Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:52, курсовая работа
Присоединение Якутии к России было одним из важных эпизодов процесса образования Русского централизованного многонационального государства. Продвижение русских в XVI-XVII вв. в Сибирь с ее многочисленными народностями и племенами значительно расширило национальный состав Русского государства. В то же время оно означало расширение его государственных границ на громадном пространстве северо – востока Азии. Расширение границ Руси на северо – востоке, присоединение новых обширных территорий отвечало интересам не только русских помещиков и купцов, но и коренного населения Сибири, а также интересам простого русского народа
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1
1.1 Открытие Якутской земли ………………………………………………...4
1.2Этапы русского продвижения в Якутию ………………………………....6
Глава 2
2.1 Организация воеводства…………………. ……………………………….15
2.2 Морской путь в открытии Якутской земли ……………..……………....16
2.3 Итоги и значение присоединения……………………………………….....19
Литература……………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Северо- восточный
федеральный университет имени М. К. Аммосова».
Кафедра археологии и истории Северо-Востока России
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Присоединение Якутии в состав Русского Государства»
Выполнил: студент 2 курса,
ИФ Б-АРХ-11.
Старостин Айсен Васильевич.
Якутск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1
1.1 Открытие Якутской земли ………………………………………………...4
1.2Этапы русского продвижения в Якутию ………………………………....6
Глава 2
2.1 Организация воеводства…………………. ……………………………….15
2.2 Морской путь в открытии Якутской земли ……………..……………....16
2.3 Итоги и значение присоединения………………………………………..
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Присоединение Якутии к России было одним из важных эпизодов процесса образования Русского централизованного многонационального государства. Продвижение русских в XVI-XVII вв. в Сибирь с ее многочисленными народностями и племенами значительно расширило национальный состав Русского государства. В то же время оно означало расширение его государственных границ на громадном пространстве северо – востока Азии. Расширение границ Руси на северо – востоке, присоединение новых обширных территорий отвечало интересам не только русских помещиков и купцов, но и коренного населения Сибири, а также интересам простого русского народа. Инициатива открытия и освоения Сибири принадлежала не только центральной власти, но и подневольным русским людям, уходившим в Сибирь от гнета помещиков – крепостников и крепостнического государства. Усиление процесса закрепощения крестьян в центральных районах России с середины XVII в. послужило одной из основных причин движения русских крестьян сначала в западные, а потом и восточные области Сибири, вплоть до Якутии. Конечно, крестьяне и здесь недолго оставались свободными: за ними шли воеводы, приказчики, купцы, и на вновь открытых окраинах также постепенно устанавливался гнет феодального государства. Вхождение Якутии в состав Русского государства значительно расширяло его внутренний рынок. Освоение громадных богатств Якутии, в первую очередь ценной пушнины, укрепляло экономическую мощь Руси. Якутия вместе с другими частями Сибири поставляла на всероссийский рынок наибольшее количество пушнины, которая благодаря своей ценности и значительному спросу на нее играла в ХVII- ХVIII вв. роль валютной казны и составляла временами до трети всей валюты государства. В связи с ростом международных рыночных отношений пушнина в большом количестве шла за границу.
В самой Якутии с первых же лет присоединения оживленно велась торговля с местным населением. Русские люди организовывали большие торговые экспедиции в отдаленные районы Якутии. Они брали с собой товаров на сотни рублей тогдашней стоимости и обменивали их на пушнину. В этих торгах были заинтересованы и коренные народы Якутии, как и других областей Сибири.
Глава 1
1.1 ОТКРЫТИЕ ЯКУТСКОЙ ЗЕМЛИ.
В 1628 г. сын боярский Самсон Навацкий, который в то время собирал ясак с эвенков Нижней Тунгуски, получил у шамагирского эвенка «конкретные данные о р. Лене». Информатор рассказывал, что недалеко «от их шамагирские земли», кроме эвенкийских племен «киндакирей и варакай», «по Лене же реке живут юртами якуцкие люди», которые к тому времени еще не были объясачены. Навацкий, признавая важность сообщения эвенка, доставил последнего к мангазейскому воеводе А.Ф. Палицыну для получения от него более подробной информации. Для проверки этих сведений экспедиция выделила отряд под началом Антона Добрынского и Мартына Васильева. Отряд перешел на приток Вилюя – Чону, затем на Вилюй, по которому вышел на Лену. В пути участники отряда испытывали большие лишения. Шли они пешком, «зимою на себе таскали нарты, и на тех службах нужу и стужу и голод терпели». На Вилюе и Лене они собрали ясак с тунгусов и с «конной якутской орды». На земле якутов они поставили укрепленный острожек. До куда доходил Добрынский с товарищами, установить трудно, но в одном месте его отписки упоминается Алдан.
