- ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«СРЕДНИЕ ВЕКА».
В исторической науке
понятие «средневековье» укрепилось
после того, как в эпоху Возрождения
был провозглашен возврат к античной
культуре. «Промежуточные века» между
античностью и Возрождением с
легкой руки итальянских гуманистов
стали именоваться средними. Очевидна
условность такого понятия, показательна
огромная продолжительность данного
периода - более тысячелетия, не вызывает
сомнения важность и многогранность
содержания этого этапа в истории
человечества.Для гуманистов эпохи
Возрождения и деятелей французского
Просвещения понятие средневековья
было синонимом одичания и грубого
невежества, а средние века - временем
религиозного фанатизма и культурного
упадка. Напротив, историки так называемой
«романтической» школы начала ХIХ
в. называли средневековье «золотым
веком» человечества, воспевали достоинства
рыцарских времен и расцвет культурных
христианских традиций.
С распространением
в исторической науке марксистской
теории формаций, средневековье все
чаще отождествляли с понятием феодализма.
Причем, у самого Маркса докапиталистическая
формация предполагала параллельное развитие
рабовладельческого, феодального и
азиатского способов производства. Поздние
марксисты ввели термин «общественно-экономических
формаций» как определение отдельных
стадий человеческой истории. В соответствии
с этой теорией в советской
историографии сложилась традиция
понимания средневековья как
антогонистической классовой феодальной
общественно-экономической формации.
Современная наука стремится
к объективному изображению событий
средних веков, избегая крайностей,
излишне эмоциональных характеристик
и идеологических штампов. Наличие
феодальной (условной) формы землевладения
действительно было характерно для
Европы в период с Y по ХY - XYI вв., однако
в то же самое время существовали
и другие формы собственности: государственная,
общинная и частная. Сложно говорить
о феодализме на Востоке, т.к. условное
землевладение в «восточном»
варианте существовало с древних
времен вплоть до XIX века, а кое-где
сохраняет и сейчас свои традиции.Проблемы
периодизации средних веков давно
волнуют историков-медиевистов (специалистов
средневековья). Ж. Ле Гофф, один из крупнейших
исследователей истории Европы, вплоть
до 80-х годов ХХ века определял
понятие «средние века» как период
с Y по XY вв., от рождения варварских королевств
в Европе до кризиса и трансформации
средневековой христианской цивилизации.
В 1970-е годы Фернаном Броделем была
выдвинута идея «длительного Средневековья»,
которую впоследствии разделял и
Жак Ле Гофф. «Долгое Средневековье»
охватывало историю с первых веков
христианского летоисчисления и
вплоть до конца XYIII или даже начала
ХIХ столетия, разрушение ментальности
средневекового общества.Советские
историки датировали «средние века» (феодальную
формацию) со времен падения Западной
Римской империи (476 г.) до Английской
буржуазной революции (1640 г.), открывшей
путь к формированию капитализма.Современные
зарубежные и отечественные специалисты
чаще всего под «средними веками»
понимают эпоху с Великого переселения
народов, давшего жизнь многим цивилизациям
Запада и Востока, до Великих географических
открытий, способствовавших формированию
глобальной океанической цивилизации,
взаимопроникновению восточных
и западных культур.Известный востоковед
Л.С. Васильев отмечает, что понятие
«средних веков» более подходит для
Европы. На Востоке развитие обществ
и государств до XIX века сохраняло
значительные традиционные черты. Только
колониальная политика западных государств
привела в движение стабильную и
во - многом статичную систему цивилизаций
Востока.
2.
Основные этапы
складывания древнерусского
государства
На первом этапе
образования древнерусского государства
(8 - середина 9 вв.) происходило вызревание
предпосылок, а также складывание
межплеменных союзов и их центров, поминающихся
у восточных авторов. К 9 в. восходило
появление системы полюдья, то есть
сбора с общинников в пользу князя
дани, которая в ту эпоху ещё
воспринималась как возмещение за военные
и управленческие услуги и носила
добровольный характер и.
