Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Краткая теория по истории для студентов медицинских вузов

Работа содержит 1 файл

шпоры по истории.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

  Другим  миром еще более обширным был  мир варваров: родоплеменной, языческий,  со своим неповторимым обликом, еще не знавший классового строя, переходивший от кочевого образа жизни к оседлому; от собирательства, охоты, скотоводства к земледелию и животноводству. В течение средних веков эти различия постепенно стирались и в XV - XVI в. античное наследие было в целом усвоено и предопределило во многом развитие культуры по  крайней мере вплоть до конца XVIII в.

  Одной из  важнейших черт истории  европейского  средневековья являлась интенсификация  связей с соседними континентами: арабами с Ближнего Востока и Северной Африки, народами Закавказья, странами Азии до Индии и Китая. Европа впитала через них и богатейший опыт Востока. Средневековое европейское общество развивалось более динамично, по сравнению  не только с древними цивилизациями, но и современными ему обществами в других частях света. Поэтому не только этап промышленной цивилизации до конца ХIХ в., но и средневековье в истории мировой цивилизации называют “эпохой европейской гегемонии”.

  В тоже  время по сравнению с последующими  эпохами общественное развитие средневековой Европы было замедленным. Ручное производство, прямая передача производственных и бытовых навыков, низкий уровень техники и знаний ставили человека в зависимость от природных условий. Голод и эпидемии нередко приводили к демографическим катастрофам, которые усугублялись непрекращающимися войнами. Эпидемия чумы (черной смерти) в середине XIV в. уносит 3-ю часть населения. Население восстанавливается только к середине XVI века и с этого отмечается его устойчивый рост. К началу промышленной революции оно составит уже немногим более 110 млн.

 Поборы землевладельцев,  государства и церкви усугубляли  трудности для большинства населения.  Сила традиций, господство религиозного  мировоззрения приводящие к догматическому  мышлению затрудняли нововведения во всех сферах жизни. Многие ученые эпохи Возрождения считали Средневековье - “темными веками”, периодом упадка и деградации человеческой личности и общества в целом. Такая оценка в то время, когда шла борьба с пережитками средневековья и феодализма, были естественны.  В средние века были изобретены ножницы, часы, оконное стекло, огнестрельное оружие и множество других новшеств. Появились первые университеты, парламенты, суды присяжных. Сложились основные народы, давшие базу для образования современных наций и их языков. Возникли проекты общества благоденствия и всеобщего равенства людей. Великие географические открытия выросли на базе средневековой экономики и открыли европейцам совершенно новые горизонты.

    Внеэкономическое  принуждение общее для рабовладельческого и феодального обществ значительно изменило свой характер. Основой нового способа производства стала крупная земельная собственность, эксплуатирующая мелкие самостоятельно хозяйствующие крестьянские хозяйства. Крестьянин из собственника земли превращался в ее держателя. Крестьяне имели в пользовании пахотные наделы и были собственниками основных орудий труда, имели свой скот и усадьбу. Внеэкономическое принуждение основывалось на политической в т.ч. военной силе. Политически крестьянин был ограничен в своих правах, он не признавался дееспособным, не мог сам распоряжаться ни своей судьбой, ни жизнью.

В западной и  юго-западной Европе феодальная собственность  выступала в виде частного землевладения - поместья, вотчины.  В Центральной, Северной Европе, в Византии основная часть земли долго оставалось в руках государства. Крестьяне долго оставались лично свободными, но неполноправными людьми. Феодальное общество было сильно расслоено, имело классово-сословную иерархию. Основой этой структуры были ленно вассальные отношения. 

12 РОЛЬ РЕЛИГИИ В  СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ.

Аграрный период в истории человечества неотделим  от преобладания тех или иных форм религии в жизни общества. В  период дикости различные формы  языческой религии носили родоплеменной  характер, верой в помощь умерших предков. Рядом с предками затем возникает звериный культ. В ранний период древнейших цивилизаций обожествляются как звери, так и силы природы, что связано с переходом людей к земледелию и скотоводству. Во времена античности “культ человека” меняет и религию – боги уподобляются людям, их много и они отнюдь не безгрешны.