Осенью 1630г. отряд разделился на две группы. Группа из 15 человек во главе с самим Добрынским осталось «у якуцких людей» для сбора ясака на 1631г. и для «утверждения» здесь «государевой власти». Другая – во главе с березовским казаком Мартыном Васильевым возвратилась назад; из них 7 человек в июне 1632г. добрались до Тобольска и представили воеводам сведения о произведенных на «новой землице» открытиях. Мало того, они были отпущены в Москву для доклада о необходимости организации новой экспедиции в Ленский край.
Группа Добрынского провела зиму 1630-31года в Якутии. Ее задачей было закрепление практики сбора ясака не только путем повторного его взимания, но и охвата новых групп местного населения. Осенью 1630г. Добрынский, можно полагать, и приступил к реализации своей задачи. Вот тут-то , по-видимому, местные жители не согласились с Добрынским и предприняли осаду острожка. Их, возможно, возмутило попытка повторного взимания ясака, ибо их расчет, несомненно, был таким, что после первого получения ясака пришельцы навсегда покинут их.
9 ноября 1630г. ночью острожек, построенный Добрынским и Васильевым, подвергся нападению якутских князцов. Эти князцы, или «тайши», как их называет Добрынский, - Нарыкан, Корени, Буруха, Бойдон, Ногуй, со своими улусными людьми, - приступили к острожку. Осада длилась с 8 ноября 1630г. по 9 мая 1631г. и закончилась неудачно для местных жителей. Последние вынуждены были не только снять осаду, но и потеряли убитыми многих, а другие были «переранены». Между тем потерь у осажденных не имелось. С Лены отряд вернулся в полном составе в Турухан, а в июле 1632г. часть отряда в составе 5 человек прибыла в Тобольск и «подала в съезжей избе доездную память», в которой сообщалось о приключившемся с ними, о населении «новой землице». В сентябре 1632г. служилый человек Петр Юрлов привез в Мангазею с Лены «с новых людей с якутов и с иных иноземцев» 18 сороков, 13 соболей. Так были открыты «дальние от века неслыханные земли». Таинственная Лена своими сказочными богатствами привлекало внимание все большего числа промышленников и служивых людей Сибирских городов.
На основании доклада Мартына Васильева был издан царский указ в Тобольск об отправлении через Мангазею отряда в составе 20 человек березовских и 20 мангазейских служивых людей, которым тогда же были выданы на 3 года вперед хлебное и денежное жалованье. Из Москвы было прислано 40 панцирей «для бою с иноземцы, которые будут государю непослушны» и для подарков князц и обмена на пушнину 100 тыс. одекуя, 3 пуда меди зеленой в котлах и 1 пуд олово. Суда и судовую снасть предписывалось взять в Туруханском зимовье, «а будет готовых судов нет», то сделать новые в Мангазее. Царский указ был получен в Тобольске в декабре 1632г. Однако А.Добрынский и М.Васильев были отстранены от участия в предстоящей экспедиции как заподозренные в злоупотребленях.
Несмотря на такой исход, Добрынский выполнил свою главную задачу – «проведывание новой землицы». Разведка Лены одновременно была предпринята и со стороны Енисейского острога. В 1628г. пробрался на Лену десятник Василий Бугор, собиравший ясак с эвенкийских родов в устье р. Идирмы, затем перешедший на р. Куту. Он спустился вниз по Лене, дошел до устья р. Чаи и летом 1630г. вернулся в Енисейск. В устье р. Куты он оставил двух служилых людей, в устье р. Киренги – четырех. Енисейский воевода С.И. Шаховский немедленно отреагировал на информацию В. Бугора и в том году дал память « на Лену реку служилым людям Ивану Галкину с товарыщи о поселке от себя по Лене реке вверх и вниз для приводу под государеву державу немирных землиц для збору ясаку». Атаман И.А. Галкин в то время находился на берегу р. Усть-Куты «в ясачных, в налянских и в тунгусских людях» и собирал с них ясак. Далее по пути он остановился в устье р. Илима и заложил здесь острожек (на правом берегу реки при Суминеручье). Отряд обследовал «иные сторонние реки, которые впали в Лену реку», и «в осень», «последним летним путем» Галкин отправил отряд десятника Елейки Ермолина (с ним пять человек) на Лену. В устье Куты они нашли двух оставленных В. Бугором человек и стали искать тех четырех, которых он оставил в устье р. Чаи, но не нашли, а от местных эвенков узнали, что они уплыли вместе с промышленными людьми вниз по Лене в «Якольскую землю». Оказалось, что эвенки знали эту землю, и Ермолин и «его товарыщи» получили от них данные о том, что «Якольская земля людна и скотна, и скот всякой есть, и кони, и коровы, и овцы, а живут де они на край Лены реки». Таким образом, со стороны Енисейского острога первым достоверное сообщение о «Якольской землице» представил своей администрации отряд Елисея Ермолина.
