Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:52, реферат
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения.
1. Введение.
Шаманизм как антропологическое явление..........................................................3
2. Якутский шаманизм.........................................................................................4
2.1. Шаманизм как религия ............................................................................5
3. Шаманская мифология....................................................................................9
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии.....................................9
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................10
4. Главные аспекты якутского шаманства....................................................11
4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................11
4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................12
4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................13
4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................13
4. 5. Шаманские могилы................................................................................14
4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................16
4. 7. Святые и опасные места........................................................................18
5. Заключение.......................................................................................................20
Список используемой литературы...................................................................21
Шаманство, как правило, наследственное.
Считается, что после смерти шамана его
дух переходит к потомкам, причем духи
сами выбирают людей, в которых они переселяются,
- из родственников умершего шамана. Начало шаманской деятельности
связано с загадочным психическим заболеванием,
проявляющимся в период полового созревания
будущего шамана. Человек неожиданно для
окружающих начинает прятаться от людей,
нередко убегая в тайгу. В это время он
почти ничего не ест и даже может забыть
свое имя. Другой шаман, приглашаемый родственниками
больного, устанавливает причину болезни,
приходя к выводу, что в его пациента вселился
дух умершего предка-шамана. В таких случаях
больной, даже не желая того, становится
шаманом. Родственники делают ему облачение
и бубен. Получив их, шаман начинает свою
ритуальную деятельность. Самое удивительное,
что, начав камлать, в процессе лечения
своих пациентов, восстанавливается и
психическое здоровье шамана, исчезают
все явные проявления тяжелого психического
заболевания, столь очевидные
в недавнем прошлом.
Еще в XIX веке
ученые и путешественники, наблюдавшие
шаманов, пришли к единодушному выводу,
что это нервнобольные люди с особым складом
психики. Такая точка зрения впоследствии
получила широкое распространение среди
исследователей этой формы религии. Однако
в последние десятилетия ряд ученых, изучавших
феномен шаманизма, утверждают, что так
называемая шаманская болезнь - это лишь
своеобразная инициация, в которой будущий
шаман сознательно исполняет предписываемые
ему обряды, играя заданную традицией
роль.
Теперь можно утверждать, что наследственная
природа шаманизма - результат процесса
многопоколенного отбора родовым коллективом
людей с определенными особенностями
психики и, прежде всего способностью
вызывать регулируемое состояние транса,
сопровождаемое глубокими галлюцинациями.
Именно это привело к наследованию шаманами
некоторых необходимых особенностей психики,
позволяющих совершать действия, рассматриваемые
сородичами как возможность общения с
духами в интересах коллектива и отдельных
его членов.
Хотя шаманы иногда пользуются средствами народной медицины, они не являются знахарями и целителями. Последние существовали в родовых коллективах наряду с шаманами и независимо от них. За пределами Сибири шаманство имеет несколько другие формы. Так, например, на Северном Борнео существуют шаманы, именуемые дайонг. У них нет бубна, а во время своих ритуальных действий они используют устрашающие маски. Но, совершая свой ритуал, также как и сибирские шаманы впадают в состояние транса, призывают духов, которые помогают им найти похищенную душу больного и излечить его.
Обязательным атрибутом якутского шамана являлся особый музыкальный инструмент - бубен. К началу XX в. у ряда народов Сибири отмечается исчезновение бубнов под влиянием усиленной пропаганды христианства и ламаизма. Однако у большинства этих народов в изучаемый период (конец XIX и начало XX вв.) бубны еще бытовали наряду с другими шаманскими атрибутами. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед народами Сибири светлый путь к построению новой жизни. Прекратился вековой гнет, прекратилась эксплуатация местного населения купцами, кулаками и шаманами. Реорганизация хозяйства на основе коллективизации, внедрение новой техники значительно повысили уровень материального благосостояния этих народов. Квалифицированное медицинское обслуживание, всеобщее обучение, общий рост культуры уничтожили веру в "силу" шаманов, лам и других посредников, "добивавшихся" выполнением различных обрядов "милостей" от духов и богов. Шаманство исчезает, а с ним и все его атрибуты. Бубен кое-где сохранился как народный музыкальный инструмент. Например, у народов Северо-востока Сибири бытуют ансамбли бубнов, под аккомпанемент которых выполняются массовые народные пляски. Исследование бубнов имеет значение