Уже во времена  античности возникают первые религии, основанные на единобожии и не связанные  с конкретными родовыми или национально-государственными признаками:  буддизм (около 5 века до н.э.),  христианство(1 век н.э.). Ислам, который возник в период античности по мере своего развития и распространения к YII веку приобрел функции и признаки мировой религии.  Для всех мировых религий характерно противопоставление мира духовного личностного и мира общественного материального. Несмотря на провозглашение индивидуального пути человека к богу, все мировые религии создали разветвленную теологическую сеть, которая не просто претендовала на посредничество между богом и человеком, но и вмешивалась самым активным образом не только в частные мирские дела, но и дела государственные. В средние века церковь не просто стала частью государственного аппарата, но и нередко пыталась подменить его собой. Церкви, монастыри по мере развития феодализма стали не только крупнейшими собственниками земли, но и зависимых крестьян. Более того, именно под знаменем мировых религий в средневековье велись все кровопролитные войны, их целью являлось не только расширение государственных границ, но и распространение той или иной религии, а значит подчинение церкви новых народов.

Христианство  выросло из иудаизма и заявило о себе во 2 половине 1 века н.э. Первые христианские общины возникли в Малой Азии. Их членами были представители “униженных и оскорбленных” нижних слоев общества: бедняки, представители рассеянных Римом народов, рабы и вольноотпущенники. У них не было церковнослужителей, как и церквей. Единые обряды не существовали. Единственное, что их объединяло, была вера во Христа – бога-спасителя и ненависть к Риму. Первые христиане подвергались жестоким гонениям в Римской империи, поэтому им нередко приходилось собираться на проповеди и молитвы в катакомбах, поэтому этот период христианства  называют катакомбным. 

 По мере  нарастания кризиса в Римской империи менялся социальный состав общин, в них стали входить  и состоятельные люди. Из них формировался клир, появились первые монахи, люди посвятившие себя Богу.

Христианское  учение становилось все более  популярным, Римские императоры решили использовать христиан к борьбе за Римский престол. Римские императоры объявили в 313 году свободу христианского вероисповедания. В 325 г. император Константин собрал Никейский собор, который принял “символ веры”, был оформлен союз между императорской властью и церковью. Главой церкви стал император, а христианство стало государственной религией. Константин перенес столицу в Константинополь. Началась борьба между Римскими епископами  и Константинопольскими патриархами. Окончательный разрыв между западной, католической и восточной, православной церквями произошел в 1054 г.

После крушения западной римской империи роль пап  несколько изменилась. Короли новых  варварских государств в своей постоянной борьбе друг с другом обращались за покровительством к папам. Папы благословляют их. Католическая церковь в период средневековья  подчинила себе не только мировоззрение людей, науку, образование, она в определенные периоды становилась над светской властью и активно вмешивалась в ее дела. Даже Карл Великий получил титул императора из рук Папы Римского. В  последующем вместе с укреплением монархических форм правления и принятия законов о престолонаследии эта функция стала менее значимой. Она служила причиной ухудшения отношений королей и пап, которое закончилось Авиньонским пленением папы (1309 г) и расколом католической церкви, что привело и свою очередь к укреплению кардиналов, опирающихся на поддержку светской власти своих национальных государств. Церковь в тоже время превратилась в крупную военную силу. Монашеские ордена превратились в вооруженные отряды, призванные огнем и мечом крестить языческие народы Европы. 

13 ВИЗАНТИЯ И ЕЕ  МЕСТО В СРЕДНЕВЕКОВОМ  ОБЩЕСТВЕ.

Реформы Константина  в IY веке практически означали разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную – Византию. В течении IY века обе империи иногда соединялись под властью одного императора. Окончательный разрыв произошел в конце IY века. Крушение  Западной Римской империи превратило Византию в единственную наследницу эллинистического мира, хранительницу античного наследия.

Византия в  меньшей степени пострадала от нашествия  варварских племен. Этому способствовала и компромиссная политика императоров, которые нередко принимали на военную службу целые варварские племена, а также умело использовали противоречия между ними.

В Византии кризис рабовладения протекал не так остро, как на Западе. Здесь труд рабов  использовался вплоть до YII в. так  как соседние с Византией варварские племена, воюя друг с другом, продавали  рабов Византии. В тоже время в Y-YII веках и в Византии идет зарождение феодальных отношений.

