решила аграрного  вопроса, и землевладельческого  вопроса.

Цели реформы:  1. обеспечить условия быстрого развития экономики страны.

2. разбить  всеобщий крестьянский фронт  против помещиков, расколоть деревню,  ускорить появление класса сельской  буржуазии крестьян.

Все эти цели означали переход от прусской до американской модели землевладения. На Бел. был построен специальный фонд для русских  переселенцев. Им разрешалось покупать землю на Беларуси. Реформа помогла  росту с/х производительности. К 1913  Беларусь стала  крупнейшим районом  выращивания картофеля.  Выросли  посевы льна, злаковых культур. Помещецкие хозяйства втягивались в рыночные отношения. Столыпинская реформа усилила  сельскую буржуазию, расширила возможности  для развития капитализму в с/х.   Столыпинская  аграрная реформа  была остановлена   ВОВ , а потом  установлением советской власти.

 

 

 

Вопрос 16: Первая мировая война. Обострение социально-экономического и политического  кризиса в России и Беларуси в 1917 г. Февральская и Октябрьская  революция.

Першая сусветная  вавйна працягвалася з 1 жніўня 1914 г. па 11 лістапада 1918 г. Прычына вайны: барацьба двух імперыалістычных груповак дзяржаў  – Троістага саюза і Антанты  за перадзел ужо падзелянных калоній  і сфер уплыва. У першыя дні вайны  заходнія, у тым ліку і белларускія  губерні былі пераведзяны на ваеннае  становішча. У сувязі з гэтым заабараняліся: забастоўкі, вулічныя шесце, маніфістаціі. На баку ўрада выступалі эсэры, меншавікі, бундаўцы. Меншавікі былі супраць  вайны. Яны прызналі карысным у інтэрэсах  пралетарыяту паражэнне царызму  ў вайне, пераўтварэнне вайны  імпірыалістычнай у вайну грамадзянскую  і перамогу рэвалюціі. Па сутнасці антываенную  апзіцію заняла газета “Наша ніва” (за якой стаяла БСГ), рэдактарам якой у 1914 г. стаў Я. Купала. Асноўныя падзеі на беларусі: жнівень – верасень 1915 г.

Асноўныя  сілы Германіі былі засяроджаны на Усходнім фронце, які імкліва набліжаўся да беларусі. Сіаўка галоўнакамандаванія  была пперададзена з Баранавіч ў  Магілёў. У районе Вільні пачанаецца аперація, вядомая як “Свянянскі прарыў”. Свянцяны  былі ўзяты, на наступны дзень  вораг прарваў фронт каля Свянцян. 14 верасня былі захопілі Вілейку  і адышлі да Маладзечна, 16-17 верасня  ў раёне Маладзечна, Вілейкі, Смаргоні 2-я руская армія спыніла наступленне  германскіх войскаў і адкінула немцаў у раён возёр Свір і Нарач. Заходнія саюзнікі ў гэты цяжкі час для  Расіі не аказалі  ёй не якой дапамогі. У кастрычніку 1915 г. фронт стабілізаваўся па лініі Дзвінск – Баранавічы – Пінск. Немцы акупіравалі 1\4 частку Беларусі. На акупаваных тэрыторыях існаваў  жорсткі рэжым. Так ўсе мушчына  ў возресце 16-60 гадоў павінныы былі плаціцьпадушную подаць. Першая сусветная  вайна явілачя вялікім выпрабаванням  для эканомікі Беларусі. Значныя  страты панесла і сельская гаспадарка. Скараціліся пасевы, пагалоўе ската.. У такім цяжкім становішчы расло  недавольства народных мас. Гэта прывяло  да шматлікіх паўстанняў. Так у  кастрычніку1916 г. у Гомелі адбылося паўстанне вайскоўцаў гэта сведчыць аб тым, што армія з апоры царызму  паступова ператварылася ў яго  праціўнікаў.

Лютаўская буржуазная дэмакратычеая рэвалюцыя – з‘ява  сусветна –гістарычнага значёння. З аднаго боку, яна падвяла рысу пад шматвяковай гісторыяй расійскай  манархіі, а з другога – адкрылла шлях да дэмакратычнагаразвіцця Расіі. Прычыны:

1. Захаванне царскага самадзяржаўя і адсутнасцьдэмакратычных правоў у грамадстве.

2. Нявырашаннае аграрнае пытанне (існавала памешчацкае земляўладанне).

3. Нвырашаннее нацыянальнае пытанне. Беларусы не прызнаваліся самастойным народам у складзе Расіі.

Пачатак ёй паклалі  массавыя забастоўкі, мітынгі і дэманстраціі ў Петрагтадзе, праведзянные 23 лютага 1917 г. (па стараму стылю) у сувязі з Международным жаночым днём. 25 лютага забастоўка стала ўсеагульнай. На бок рабочых сталі пераходзіць  салдаты.27 лютага рабочыя і салдаты  захапілі галоўны арсенал, телеграф, вакзалы, вызвалі з турмаў палітычных зняволенных. Рэвалюція ў Петраградзе  перамагла. 2 сакавіка 1917 г. цар Мікалай 2 адмовіўся ад ўлады. Закончылося 300 – гадовае панаванне дынасціі Раманавых. Па свайму характэру рэвалюція  была буржуазна -  дэмакратычная. Рухаючай сілай рэвалюціі был народ. Асаблівасцю  рэвалюціі было тое, што яна не  паслядоўна выраашла пытанне аб уладзе. У выніку ў краіне ўстанавілася двоеўладзе. Пасля перамогі па ўсёй краіне пачалі стварацца Саветы , якія і сталі оорганамі ўлады Большасць у Саветах склалі меншавікі і эсэры. У той жа час быў створаны з дэпутатаў 4 Дзяржаўнай думы Часовы камітэт на чале з адным з кіраўнікоў акцябрыстаў М. Радзянкам. Так у краіне усталявалася двоеўладзе: улада буржуазіі, якую ўвасабляў Часоыв ўрад, і рэвалюцыйна – дэмакратычная ўлада пралетарыята – савет рабочых і салдацкіх дэпутатаў.

Информация о работе Шпаргалка по "История Белоруссии"