Вскоре достоверность информации эвенков была подтверждена самим Иваном Галкиным. 25 января 1631г. воевода С.И. Шаховской отправил атаману новую наказную память, в которой подтвердил свое первое поручение и рекомендовал ему самому «идти на Лену и, выбрав угожее место, поставить острог, чтоб те немирные земли были… государю за тою крепостью прочны и постоятельны и, поделав речные суда, посылать вверх и вниз по Лене служилых людей для призыва к ясаку местных жителей». Галкин уже весной 1631г. перешел на Лену, «дал бог здоров», заложил острожек и собрал ясак с «Якольской» земли. Отряд обследовал «иные сторонние реки, которые впали в Лену реку» и где жили «конные и скотные многие люди». Как сообщал атаман, они еще не были подвергнуты ясачному обложению другими государствами, между тем «соболя-де и всякого зверя туто много». Жителей «новой землицы» атаман, в отличие от А.Добрынского, охарактеризовал как «непослушных и немирных» и предлагал «привесть» их «под государеву высокую руку большими служилыми людьми». В «доездной памяти» Галкина сказано, что якуты «скотны и людны и доспешны и воисты и не хотели государева ясаку дать». Против него, как это видно из его донесения, выступили пять якутских князцов с их улусными людьми – одейский князец Сергуй, мегинский князец Буруха, борогонский Ижил, батулинский Ногуй и бетунский Семен Улата. Преодолев, «у бога милости прося», их сопротивление и взяв с них ясак, люди Галкина дошли до р. Алдана и поднялись по ней вверх, плыли около четырех недель, подвергаясь нападению местных жителей. «И бог пособил их побить и жены их и дети в полон взяты». На обратном пути на них напали кангаласский тойон Тыгын и бордонский тойон Бойдон. По данным Галкина, служилые люди с ними «дрались по все дни», и им удалось пробиться, но результат оказался неблагоприятным с точки зрения интересов сибирской (да и московской тоже) администрации – тойоны со своими людьми «учинились от государя отгоны».
В свете этих событий представляет интерес факт столкновения атамана И. Галкина с одним из героев легендарной истории якутов, кангаласским тойоном. Можно полагать, что Тыгын вступил в конфликт с возвращающимся вверх по Лене атаманом не только из-за «великих обид», но и из солидарности со своими сородичами.
После похода Галкина сведения о бассейне Лены очень расширились. В своих отписках Галкин перечислял крупные притоки Лены; Киренгу, Чаю, Чичуй, Витим, Олекму, Алдан, впадающие в Лену справа, и левые притоки – Ичеру, Пеледуй, Вилюй. «Да в ту же, государь, в Лену реку, - писал он, - пали многие мелкие реки… имян их не ведаем, а по тем большим рекам живут люди многие». На смену Ивану Галкину из Енисейска был послан новый отряд в 30 человек во главе со стрелецким сотником Петром Бекетовым.
Бекетову удалось объясачить ряд местных якутских групп, которые он назвал волостями. Термины «волость» или «улус» применялись служилыми людьми и раньше по отношению к обложенному ясаком населению во многих областях Сибири. В росписи Бекетова упоминаются волости Бутунская, Намская, Модуцкая, Бутулинская, Кангаласская, Мегинская, Нерюптайская, Дупсунская и др.
Разделение якутского ясачного населения на «волости» одним из первых русских, проводивших сбор ясака в незнакомой местности, заставляет предполагать, что оно являлось лишь фиксацией общественного устройство самих якутов, со слов якутских князцов. Ни времени, ни условий для какого-либо нового административного деления у первых отрядов служилых людей, конечно, не было. На первых порах они имели дело с князцами, за которыми считали определенное число мужских душ. Каждый из князцов занимал определенную местность, которую и стали называть «волостью» или «улусом».
В конце сентября 1632г. Бекетов построил на правом берегу Лены острог, получивший название «Ленского острожка» и положивший начало будущему Якутску.
Якутский острог стал прочной базой для походов Бекетова. Острожек построенный Бекетовым, кроме жилых домов имел еще часовню и был обнесен частоколом. Но строители неудачно выбрали место – у самой реки, на ее низменном берегу. Уже 1633г. вновь сменивший Бекетова Иван Галкин доносил, что «острожек, что поставил сотник стрелецкий Петр Бекетов, водою подмыло и развалился, избы и амбары водою посносило». Поэтому Галкин, перезимовал в развалившемся острожке, летом 1634г. вновь построил острог «середи Якольские земли блиско лутчих кангаласских князцов, многих людей… на многих на больших дорогах в иные землицы на Амгу и на Тату». Атаман Галкин, назначенный правителем Ленской землицы, организовал ряд походов на «государевы непослушников»; но князцы продолжали упорно сопротивляться «дрались долгое время», укрепившись в острожках. Лишь с трудом Галкину удалось собрать с них ясак.
Видя безнадежность
Информация о работе Присоединение Якутии в состав Русского Государства