Наивысшего расцвета Византия достигает в YI в. при императоре Юстиниане (527–565). Юстиниан издает свод законов - Кодекс Юстиниана, который  охватывал все стороны жизни  Византийского общества. Главной  его идеей было укрепление централизованного государства: “Одно государство, одна религия”. Император был официально объявлен главой церкви.

Кодекс объявил  равенство граждан перед законом. Кодекс давал достаточно большие  возможности рабу стать свободным (стать епископом, монахом, солдатом); к рабам перестали относиться как к вещи, его нельзя было убить. Тем не менее законы предусматривали смертную казнь (распятие, четвертование, сожжение и т.д.) за множество преступлений. Правление Юстиниана не было безоблачным. Здесь и народные восстания и недовольство реформами многих чиновников и крупных землевладельцев. Тем не менее Юстиниану удалось на какое то время победить ряд “варварских королевств” и объединить часть Западной Римской империи вокруг Константинополя. Византию времени Юстиниана называли страной тысячи городов. Правда, города в Византии носили разный характер. Наиболее крупные и, в первую очередь, Константинополь стали центрами ремесла и торговли. Большинство провинциальных городов носило полисный характер, то есть являлись местом проживания земельных собственников.

За  свою тысячелетнюю историю Византия пережила как периоды  кризисов и катастроф (YII–IX, XIII, середина XY века), которые привели к ее крушению, так и период величайшего расцвета (X–XII), когда Византия являлась самым сильным и богатым государством мира, “золотым мостом” между Западом и Востоком.

Первый  кризис был связан с арабским нашествием и нашествием варварских, в основном,  славянских племен. Внешняя угроза сопровождалась внутренним конфликтом между государством и церковью. Конфликт закончился компромиссом. Было ограничено монастырское землевладение и отчасти церковные привилегии, а император становился хранителем религиозных традиций. В этот период был нанесен серьезный ущерб развитию Византии: разрушены многие церкви, опустели города.

Со второй половины IX века начинается период восстановления городов, интенсивного развития феодальных отношений. До этого времени преобладающей  формой собственности на землю была государственная собственность, земельный надел можно было получить за службу в армии. Теперь начинается раздача государственных и пустующих земель  знати, государственным чиновникам, военным командирам. Второй особенностью феодализма в Византии было длительное существование крестьянской общины, связанной круговой порукой. В Византии складывается строго централизованная система управления, когда местные чиновники подчиняются целиком центру и превращаются в сборщиков налогов. Развивается торговля. Изделия Византийских ремесленников, в первую очередь, ткачей и ювелиров  пользуются колоссальным спросом в Европе. Развивается миссионерская деятельность по христианизации варваров.  Повышается вновь уровень грамотности населения империи. Монахи Кирилл и Мефодий несут грамотность в Восточную Европу, создавая славянский алфавит.

В конце  ХII – начале ХIII веков новый кризис Византийского государства, вызванный нашествием турок сельджуков и первым крестовым походом. На территории Византии создается Латинская империя крестоносцев и ряд мелких государственных образований. Крестовые походы (1396 и 1440) европейцев против турок  не дали результатов. В 1453 году Константинополь пал. Пал “Второй Рим”, центр православия и античного наследия. Его эстафету суждено было подхватить “Третьему Риму” – Москве.   

14 ОБРАЗОВАНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ.

Существуют 3 основные версии происхождения Древнерусского государства:

  1. норманская теория;
  2. антинорманская;
  3. неонорманская теория.

Если  верить летописцам начала 12 в., то в 862г. князь Рюрик и его 2 брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманской теории. М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова «Русь», связывал это слово с рекой Рось на юге славянской территории. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», тезис о внутреннем развитии древнерусского государства способствовал формированию антинорманской теории. На протяжении первой половины 20 в. формировалась неонорманская теория, сущность которой состоит в том, что государство нельзя назвать извне, это сугубо внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии рахвития, когда у них должно было возникнуть государство, ну а если летопись сообщает о варягах, то, по всей видимости, они были и способствовали  ускорению возникновения государства у восточных славян.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"