На втором этапе (2-ая
половина 9 - середина 10 в.) процесс складывания
государства ускорился, во многом благодаря
активному вмешательству внешних
сил - хазар и норманнов (варягов)
Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История
отечественного государства и права.
- М., 2003. - С. 269.. Летописец отмечает (862
год), что славяне сумели изгнать
варяг за море. Но вскоре между ними
вспыхнула распря, "и пошел
род на род и воевати почаша
сами на ся". (Скорее всего в летописи
нашло отражение соперничество
племенных союзов Севера и их знати
между которой шла "борьба престижей").
В этих условиях, не желая отдавать
первенство кому-либо из своих, славяне
и финно-угры со словами: "Земля
наша велика и обилна, а наряда (порядка)
в ней нет. Да поидете княжить
и володеть нами" решили обратиться
к соседям-варягам, называвшимися
русью, и их князю - Рюрику, с братьями
Синеусом и Трувором. Приглашение
было принято, Рюрик сел в Новгороде
( по другим сведениям - в Старой Ладоге),
Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске.
Через два года после смерти братьев
Рюрик стал править единолично. В
882 году его преемник князь Олег хитростью
захватил Киев, убив правивиших там
Аскольда и Дира - норманнов, ушедших
ранее от Рюрика. После этого он
освободил славянские племена от
хазарской дани и подчинил своей
власти. Так, согласно летописной легенде,
произошло образование русского
государства. Норманнская теория происхождения
древнерусского государства. Эти летописные
данные легли в основу т.н. "норманнской
теории", разработанной в 17 в. немецкими
учеными на русской службе. Летопись
дает понять, что в 9 в. наши предки жили
в условиях безгосударственности, хотя
прямо в Повести об этом не говорится.
Речь идёт лишь о том, что южные славянские
племена платили дань хазарам, а северные
- варягам, что северные племена однажды
прогнали варягов, но потом передумали
и призвали к себе варяжских князей. Такое
решение было вызвано тем, что славяне
передрались между собой и решили для
установления порядка обратиться к иноземным
князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая
фраза: "Земля наша велика и обильна,
а наряда в ней нет. Да поидете княжит и
володети нами". Варяжские князья пришли
на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик
- в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко
от Пскова), Синеус - в Белоозере.Это событие
и было принято считать моментом образования
Русского государства.Такая трактовка
вызывает, по крайней мере, два возражения.
Во-первых, фактический материал, приводимый
в "Повести временных лет", не дает
оснований для вывода о создании Русского
государства путем призвания варягов.
Наоборот, как и другие источники, дошедшие
до нас, она говорит о том, что государственность
у восточных славян существовала еще до
варягов. Во-вторых, современная наука
не может согласиться со столь примитивным
объяснением сложного процесса образования
любого государства. Государство не может
организовать один человек или несколько
даже самых выдающихся мужей. Государство
есть продукт сложного и долгого развития
социальной структуры общества. Тем не
менее летописное упоминание в определенном
смысле было взято на вооружение еще в
17 в. Так родилась пресловутая норманнская
теория происхождения Древнерусского
государства.Уже в то время норманизм
встретил возражения со стороны передовых
русских ученых, среди которых был и М.В.
Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся
Древней Русью, разделились на два лагеря
- норманистов и антинорманистов.Современные
отечественные ученые преимущественно
отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются
и крупнейшие зарубежные исследователи
славянских стран Ловмянский Х. Русь и
норманны. М., 1985.. Однако определенная
часть зарубежных авторов до сих пор проповедует
данную теорию, хотя не в столь примитивной
форме, как это делалось ранее.Главным
опровержением норманнской теории является
достаточно высокий уровень социального
и политического развития восточного
славянства в 9 в. Древнерусское государство
было подготовлено многовековым развитием
восточного славянства. По своему экономическому
и политическому уровню славяне стояли
выше варягов, поэтому позаимствовать
государственный опыт у пришельцев они
не могли.В летописном рассказе содержатся,
конечно, элементы истины. Возможно, что
славяне пригласили нескольких князей
с их дружинами в качестве военных специалистов,
как это делалось и в более поздние времена
на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно
известно, что русские княжества приглашали
дружины не только варягов, но и своих
степных соседей - печенегов, каракалпаков,
торков Мавродина Р.М. Киевская Русь и
кочевники (печенеги, торки, половцы). Л.,
1983. С. 21.. Однако не варяжские князья организовали
Древнерусское государство, а уже существовавшее
государство дало им соответствующие
государственные посты. Впрочем, некоторые
авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются
в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса
и Трувора, полагая, что они могли быть
и представителями каких-либо славянских
племен. Во всяком случае следов варяжской
культуры в истории нашей Родины практически
нет. Ученые, например, подсчитали, что
на 10 тыс. кв. км территории Руси можно
обнаружить лишь пять скандинавских географических
наименований, в то время как в Англии,
которую норманны завоевали, это число
доходит до 150.Мы не знаем точно, когда
и как конкретно возникли первые княжества
восточных славян, предшествующие образованию
Древнерусского государства, но во всяком
случае они существовали до 862 г., до пресловутого
"призвания варягов". В германской
хронике уже с 839 г. русские князья именуются
хаканами - царями.Зато момент объединения
восточнославянских земель в одно государство
известен достоверно. В 882 г. новгородский
князь Олег захватил Киев и объединил
две важнейшие группы русских земель;
затем ему удалось присоединить и остальные
русские земли, создав громадное по тем
временам государство.Русская православная
церковь пытается увязать возникновение
государственности на Руси с введением
христианства Гордиенко Н.С. "Крещение
Руси": факты против легенд и мифов.
Л., 1986. С. 27..Конечно, крещение Руси имело
большое значение для укрепления феодального
государства, благо церковь освящала подчинение
христиан эксплуататорскому государству.
Однако крещение произошло не менее чем
через столетие после образования Киевского
государства, не говоря уже о более ранних
восточнославянских государствах.В Древнерусское
государство вошли кроме славян и некоторые
соседние финские и балтийские племена.
Это государство, таким образом, с самого
начала было этнически неоднородным. Однако
основу его составляла древнерусская
народность, являющаяся колыбелью трех
славянских народов - русских (великороссов),
украинцев и белорусов. Она не может быть
отождествлена ни с одним из этих народов
в отдельности. Украинские националисты
еще до революции пытались изобразить
Древнерусское государство украинским.
Эта идея подхвачена в наше время в националистических
кругах, старающихся поссорить три братских
славянских народа. Между тем Древнерусское
государство ни по территории, ни по населению
не совпадало с современной Украиной,
у них была лишь общая столица - город Киев.
В 9 и даже в 12 в. еще нельзя говорить о специфически
украинских культуре, языке и пр. Всё это
появится позже, когда в силу объективных
исторических процессов древнерусская
народность распадется на три самостоятельные
ветви.Завершающий этап складывания государства
начинается с реформ княгини Ольги.
Полная ликвидация
племенных княжений происходит во время
правления Владимира Святого (980-1015).
Следующим решительным шагом, завершающим
создание государства, стала замена
Владимиром племенных князей своими
сыновьями, призванными защищать новую
веру и укрепить власть киевского
князя на местах. Тем самым он
превратил Русскую землю во владение
рода Рюриковичей. Укрепление власти дало
ему возможность организовать население
всей страны для создания мощных оборонительных
рубежей на южных границах и переселить
сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей.
Сам великий князь, как свидетельствуют
былины, начал восприниматься народным
сознанием уже не как воин - защитник, а
как глава государства, организующий охрану
его рубежей Ключевский В.О. Русская история.