для понимания исторических связей между народами Сибири, а также для изучения развития религиозных представлений этих народов. Бубен, как и все шаманские атрибуты, являлся "священным" предметом, развитие его отличалось от развития объектов материальной культуры. Последние изменялись, совершенствовались в повседневной трудовой практике людей. Этот процесс вызывался жизненной необходимостью общества. Бубнами владели и пользовались немногочисленные избранники-шаманы, которые были заинтересованы в сохранении древних форм атрибутов культа. Шаманы сознательно консервировали, строго передавали из поколения в поколение традиции устройства и оформления своих бубнов. Бубен делали шаману такой же, какой имел его дед и прадед. Изменение устройства бубна шло очень медленно. Однако в ходе исторического развития народов Сибири, в процессе слияния различных этнических групп и культур бубны все же менялись. Таким образом, бубен является своеобразным историческим памятником, изучение которого может пролить свет на прошлое народов Сибири. Бубен являлся не только музыкальным и культовым инструментом, он в то же время, по представлениям сибирских народов, был и сложным символом, вещественным выражением шаманской идеологии. Помимо этого, бубен в известной степени отражал художественную культуру того народа, у которого он бытовал. Художественное выполнение бубна было обусловлено искусством не только самого шамана, но и мастерством его сородичей, на которых возлагалась обязанность устройства бубна. Почти у всех народов Сибири не сам шаман делал для себя культовые атрибуты, а их изготовляли, "выдавали" ему сородичи. При этом часть работы выполняли женщины: они выделывали шкуру, натягивали и пришивали ее на деревянный обруч, украшали бисером, если этого требовала традиция. Мужчины заготовляли деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч, выковывали железные подвески, рисовали установленные традицией рисунки на бубне. Определение формы бубна может быть лишь приближенным. Особенно трудно определение некруглых форм бубнов, потому что в течение срока своей "службы" бубен значительно деформировался. При выполнении шаманского обряда (камлания) бубен для лучшей звучности неоднократно грели над открытым огнем костра, очага. Опытные, старые люди умели это делать без особого вреда для бубна. Они тщательно следили за тем, чтобы деревянный обруч и натянутая на нем кожа нагревались равномерно. Но все же частое нагревание деформировало бубен. Это положение нельзя рассматривать так, что у народов Сибири не было устойчивых форм бубнов. Наоборот, наблюдается постоянное повторение определенной формы бубна у каждого конкретного народа. В данном разделе "Атласа" мы употребляем широко известные в этнографической литературе термины для обозначения отдельных частей бубна. Бубен состоит из деревянного обруча круглой или овальной формы, называемого "обечайкой". Ширина обечайки варьирует у разных народов от 2. 5 до 20 см. Материалом для обечайки служили разные породы деревьев. Пластину, назначенную для обечайки, выгибали либо над открытым огнем, либо с помощью особого приспособления . Затем концы ее сшивали при помощи тонких корней кедра или черемухового лыка На внешней стороне - ряды столбиков, выточенных из березового дерева, кости, березовой губы, на которые натягивали по длине всей окружности обечайки жильные нити, тонкие ремешки, шнурки и т. д. На некоторых бубнах по краям обечайки прикрепляли узкие сагровые полосы (черемуховое лыко). При таком устройстве кожа, натягивающаяся на бубен, не прилегала плотно к обечайке, между обечайкой и кожей образовывались полости-резонаторы. Иногда в обечайке делали прорези-щели, посредством которых указанные полости сообщались с внутренней полостью бубна. Однако бубны большинства народов таких прорезей не имели. Резонаторные столбики были различной формы. Встречались бубны, имевшие столбики четырех различных форм (у якутов). Иногда выступы на внешней стороне обечайки, образованные столбиками, прикрывались железными круглыми "шапочками", предохранявшими кожу бубна от разрывов (кеты). На внутренней стороне обечайки прикрепляли рукоять, за которую держали бубен, и скобки с подвесками; исключение составляли чукчи и эскимосы, у которых рукоять прикреплялась к внешней стороне бубна, снизу. Материалом для изготовления рукояти служило дерево (почти всегда береза), олений рог, моржевый клык, железо и иногда ремни. По форме рукояти представляли собой либо вертикальную пластину, либо крестовину. На обечайку натягивали кожу животного. Чаще всего это была шкура дикого (реже домашнего) оленя, лося, марала и т. д. По-видимому, установившаяся традиция в выборе шкуры того или иного животного соответствовала древнему хозяйственному укладу каждого конкретного народа. Некоторые народы употребляли для обтяжки женских и мужских бубнов разный материал. Обычно на мужской бубен брали шкуру самца, на женский -самки животного. На обтяжку использовали верхнюю часть шкуры, так как эта часть считалась "чистой". Выделывали шкуры с разной степенью тщательности. Одни народы брали невыделанную сырую шкуру, лишь состригая с нее шерсть; другие - выделывали ее до тонкой светлой кожи; некоторые народы продымливали шкуру, коптили ее над костром. Способы прикрепления кожи к обечайке были неодинаковы у разных народов. Так, чукчи и эскимосы кожу олененка или кожу желудка моржа привязывали к обечайке, а иногда приклеивали ее; амурские народы (нивхи), айны, а также буряты и маньчжуры