Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:12, контрольная работа
Тридцатилетнее царствование Николая I (1825 - 1855) составило целую эпоху в отечественной истории. Её содержание традиционно определяется в литературе как период наивысшего могущества самодержавной власти "апогей самодержавия". Третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской Академии Наук (1826). Вступил на престол после внезапной смерти императора Александра I. Подавил восстание декабристов. При Николае I была усилена централизация бюрократического аппарата, составлен свод законов Российской империи, введены новые цензурные уставы (1826, 1828).
Введение
1.Личность Николая 1.
1. 1.Детство и юность
1.2. Николай Павлович — великий князь
1.3. Междуцарствие. Восшествие на престол
2. Отзывы и взгляды современников на личность Николая 1
3. Царствование Николая I (1825-1855)
3.1. Внутренняя политика
3.2 Внешняя политика
4. Теория «официальной народности»
Заключение
Список использованной литературы
Сущность
уваровского представления о
русской жизни состояла в том,
что Россия - совершенно особое
государство и особая
С.С. Уваров полагал, что главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию. "Устойчивая" крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу: "там" - мятежи и революции, "здесь"- порядок и покой. Этими идеями должны были руководствоваться литераторы, историки, воспитатели.
Теория "официальной
народности" стала главным идеологическим
оружием консерваторов. Она
После событий
30-х гг. ("холерные бунты", прокатившиеся
по стране, восстания в военных
поселениях и др.) правительство
Николая I особое внимание обратило
на периодическую прессу, которая
оказывала сильное воздействие
на народ. От имени императора
последовал приказ о
Давление
на печать и школу усилилось
в 40-х гг. под влиянием крестьянского
движения в стране. Для подкрепления
действующей цензуры были
При вступлении
на престол Николай I отдал
распоряжение министру
Считая
школы достаточно
Толкователями и проводниками официальной теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, С.П. Швырев, писатели и публицисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, Н.В. Кукольник и др.
Они доказывали, что в стране существует самый лучший порядок, который соответствует всем канонам религии и "политической мудрости". По их мнению, крепостное право сохраняет много патриархального, хотя нуждается в частичном улучшении. Помещики (хорошие) лучше охраняют интересы крестьян, чем они смогли бы это сами сделать. Изданием консервативного направления стал журнал "Москвитянин", выходивший под редакцией М.П. Погодина.
М.П. Погодин
доказывал отсутствие в России
условий для революций. В
Другой консерватор, С.П. Швырев, противопоставлял Восток (т.е. Россию и родственные ей славянские страны) "загнивающему" Западу с его "ядовитой" цивилизацией. При этом "здоровые начала", которые Запад должен был "занять" у Востока, заключались, по С.П. Швыреву, в духе христианской веры и смирении. Эта концепция лежала в основе его научных разработок и выражена в статье "Взгляд русского на образование Европы".
Содержанием
произведений Н.И. Греча, Ф.В.
Булгарина, Н.В. Кукольника
Так, Ф.В. Булгарин скептически
относился к проектам демократического
переустройства русской жизни, делал
ставку на царя и царское правительство
как инициаторов прогресса
Но в
деятельности Ф.В. Булгарина
В целом
Ф.В. Булгарин был в
Другой представитель консервативного направления - Н.И. Греч в середине 20-х гг. перешел в консервативный лагерь, покончив с либеральными идеями. В начале 30-х гг. он становится соредактором (вместе Ф.В. Булгариным) "Северной пчелы". В представлении писателей последующих поколений Н.И. Греч отождествлялся с Ф.В. Булгариным. Действительно, их объединяли консервативные убеждения и близость к III отделению. Так, одобрение А.Х. Бенкендорфа вызвала брошюра Н.И. Греча "Разбор сочинения, озаглавленного "Россия в 1839 г.", маркиза Кюстина (1844 г.), в которой Н.И. Греч пытался опровергнуть критику французским литератором А. де Кюстином российского самодержавия.
На 50-летний
юбилей Греча откликнулся Н.И.
Добролюбов сатирическим
Россия в 1833 г. обрела собственный
национальный гимн, пришедший на смену
"Молитве русских" В.А. Жуковского
на мелодию английского
Идея создания собственного российского государственного гимна принадлежала лично Николаю I, с появлением в марте 1833 г. официальной идеологии, видимо, ощущавшему необходимость дополнения двух обязательных атрибутов государственности - герба и флага еще и гимном и считавшего неподобающим для великой России использование чужого гимна, причем с дословным переводом его первой строки. История написания гимна «Боже, Царя храни» изложена автором его мелодии Алексеем Львовым на страницах журнала «Русский архив». Львов окончил первым по успеваемости Институт инженеров путей сообщения, был замечательным скрипачом, незаурядным композитором и блестящим музыкальным организатором. Царский заказ на написание гимна поступил через Бенкендорфа после возвращения Николая I из Австрии и Пруссии в начале сентября 1833 г. Граф сказал мне, пишет Львов, что «государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна и, скучая слышать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспомнил о величественном гимне английском «God, save the King», об оригинальном гимне французов и умилительном гимне австрийском. Несколько времени мысль эта бродила у меня в голове. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа - от ученого до невежи. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратившись, домой поздно, я сел к столу и в несколько минут гимн был написан».
Под созданную Львовым
мелодию В.А. Жуковский по
Текст гимна отличался
двумя несомненными для подобного
жанра достоинствами: он легко запоминается
и столь же легко поддается
куплетному повтору. И вот еще
на что следует обратить внимание,
если мы соглашаемся с тем, что
гимн Львова-Жуковского есть выражение
идеологии самодержавия, представленной
доктриной Уварова. В тексте гимна
нашлось место двум главным ее
составляющим - православию и самодержавию
с упором на страх врагов, силу и
мощь России. Что же касается «народности»,
то эта часть триады вынесена убежденным
монархистом Жуковским в
«Народная Русская песня: «Боже, Царя храни!» не есть что-то определенное, частное, а чудный родной голос, всё вместе выражающий. В ней слышится совокупный гармонический привет от всех одноземцев, живших прежде, к живущим теперь, когда зазвучит для тебя народное слово «Боже! Царя храни», вся твоя Россия, с ее минувшими днями славы, с ее настоящим могуществом, с ее священным будущим, явится перед тобою в лице твоего государя».
Первое исполнение
гимна оркестром и хором
Первое публичное исполнение гимна произошло в Москве в Большом театре 11 декабря 1833 г. Московская публика встретила его, как уверяют современники, восторженно, и по ее требованию он был повторен трижды. Наконец, 25 декабря, в день годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия, гимн прозвучал в залах Зимнего дворца после Рождественской службы и благодарственного молебна в присутствии всей царской фамилии, двора, гвардии, ветеранов войны 1812 г. С этого дня гимн, или, как больше нравилось Николаю, «русская народная песня» начала свою самостоятельную жизнь и исполнялась при любом подходящем случае (например, при появлении императора в театре), прославляя образ самодержца и его правление.