Полный курс лекций. В трех книгах. - М.,
1997. - С. 465.. 3. Особенности образования государства
восточных славян
Среди основных признаков
древнерусского государства к концу
10 века выделяют такие как: 1система
данничества;2. территориальный принцип
расселения, вытесняющий племенной;3. простейший
государственный аппарат в лице дружины
и наместников князя;4. династическая (родовая)
княжеская власть;5. монотеистическая
религия, усиливающая процесс сакрализации
княжеской власти. Суровость климатических
условий Восточной Европы, а также оторванность
от центров античной цивилизации задерживали
и замедляли процесс складывания государства
у восточных славян. Оно формировалось
в результате сложного взаимодействия
внутренних и внешних факторов, что и позволило
ему появиться, произрастая лишь на одной
общинной основе. Германские же племена,
восприняв достижения римской цивилизации,
раньше и быстрее подошли к государственным
формам организации общественной жизни.
Одной из особенностей древнерусского
государства было то, что с самого своего
начала оно было многоэтническим по составу.
В дальнейшем это будет способствовать
тому, что главными силами, обеспечивающими
внутреннее единство, станут государство
и православная религия.
3Пантеон
богов восточных славян
До принятия христианства
славяне отнюдь не были атеистами. Они
поклонялись множеству богов
и духов, имели особые жертвенные
места и святилища.Недалеко от города
Загорска, около деревни Кутузово
(Московская область) есть холм со странным
названием - «Белые боги». По преданию
на нем стояли языческие идолы. Местные
жители поклонялись им и приносили
жертвы, пока в XIV веке святилище не
было разрушено церковниками, водрузившими
на холм христианский символ - крест. Если
верить преданию, «Белые боги» дожили
до гораздо более позднего времени , чем
все остальные святилища на славянских
землях. Основная масса их была уничтожена
еще в X веке, после официального принятия
христианства. Так было в Киеве, Новгороде
и других городах. Церковники яростно
разрушали все, что было связано с языческим
культом, - уничтожали святилища, а изображения
богов сбрасывали в реку. Одного из таких
«утопленников» удалось обнаружить. Еще
в 1848 г. со дна реки Збруч, притока Днестра,
был поднят высокий (около 2,7 метра) четырехгранный
столб из серого известняка. На верхнем
конце его под одной круглой шапкой была
изображена четырехликая голова (лица
смотрели на четыре стороны света). На
гранях столба были рельефные изображения,
связанные с космогоническим представлением
славян о трех мирах: подземном, земном
и небесном. По этому идолу можно судить
о том, как выглядели изображения богов
- в большинстве своем они имели человеческий
облик. Языческий пантеон славян был довольно
богат. И главное место в нем занимал Перун
- бог грома и молнии, почитавшийся также
как покровитель природы и земледелия.
С зарождением классового общества на
Руси Перун стал считаться преимущественно
покровителем князя и его дружины. Именем
Перуна клялись князья Олег и Святослав,
заключая мирный договор с греками. Святилища
Перуна были в разных городах. Известно,
что идол Перуна, деревянный, с серебряной
головой и золотыми усами, стоял на холме
в Киеве. В 6 километрах от Новгорода, у
истоков реки Волхова из озера Ильмень
есть урочище, в названии которого - Перынь
до сих пор сохранилось имя Перуна. Археологические
раскопки обнаружили там следы святилища.