только приклеивали; ханты, манси, ненцы продергивали в край обтяжки жильную нить и в нескольких местах прикрепляли кожу к обечайке деревянными гвоздями или пришивали ее; алтайцы, якуты, эвенки, кеты, селькупы и другие народы пришивали кожу к краю обечайки, оставляя при этом довольно широкий ее край свободным, собирая его на жильную нить. На многих бубнах красками наносились рисунки на внутреннюю и особенно на внешнюю сторону обтяжки бубна (у долганов, алтайцев), а иногда и на обе ее стороны (у алтайцев, энцев). Встречались бубны, у которых рисунки наносились на обе (или одну) стороны обечайки. Обычно для нанесения рисунков применялась красная краска, реже - белая и черная, а у некоторых групп эвенков -зеленая и желтая. По указаниям шамана мужчины наносили рисунки, передававшиеся по традиции от предков шамана; рисунки были строго определенны для каждого народа. Они были разной сложности: от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т. д. Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символа вселенной. Мы видим среди них изображение плоской земли, окаймленной горами и морями, опрокинутого над ней куполообразного неба, опирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов (алтайцы, кеты, селькупы). Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова. При бубне имелась колотушка. Колотушки менее разнообразны по форме, чем бубны. Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины, иногда употребляли естественную развилку ветки (шорцы). Лопаточку обтягивали камусами самца оленя, козули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, а иногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Помимо служебной роли при бубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманским атрибутом, употреблявшимся при гадании и "лечении". Приемы гадания и "лечения" колотушкой почти у всех шаманов были одинаковы. Таково в общих чертах устройство бубнов.
3. Шаманская мифология
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии.
Шаманская мифология тесно связана с ритуальной практикой и в значительной степени ориентирована на время обряда. Отражена преимущественно в устно-поэтической, фольклорной традиции. Центральная фигура шаманской мифологии – шаман, осуществляющий посредничество, медиацию между людьми и духами. В распоряжении шамана находится особая категория духов-помощников, именуемых часто в шаманских песнопениях его «силой», «свитой» или «войском». Нередко духи-помощники выступают в образе птиц, рыб или наземных животных – символов различных сфер мироздания (ср. самодийские лозы, тадебцо). Шаманским космологиям свойственно трёхчленное деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый из которых, в свою очередь, членится на несколько ярусов или слоев. Эти миры соединены древом мировым или космической рекой: её, исток (южная сторона) соответствует верхнему миру, а устье – нижнему, находящемуся на севере. Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного – с низом, миром мёртвых и севером (или западом). Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир – вредоносными духами и душами покойников, средний мир – людьми и многочисленными духами-хозяевами (ср., например, тюркские эе, иччи). Выделяются две основные тематические группы шаманских мифов и легенд: связанные с посвящением в шаманы (шаманскими инициациями) и с шаманской обрядовой практикой. Шаманские инициации описываются или как избранничество неофита духами, которые преследуют его своими притязаниями сексуального характера, или как пребывание души будущего шамана в мире предков, на особом шаманском дереве, в колыбели, гнезде и т. д. Соответственно шаманское посвящение может разворачиваться как история заключения брака с избравшим духом, становящимся после этого главным духом – помощником шамана [возможно, именно с этой версией связаны представления о шаманах превращённого (двойного) пола, существовавшие у палеоазиатов, эскимосов и у ряда индейских племён Сев. Америки], либо как выращивание, выкармливание шаманской души – птенца духами – предками, либо как расчленение и пересотворение тела неофита: варка в котлах, выковывание в кузнице, зашивание под кожу кристаллов, магических камней, змей и т. д., нахождение особой «шаманской кости» и пр. Рассечение тела может интерпретироваться и как смерть – воскрешение, и как жертвоприношение духам (у якутов, например, считалось, что лишь те духи, до которых долетели капли крови и кусочки мяса будущего шамана, будут в дальнейшем ему помогать или подчиняться его требованиям), и как испытания, пройти которые суждено лишь достойному кандидату.
Наиболее распространённая функция шаманов
– врачевание. В некоторых регионах в
круг ритуальных обязанностей шамана
входило также добывание у духов – хозяев
душ промысловых животных, скота или младенцев
для бездетных супругов, удачи для охотника,
усмирение непогоды, гадания, проводы
души умершего в селение мертвецов, изгнание
проникших к людям, поселившихся в доме
злых духов, наделение жизненной силой
амулетов, промыслового инвентаря, оружия
и т. д. В процессе камлания шаман или его
духи-помощники совершают символическое
путешествие в мир духов, при этом он призывает
то одного, то другого из своих духов-помощников,
вступает в поединки с духами болезней,
уговаривает и заклинает духов-хозяев
удовлетворить просьбы, пророчествует
от имени духов и, получив искомый объект
(душу больного, жизненную силу новорождённого,
охотничью удачу и т. д.), передаёт его просителям.
