Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:52, реферат
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения.
1. Введение.
Шаманизм как антропологическое явление..........................................................3
2. Якутский шаманизм.........................................................................................4
2.1. Шаманизм как религия ............................................................................5
3. Шаманская мифология....................................................................................9
3. 1. Общая характеристика шаманской мифологии.....................................9
3. 2. Представление шаманизма в Олонхо...................................................10
4. Главные аспекты якутского шаманства....................................................11
4. 1. Кто он – шаман.......................................................................................11
4. 2. Идеи философской основы якутского шаманства..............................12
4. 3. Роль бубна в камлании шамана.............................................................13
4. 4. Шаманские самострелы.........................................................................13
4. 5. Шаманские могилы................................................................................14
4. 6. Выбор и посвящение шамана................................................................16
4. 7. Святые и опасные места........................................................................18
5. Заключение.......................................................................................................20
Список используемой литературы...................................................................21
Когда аранас второй раз сгнивал и разваливался, совершали обряд третьего поднятия останков шамана. В третий раз останки шамана обязательно предавали земле. При этом тоже обязательно камлал шаман и совершал обряд с жертвенной скотиной.
С введением христианства наземные захоронения были запрещены и останки шаманов стали сразу предавать земле.
Люди всегда
суеверно боялись шаманских
Иногда шамана
хоронили со всеми его
В Вилюйском улусе страшные пожары 1948 года уничтожили целые деревни. Но даже они оставили шаманские могилы нетронутыми. Это можно считать защитой чисто космического плана. Только высшие Космические Силы могли спасти те могилы от такого сильного, неуправляемого стихийного бедствия.
Значит, после смерти шамана его связь с Космосом остается и даже усиливается. Древнерусская философия шаманизма даже сосчитала, сколько лет шаманы защищали свои останки, используя Космические Силы. По их счету получалось, что слабый шаман данную космическую связь держал до 44 лет и уходил в Небытие. Средний шаман - на 250 лет, а сильный и великий - до 400 лет.
И поныне
в Якутии очень много "
Ревизию",
и человек действительно
Некоторые шаманы и после смерти становились покровителями своих потомков. К могиле такого шамана обращались за помощью его потомки и соплеменники при какой-нибудь беде, при болезни и когда кто-нибудь их обижал. Стуча по могильному лабазу шамана, они с причитанием говорили о том, какая нужда привела их к могиле предка.
Но не все
шаманы становились
Однажды в
детстве, проходя мимо могилы
древнего шамана, я стал свидетелем
очень интересного явления.
Духи древних
шаманов иногда наяву
"Тогда я учился в четвертом классе. Как-то весной я проходил мимо могилы великого шамана. Вдруг, как по радио, четко услышал слова: "Я превращусь в тебя. Пришло время мне возвратиться к людям". Потом говоривший сказал мне свое имя и попросил, чтобы я его не боялся. А ночью, во сне, а может, наяву, он вошел с бубном в мою комнату... Так он являлся каждую ночь и учил меня искусству шаманить и лечить людей".
Есть люди,
которые из-за строптивости и
нескромности попадают в
В одном
улусе, где много гор и
Таких случаев много. Все эти примеры взяты из жизни, я ничего не добавляю от себя, иногда только сокращаю и конкретизирую их. Пусть древние тайны сохраняются, пусть никто не мнит себя всезнающим и всемогущим. А в адрес тех, кто не верит в такие явления, скажу: древние тайны, в том числе шаманские могилы, при кощунствовании и при неуважительном отношении к ним очень опасны и шутки с ними плохи.
4. 6. Выбор и посвящение шамана.
У якутов шаманом становится тот, кто по природе должен стать им. Искусственность в шаманизме отрицается и высмеивается. Наследственность в этом деле выражена неярко. Вернее, сын и дочь шамана не обязательно наследовали способности своего отца. Как я выше упомянул, иногда духи умерших шаманов "вселяются" в своих избранников и такой человек становится шаманом. Но в большинстве случаев шаманами становятся люди, которые генетически расположены к шаманскому искусству и имеют особый дар от природы.
Некоторые
информаторы давали
Информатор
Н. М. Слепцова дала
Не прав
и исследователь Л. Штернберг,
утверждавший об эротическом
происхождении шаманизма, что
не соответствует
Информатор Н. М. Слепцова далее пишет: "Повелители, которым принадлежат абаасы в Верхнем и Нижнем мире, появляются в снах шамана, но не вступают лично в половую связь с ним: это позволено только их сыновьям и дочерям".
Здесь Слепцова уже противоречит сама себе. Вопрос о половом сношении шаманских детей с абаасы тоже очень труднообъясним и недоказуем. Нельзя утверждать, что эротическое начало составляет первооснову такой сложной культуры, как шаманизм. Данное явление очень сложное, еще полностью не изученное. Так нельзя объяснить первооснову шаманизма.
О рождении
великого и большого шамана
шаманы и ясновидцы знают
Даже очень
талантливый от природы шаман
обязательно должен пройти
После посвящения Айыы-шаман становился проповедником верования Айыы среди людей. Без такого особого посвящения никто не имел права проводить обряды Айыы: поклонения и моления Святым местам, проведение ысыахов - новогодних праздников якутов. Без такого посвящения никто не отваживался проводить священные обряды верования Айыы. Посвящался только тот Айыы-гнаман, который знал наизусть все виды молитв - Небесных Домов-Айыы. Кроме того, Айыы-шаманы обязательно должны были уметь силами мысли и слова влиять на публику, иметь своих Святых духов-покровителей.
В конце
посвящения Великий Айыы-шаман
перед Высшими Силами, перед Священным
Огнем проводил обряд
После этого
посвященный долго молился
После всего
этого посвященный, отдохнув, проводил
свои первые обряды перед
Посвящение
других шаманов отличалось от
посвящения Айыы-шамана. Старший
шаман - наставник новоизбранника,
обучал искусству шамана. Избранник
обязательно должен был быть
прошедшим стадию
При рассекании тела неофита и при делении (расчленении) его тела между этими силами некоторым ничего не достается от мяса рассекаемого. Вот эти самые духи и становятся неснисходительными к новому шаману. А духи, которые получили свою долю, всегда становятся благосклонными к неофиту. И поэтому каждый шаман хорошо знал, какие болезни он может вылечить, а какие нет.
Наставник
обучал посвящаемого, как обращаться
ко всем силам Космоса. Под
его руководством молодой
В конце
посвящения неофит камлал, как
бы сдавая экзамен своему