Оно представляло собой круглую площадку
диаметром 21 метр. В центре некогда стояло
деревянное изображение Перуна (сохранилось
его основание). По периметру круга шел
кольцеобразный ров с дугообразными выступами
с внешней стороны (в плане все это имело
форму восьмилепесткого цветка). В этих
выступах рва разжигали ритуальные костры,
озарявшие статую Перуна. Можно себе представить,
что зрелище было достаточно величественным.С
земледелием был, вероятно, связан и культ
бога солнца - «животворящего подателя
света и тепла». У разных славянских племен
он носил разные имена: Хорс, Даждьбог,
Купала, Ярило. Не осталось без своего
бога и скотоводство. Его покровителем
был «скотий бог» Велес (или Волос). Он
же впоследствии считался покровителем
богатства и торговли. Особое место в пантеоне
занимал Сварог, соединивший в себе черты
древнегреческих Гефеста и Прометея. Это
был бог ремесла - покровитель кузнечных
работ и отец бога огня (последний по отцу
назывался Сварожичем). В самом имени Сварога
слышен корень «вар», все производные
от которого (варить, сварка) означают
обработку огнем, жаром. Кажется, единственным
женским божеством у славян была Мокошь.
Функции ее не совсем ясны, предполагают,
что она считалась покровительницей различных
женских работ.
Русь
после крещения
Принятие христианства
в очень малой степени изменило
религиозный быт древнерусского
общества. По-прежнему во всей силе сохраняется
язычество. Это обусловливалось
тем, что язычество и христианство
воплощали два разных типа мировоззрения,
отнюдь не связанных между собой
преемственно. Со временем они постепенно
наслаивались друг на друга, и в процессе
этого наслоения, с одной стороны,
язычество получало стимул к дальнейшему
развитию, а с другой - христианство
низводилось до уровня языческих
понятий и преданий. Так сложилось
двоеверие - «мировоззрение раздвоенного
сознания средневековых русичей».Этапы
становления древнерусского двоеверия
отчетливо отражены в летописных
текстах. На ранней стадии христианизации
Руси еще преобладает мировоззренческий
дуализм. Полное противостояние язычества
и христианства. «Народ же тот русский,
- писал в XII веке краковский епископ
Матвей видному деятелю католической
церкви Бернарду Клервоскому - множеству
ли бесчисленному, небу ли звездному одобный,
и веры, правило православной и религии
истинной установления не блюдет.. то народ,
известно, не только в дароприношении
тела господня, но и в уклонении от церковного
брака и взрослых повторного крещения,
а равно в иных церкви таинствах позорно
колеблется. Христа лишь по имени признает,
а по сути в глубине души отрицает. Не желает
упомянутый народ ни с греческой, ни с
латинской церковью быть единообразным,
но отличный от той и от другой, таинства
ни одной из них не разделяет».Через два
века ситуация была уже существенно иная.
Как доносил в Рим в начале XV века кардинал
Д'Эли, «русские в такой степени сблизили
свое христианство с язычеством, что трудно
было сказать, что преобладало в образовавшейся
смеси: христианство ли, принявшее в себя
языческие начала, или язычество, поглотившее
христианское вероучение»3. Как бы то ни
было, фактом остается то, что образовавшееся
двоеверие представляло собой мировоззренческий
синтез, в котором ведущая роль принадлежала
славянскому язычеству. Оно не только
определяло специфику религиозности древнерусского
народа, но и серьезнейшим образом видоизменяло
важнейшие обрядовые формы и догматические
законоположения христианства.Прежде
всего, под влиянием языческой мифологии
весь мир оказывался ангелохранимым. Ангелы,
согласно летописцу, приставлены ко всякой
«твари»: есть ангелы облаков и мглы, снега
и грозы, зимы и осени, весны и лета, - словом,
состоят они при каждой вещи, где бы ни
находились: на земле, небесах или в тайной
бездне. Следовательно, ангелы блюдут
все страны - и христианские, и языческие.
Они фактически заступают в сознании древнерусского
человека на место его прежних богов, выполняя
принадлежавшие им некогда функции.Одновременно
с этим возникает еще одно впечатляющее
новшество - переакцентация религиозного
почитания с византийского культа Христа
на культ Богородицы.На Руси Христос вплоть
до XVI века больше воспринимался как младенец,
сын божий, а не сам бог. В нем видели преимущественно
страдающее существо, возвысившееся благодаря
личному подвигу до нравственного совершенства.