В легендах о шаманских подвигах сюжетная
сторона камланий как странствий души
ещё более разрастается за счёт включения
таких эпических мотивов, как похищение
души у антагониста, бегство, оборотничество
и различные превращения добываемых объектов,
самого героя – шамана, его помощников
и противников [среди последних часто
оказываются не только злые духи, но и
вредоносные чёрные (способные наносить
порчу и пожирать души) шаманы-инородцы].
Такие рассказы о шаманских путешествиях,
поединках, чудесах, трюках и т. д., разыгрываемые
или излагаемые во время камланий, имеют
тенденцию к отрыву от конкретной обрядовой
ситуации и иногда циклизуются в обширные
биографические серии вокруг фигуры какого-либо
великого шамана прошлого, становящегося
в ряде случаев объектом почитания (культ
умерших шаманов существовал у якутов,
бурят, юкагиров и др.). Подобные сюжеты
могут быть близки мифологическим и сказочным
сюжетам о культурном герое, кваэиисторическом
предке и т. д. В эпической архаике, где
богатырские качества героя обычно не
отделяются от хитрости и колдовского
могущества, шаманские сюжеты составляют
существенный пласт мотивного фонда, а
многие мифологические персонажи (например,
корякский культурный герой Ворон, энецкий
Ди'а и др.) наделены шаманскими способностями
и умениями. Элементы шаманской мифологии
прослеживаются и в стадиально более поздних
мифологиях и религиях: в представлениях
о скандинавском Одине, получившем
священный мёд и знание рун в результате
прохождения шаманской инициации на ясене
Иггдрасиль, греческом Орфее, совершающем
путешествие в мир мёртвых, карело-финском
Вяйня-мёйнене, отправляющемся в Туонелу
или Похьёлу за магическим инструментом,
ритуальной формулой или сампо, библейских
пророках и т. д.
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо – якутском национальном фольклоре.
Шаманство исторически было характерно для народов, занимавшихся охотой и скотоводством. Исходя из этого, В.Н.Басилов допускал, что оно должно было возникнуть еще в палеолите и пережить свой расцвет до неолита. У многих народов сфера культовой деятельности изначально являлась привилегией женского жречества (удаганства). По материалам Е.В. Ревуненковой, существование особого ("женского") языка шаманов, заложившего основы мифотворчества и поэзии, было связано с матрилокальной структурой древних обществ. Это положение подтверждается представлениями якутов о том, что по своему происхождению женщины-удаганки считались сильнее (старше) мужчин-шаманов.
По мнению А.И.Гоголева, "мифология, религия и искусство первоначально не были отделены друг от друга. Поэтому мифотворчество использовалось для обоснования религиозных церемоний и неизбежно становилось частью религии". На правомерность этой точки зрения указывает то, что в якутском эпосе сохранились архаичные черты мифологии. Иначе говоря, якутская "сказка" олонхо должна была сформироваться и развиться на общем фоне шаманистических воззрений предков Саха.
В традиционной культуре якутов певцы и сказители, как и шаманы, считались людьми "несчастными". Древние легенды гласят, что знаменитые певцы и поэты получали дар сказительства во время сна. В мифологиях многих народов сон приравнивался к смерти. Сюжет "сна" певца сопоставим с сюжетом "смерти" ("расчленения") будущего шамана. Согласно шотландской саге, старый пророк и певец Лермонт увидел около своего замка оленя, словно зовущего его. Он последовал за ним и бесследно исчез. Эта легенда напоминает поверье якутов о том, что "мать-зверь" шамана в последний раз появляется перед ним в конце его жизни.
Интересно предположение Л.П.Потапова о том, что "белое шаманство" появилось на основе традиции сказительства, а "черное шаманство" – на основе культа кузнечного ремесла. По нашему мнению, эпический образ богатыря сформировался в эпоху возвышения военной аристократии и образования первых государств кочевников. Образ богатыря на боевом коне вполне сопоставим с образом шамана, принимавшего облик тотемного духа-покровителя. Символом последнего служил основной атрибут шамана – бубен.
По материалам С.И.Боло, "белый шаман" Ойуун Уол имел "серебряный плащ". Данная атрибутика шамана напоминает серебряный панцирь (куйах) богатыря племени айыы. В олонхо богатырь проходит инициацию у светлых шаманок – дочерей богини Айыыhыт, а затем спускается к "корню" трех кузнецов. По сути, он после шаманского посвящения становится воином-шаманом. В этом качестве витязь мог посещать сакральные миры.