Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:58, шпаргалка
Краткая теория по истории для студентов медицинских вузов
Термин « история » происходит от греческого слова «ictopia”– исследование, рассказ. Первоначальное значение этого слова продолжает широко использоваться в бытовой лексике и литературе. Это слово вошло во все современные языки. В науке термин “история” используется в большинстве языков, в двух основных смыслах:
Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) писал, что история как наука имеет двоякий смысл: как движение во времени, процесс и как познание этого процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием научного исторического знания является сам исторический процесс, т.е. ход, условия человеческого общежития, жизнь человечества вообще в ее развитии и результатах.В современной исторической науке происходит заметное слияние этих двух значений вследствие повышенного внимания к изучению влияния, во-первых, геологических и биологических факторов на развитие отдельного человека и человеческого общества; во-вторых, через изучение влияния человеческой цивилизации на окружающую среду. Проблемы экологии становятся тем мостиком, который соединяет естественные, гуманитарные и точные науки, и потому они постепенно переходят в область практической политики. Структура исторического знания. Сегодня историческая наука - это целый комплекс взаимосвязанных между собой наук. Представим схему исторических наук в виде трехгранной усеченной пирамиды. Историческое знание имеет несколько граней. Во – первых, это история отдельных видов человеческой деятельности –науки и техники, политическая история, история экономики, история духовной культуры и др. Легко заметить, что каждый из этих разделов включает более частные деления, например история экономики – историю земледелия, историю ремесла, историю промышленности. Политическая история – историю войн, революций, государства и права, наконец, историю династий и многое другое.Другой гранью является всемирная история, которая опирается на историю видов человеческой деятельности, включает её в себя, но в свою очередь, делится на историю континентов, историю стран, отдельных народов, отдельных регионов.Третьей гранью исторической науки являются ряд исторических дисциплин, которые обслуживают собственно историческую науку и включают в себя вспомогательные исторические дисциплины, а также различные методы исторических исследований, таких как археология , источниковедение, статистика, этнография, математическое моделирование, историография и др. Такая структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, который резко усилился в конце XIX – начале XX века. Завершает эту структуру «философия истории» или точнее, теория исторического процесса, которая призвана на основе накопленного сегодня исторического материала раскрыть общие закономерности, тенденции развития человеческого общества, и при этом выделить совокупность тех факторов, которые определили различные этапах его развития.В структуре исторического знания четко видна взаимосвязь истории, как с точными, так и естественными науками, не говоря уже о других гуманитарных науках. 3 подхода к изучению истории:
3.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИИ Идея эволюции
живой природы возникла в Новое время
ка противопоставление креационизму –
учение о сотворении мира богом из ничего.
Креацианизм как мировоззрение сложился
в эпоху поздней античности и в Средневековье
и занял господствующие позиции в культуре.
Фундаментальную роль в мировоззрении
того времени играли также идеи телеологии
– учения, по которому все в природе устроенно
целесообразно и всякое развитие явл.осуществлением
заранее предопределенных целей. Теология
приписывает процессам и явл.природы цели,
которые или устанавливаются богом , или
явл.внутренними причинами природы. В
становлении идеи эволюции органического
мира существенную роль сыграла систематика-биологическая
наука о разнообразии всех существующих
и вымерших органихмов, о взаимоотношениях
и родственных связях между их различными
группами. Основными задачами систематики
явл.определение путем сравнения специфических
особенностей каждого вида и каждой группы
более высоко ранга, выяснение общих свойств
у тех или иных групп. Основы систематики
заложены в трудах Дж.Рея и К.Линнея.
То, что Линней называет «естественным
методом», есть по сути некоторая фундаментальная
теория живого. Заслуга Линнея в том,
что через создание искусственной системы
он подвел биологию к необходимости рассмотрения
колоссального эмпирического материала
с позиций общих теоретических принципов.
Большую роль в становлении и развитии
идеи эволюции живой природы сыграла эмбриология,.
В 17-18в. возникла идея исторических изменений
наследственных признаков организмов,
необратимого исторического развития
живой природы – идея эволюции органического
мира. Эволюция – от лат. «развертывание»-
историческое развитие природы. В ходе
эволюции, во-первых, возникают новые виды,
т.е. увеличивается разнообразие форм
организмов. Во-вторых, организмы адаптируются,
т.е. приспосабливаются к изменениям условий
внешней среды. В-третьих, в результате
эволюции постепенно повышается общий
уровень организации живых существ: они
усложняются и совершенствуются. Первые
эволюционные теории были созданы двумя
великими учеными 19в – Ж.Ламарком и Ч.Дарвином.