При таком взгляде на Христа, естественно,
создавалась почва для проникновения
различных неортодоксальных учений, таких,
например, как арианство, с которым древнерусская
церковь неустанно боролась едва ли не
весь период своего существования.Что
же касается Богородицы, то в этом случае
считалось, что она - спасительница всего
мира, главная заступница и покровительница
русской земли. Особенно усилилось распространение
богородичного культа в эпоху Куликовской
битвы. Согласно «Житию Сергия Радонежского»,
Богородица явилась святому и предрекла
победу над ненавистной Ордой. С ее почитанием
связано почти все церковное строительство
70 - 80-х годов XIV века.Образ Богородицы неизменно
присутствует во всех литературных памятниках
того времени. Сама Куликовская битва
состоялась в день рождества Богородицы
- 8 сентября. Этому придавал особое значение
Дмитрий Донской в своем обращении перед
началом боя к воеводам: «Приспе, братие,
время брани нашея; и прииде праздник рождества
царицы матерее божии Богородици, всех
небесных чинов госпожи и всеа вселенныа:
аще оживем, господеви есмы, аще ли умрем
за мир сей, господеви есмы». Лишь с конца
XV века, по мере укрепления московского
самодержавия и насаждения византизма,
культ Богородицы отходит на второй план,
уступая место всемогущему богу - Иисусу
Христу.
К традиции родоплеменного
идолопоклонения восходит также
понимание культа святых. Наибольшее
число их появилось на Руси именно
в обстановке расцвета богородичного
культа: в XI веке - 35, XII - 55, XIII - 47, XIV - 65,
XV - 106. Примечательно, что среди них было
немало святых-подвижниц, тогда как в Московской
Руси женщин канонизировали редко.На святых
древнерусский человек возлагал избавление
от всех своих страхов и переживаний. Например,
мученик Мина Египтянин давал исцеление
от глазных болезней, священномученик
Антипа - от зубных, преподобный Марой
- от лихорадки. Об избавлении от бесплодия
молились преподобному Роману чудотворцу
и преподобному Игнатию. Облегчения трудных
родов просили у великомученицы Екатерины,
а просвещение разума и обучение грамоте
- у святых Косьмы и Дамиана. Были свои
спасители и от винного запойства, и от
пожара или молнии, и от злого очарования.Как
видно, все нужды - обыкновенные, житейские.
Раньше, в языческую пору, им посвящался
отдельный бог, которому и поручалась
забота об их удовлетворении. С приходом
христианства древнерусский человек слил
своих старых богов с пришлыми и новообретенными
церковными святыми, тайно творя им привычные
жертвы, а явно - поклоны и целования.
Политический
строй Политический
строй древнерусского
государства IX —X вв. может быть охарактеризован
как раннефеодальная монархия. Во главе
государства стоял киевский князь, называвшийся
великим князем. Некоторые князья, временно
правившие на Руси, например новгородский
князь Рюрик (вторая половина IX в.) или
Олег (конец IX — начало X в.), были варягами
по происхождению, захватившими власть
в русских землях.
Киевский князь
управлял при помощи совета из других
князей и дружинников (боярская дума).
Дружина делилась на старшую (бояре,
мужи) и младшую (гриди, отроки, детские).
Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись
княжескими дружинниками, называвшимися
мечниками, вирниками, емцами и пр.
С помощью дружины
князья укрепляли власть над населением
и расширяли территорию древнерусского
государства. Дружинники получали от князей
право на доходы (в виде дани) с
населения целых территорий, входивших
"в состав древнерусского государства.
С развитием феодальных отношений
все большая часть дружинников
становилась земельными собственниками,
ведшими хозяйство в своих
имениях путем эксплуата-ции труда
закабаляемых крестьян.
Города управлялись
княжескими посадниками, а в наиболее
крупных из них существовали должности
тысяцкого и сотских, что, очевидно,
соответствовало военному членению
полков (очень древнему по своему происхождению).