Они создали эволюционные теории, которые
противоположны по характеру аргументации,
основным выводам. Теория Ламарка не получила
широкого признания современников, в то
время как теория Дарвина стала основной
эволюционного учения. В 1809 г. вышла
книга Ламарка «Философия зоологии», В
которой была изложена первая целостная
теория эволюции органического мира. Он
был одним из первых естествоиспытателей,
которые развили идею эволюции органического
мира до уровня теории. Он включил в свое
учение качественно новое понимание роли
среды в развитии органических форм, трактуя
внешнюю среду как важный фактор, условие
эволюции.
6 НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
К концу ледникового периода человек, доказавший своё право на жизнь, в условиях вымирания или сокращения популяций многих животных, столкнулся с новыми трудностями. Резкое сокращение популяции животных, служивших основой питания, вынудило человека перейти в основном на растительный рацион.
В растительном рационе большую роль стало играть собирание дикорастущих злаков – ячменя и пшеницы. Человек начал строить жилища в тех местах, где росли злаки, потому что в постоянных жилищах было удобнее хранить зерно и перерабатывать его. Наблюдение за ростом злаков, в конце концов, позволило человеку самому перейти к выращиванию злаков. Так человек сам одомашнил себя.
Затем наступила пора одомашнивания животных. С одной стороны, еще в эпоху дикости охотники и собиратели бродили в сопровождении собак, оленей. Многие животные были предметами охоты, но человек понял, что убитое животное не сохранишь долго и человек начал перегонять их вместе с собой, естественно, тех животных, которые это позволяли, например, овцы и козы.
С другой стороны по мере того, как человек переходил к собиранию и хранению злаков и, тем более, их выращиванию многие животные перемещались в места проживания человека, пожирая злаки, как на корню, так и в местах его хранения, и человек вынужден был защищаться от них, строя ограждения, загоны. Таким образом, животные приручали человека, который давал им более устойчивое пропитание. Так произошел переход к аграрной культуре, переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, переход от кочевого образа жизни к оседлому, переход ОТ ЭКОНОМИКИ ПОТРЕБЛЯЮЩЕЙ К ЭКОНОМИКЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ. Этот переход ученые и называют НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ.
Неолитическая
революция произошла почти
Создание излишков продовольствия привели к быстрому росту населения. К 4 тыс. оно выросло более чем в 10 раз. Естественно выросла плотность населения. В 7 тыс. появился и первый город – Иерихон, в котором жило около 3 тыс. Большая часть первых земледельцев жила небольшими поселениями, так как для пропитания требовались большие земельные площади. С ростом излишков появляется возможность не только их производства, но и присвоения.
Если первые
земледельцы вынуждены были
К неолитической революции относя многомиллионное развитие человека в предшествующую эпоху к "предыстории".
Период аграрной культуры (варварство) охватывает в истории человеческой цивилизации значительный период времени с 10 тыс. до н.э. и до конца XYIII в. Многие народы, в первую очередь Азии и Африки, и сегодня находятся на данном этапе развития, так как большинство населения этих стран занято с/х.
Эпоха аграрной культуры открытая неолитической революцией занимает большую часть знакомой нам истории человечества. К этой эпохе принадлежат столь разные личности как Первый земледелец, работающий каменным серпом и Леонардо да Винчи, Вавилонский царь Хаммурапи и изобретатель универсального парового двигателя Джеймс Уатт, Ярослав Мудрый и Пётр 1.
В рамках аграрной культуры выделяют следующие периоды:
Неолитическая революция, в ходе которой человечество перешло от охоты и собирательства к земледелию и животноводству. Неолитическая революция датируется 10–8 тыс. до н.э.
Период небольших государств – 8000–3500 до н.э.
Период древних империй – 3500–600 годы до н.э.
Античность (расцвет древней Греции и Рима) –600 годы до н.э.–500 годы н.э.
Средневековье – 500–1750 годы. Довольно часто последний этап средневековья с ХV века по 1750 выделяют в отдельный период – период разложения феодального строя и зарождения новой промышленной цивилизации.
Как видно из этой периодизации период аграрной культуры связан не только с переходом к земледелию, животноводству, которые повлекли за собой оседлый образ жизни, но и с формированием и развитием первых классовых обществ – рабовладельческих и феодальных. В основе этих классовых обществ лежала частная или государственная собственность на землю, а также личная зависимость работающих на этой земле людей.
Период аграрной культуры характеризуется также сменой форм религиозного мировоззрения от развернутых форм язычества (первые четыре периода) до господства в эпоху средневековья трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама.