Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:16, реферат
«Саксонское зерцало» было первым крупным общественно-научным трактатом в Германии, первым научным сочинением, написанным светским, а не духовным лицом. С «Саксонского зерцала», в сущности, начинаются и германское правоведение, и немецкая проза.
§ 1. Если
один объявляет имение леном, а другой
[наследственной] собственностью, то при
равном отношении обоих к владению
имением 116 последний с большим
правом сохраняет имение в качестве собственности
при свидетельстве двух шеффенов, чем
другой в качестве лена.
§ 3. Кто претендует на право [наследственной] собственности на свой лен или на имение, служащее для пожизненного содержания его матери или родственницы по женской линии, тот должен [свое] владение на праве собственности доказать при помощи шести свободных, могущих быть шеффенами, или ему будет в этом отказано.
§
2. Те, далее, которые год и день
находятся в королевской опале
Ленное право, в свою очередь, предусматривает возможность наделения леном из своей аллодиальной собственности (ЛП II 69). В таком случае ленные отношения устанавливались только между данным господином и данным ленником; при смене господина ленник к новому господину не переходил.
Аллодиальную собственность
владелец земли мог свободно отчуждать.
Передача права собственности на
землю или залог земли
……………………………………………………………………………
3.сословия и ленное право.
Германские владетельные князья и графы владели как феодами, так и аллодами. Ряд княжеских домов обладал крупными аллодами. Саксонское герцогство со времен Оттона Великого принадлежало роду Биллунгов в качестве наследственного родового аллодиального владения. Оттон IV владел, после обручения с Беатрисой (1208), имениями Гогенштауфенов на правах аллодиальной собственности и вместе с тем имел графство Пуату в качестве ленного владения от Ричарда I Львиное Сердце. Оттон Люнебургский передал (1235) Фридриху II свой аллод Люнебург и получил его обратно в качестве лена; это была форма установления вассальных отношений.
Различные по юридическому
титулу и по праву распоряжения княжеские
аллоды и феоды, однако, играли политически
и экономически почти одинаковую
роль во всей феодальной системе. Политическое
верховенство осуществлялось владетельными
князьями и в отношении аллодиальных
владений. Точно так же феодальные
земли наряду с аллодами нередко
становились предметом
Иной смысл имело различие между аллодом и феодом в отношении «неблагородных», но свободных сословий. Для них свободная собственность часто была выражением их свободного состояния. Например, имения свободных шеффенского сословия были их аллодами (остатками старых аллодов). Из аллодов тех шеффенов, которые приобрели рыцарское достоинство, впоследствии образовались рыцарские владения, и, таким образом, шеффенские аллоды превратились в лены.
Шеффены и земля.
Несмотря на то что земельная собственность лиц шеффенского сословия считалась свободной, ее феодальный характер подчеркивался связью их землевладения с обязанностью участвовать в графском суде в качестве заседателей. Указывая на эту обязанность, «Саксонское зерцало» отмечает, что тем самым они оправдывают свою земельную собственность перед судьей, и, таким образом, лежащая на их земельной собственности судебная повинность исполнена (ЗП I 2 § 2).
Крестьяне.Чинш.
К XIII в. крестьянские аллоды в Германии встречались редко; лишь в виде исключения сохранились еще крестьяне, свободные от всяких крестьянских повинностей или платившие так называемый свободный чинш (Взнос бессрочного наследственного арендатора собственнику земли.) и судебный налог. Эти аллоды постепенно вырождались в чиншевые лены, строившиеся по аналогии с ленным правом, причем вместо ленной службы уплачивался чинш. Эта форма аллодов, по существу, приближалась к эмфитевзису, а их владельцы — к биргельдам, которые тоже могли свободно распоряжаться своими земельными участками, но платили господину чинш и подлежали суду фогта. Все другие формы чиншевого владения относились к зависимым формам, носили характер цензивы и в качестве таковой входили в состав ленной системы, образуя низ феодальной лестницы, иерархической феодальной собственности, и леном уже не являлись.
ЛЕНННОЕ ПРАВО.
Ленная система
в Германии сложилась в полной
мере и стала господствующей системой
земельных отношений уже в XII в.
Графства превратились в наследственные
лены. Даже многие аллодиальные владения
территориальных князей и графов
стали ленами. Сохранившиеся еще
у крупных территориальных
Право владеть землей на ленном праве было привилегией господствовавшего класса, высших сословий. Субъектом ленного права мог быть только тот, кто обладал рыцарским достоинством и военным щитом.
«Клирики, и женщины, крестьяне и купцы и лишенные прав и незаконнорожденные и все не рыцарского звания со стороны отца и предков — все они лишены ленного права» (ЛП I 4), Исключение было установлено для лиц высших духовных рангов; епископы и аббатисы могли владеть ленами, быть включенными в ленную систему и приобретать ленные права (ЗП I 3 § 2; III 59 § 1; ЛП I 7).
«Если монахиня
становится аббатисой или
Лен
как объект ленного
права представлял
собой земельное
владение и связанные
с этим владением
особые права и
обязанности (привилегии),
например судебные,
воинские и др. Лишь в виде исключения
в качестве лена могла быть передана какая-либо
привилегия без земельного владения. Существенным
признаком ленного права являлось его
возникновение на основании отношений
сеньората и вассалитета. Наделение землей
на ленном праве строго отличалось от
иных форм наделения. В частности, «Саксонское
зерцало» проводит различие между ленным
правом и домениальным (вотчинным) правом
(ius curiae). При наделении министериала земельным
участком последний не становился леном,
а считался служебным наделом, подпадавшим
под действие не ленного, а домениального
права.
Лены различались по рангам и по назначению. «Саксонское зерцало» говорит об имперских ленах, церковных ленах, знаменных ленах, судебных ленах и городских ленах.
Имперскими ленами считались лены «первой руки», полученные непосредственно от короля его непосредственными вассалами (ЗП III 58). В число имперских ленов входили церковные лены, которые передавались духовным князьям при принятии ими в связи с избранием духовной должности (ЗП III 59), и знаменные лены. Последние назывались так потому, что их передача светским владетельным князьям сопровождалась вручением им знамени как символа территориального верховенства, государственной власти. Знаменный лен король не имел права оставлять вакантным и незамещенным (ЗП III 60 § 1). В пределах Саксонии в XIII в. было семь знаменных ленов (ЗП III 62 § 2); не все имперские князья владели ими.
Если ленное владение
было связано с судейской
должностью, то оно носило название
судебного лена. Право землевладения в
этом случае было неотделимо от судебной
власти, от привилегии осуществлять право
суда над населением определенной территории.
Все судейские должности были связаны
с владением судебным леном. В то же время
только высший суд — суд князя, графа и
шультгейса считался королевским судом,
только они имели право судить приказом
короля. «Власть судить приказом [банном]
короля никто не может передавать, кроме
самого короля.] Король не может по праву
отказать в передаче банна тому, кому передан
судебный лен» (ЗП III 64 § 5). Король был всеобщим
судьей, но он делегировал князьям и графам
как судебный лен право королевского суда
(ЗП III 52 § 2, 3). Судебный лен не мог передаваться
лицам четвертой ступени феодальной лестницы.
Исходя из этого положения, королевскими
судами, т. е. судами, имевшими право судить
приказом короля, являлись только суды
князя и графа. Однако для суда шультгейса
было сделано исключение, отмеченное в
обеих частях «Саксонского зерцала». «Исключение
составляет шультгейство в графстве, так
как ни один судья не может творить суд,
созываемый в установленные сроки, без
шультгейса» (ЗП III 52 § 3). «Судебный лен
не переходит в четвертые руки, кроме только
суда шультгейса, который имеет право
суда над судьями» (ЛП II 67).
Судебный лен был
недробим и не мог быть передан
кому-либо. «Не допускается делить
суд, равно как не допускается, чтобы
тот, кому он передан [в лен], передавал
его дальше в целом или в
части» (ЗП III 53 § 3). Князья и графы
могли от себя наделять только самостоятельными
судебными ленами, дававшими право
низшей юстиции. Судебный лен предоставлялся
только лицу свободного состояния и
не ниже, чем шеффенского сословия
(ЗП III 54 § 1).
В особом положении находились городские лены. Они, правда, строились по типу ленной системы, но играли совершенно иную роль, принадлежали особому сословию — горожанам, и их правовой режим регулировался особыми положениями. Ленное право содержит специальную главу, посвященную городским ленам. Городской лен не переходил во вторые руки (ЛП III 1), горожанин — владелец лена не обязан был военной службой своему господину (ЛП III 2), владельцы городских ленов не считались равными с владельцами обычных ленов (ЛП III 4) и т. д.
Содержание ленного права определялось теми правомочиями, которые в отношении ленов принадлежали господину и леннику (сеньору и вассалу).
Правомочия господина
заключались в праве (и обязанности)
наделения леном за вассальные обязательства
ленника, в праве изъятия лена
и передачи его другому лицу в
определенных случаях и в строго
определенном порядке. Эти правомочия,
однако, были весьма ограниченны. В XIII
в. уже полностью господствовал
принцип наследственности ленов. Лен
переходил по наследству от отца к
сыну (ЛП I 24), и только к одному сыну
(ЗП I 14 § 1). Лен возвращался господину
только в том случае, если у ленника
не было наследника или претендента,
имеющего так называемое право ожидания
на данный лен. Господин имел право
наделять кого-либо леном лишь тогда,
когда лен был свободен, [168] т.
е. когда не было законных претендентов
на освободившийся лен. В противном
случае господин обязан был наделить
леном и передать право владения
тому, кому по праву должен был перейти
лен. Отказ господина передать лен
мог быть опротестован в судебном
порядке.
Правомочия ленника (вассала) в отношении лена были значительно шире. Они слагались из следующих элементов: 1) право ожидания лена (Gedinge, Anwartschaft, Wartrecht); 2) право на лен; 3) право владения леном (Gewere); 4) право пользования леном; 5) право распоряжения леном.
Право
ожидания лена являлось самостоятельным
правом и заключалось в праве претендовать
на лен, освободившийся после владельца
лена, не оставившего законного наследника.
В отношении каждого лена одному могло
принадлежать право владения леном, а
другому — право ожидания лена (право
надеяться на его получение), если первый
из них в момент смерти не будет иметь
ленных наследников, т. е. сыновей (ЛП I
19). Жене всегда принадлежит право ожидания
на лен мужа (ЗП III 75 § 2): к ней переходит
лен, если умерший муж не оставит наследников.
Имеющий «право ожидания» пользуется
преимуществом при наделении леном перед
всеми другими лицами (кроме наследников).
Так, если несколько человек, наделенных
леном (сообща), распределили его между
собою и один из них затем умер, то никто
из оставшихся не имел никаких прав на
часть умершего, если этот оставшийся
в свое время не получил от господина право
ожидания (ЛП I 84). Право ожидания может
быть предоставлено также и на неопределенный
лен. При наличии нескольких таких претендентов
они получают освобождающиеся лены в порядке
очередности — в первую очередь тот, которому
раньше было предоставлено право ожидания
(ЛП I 117). Однако тот, которому предоставлено
право ожидания на определенный лен, всегда
пользуется преимуществом (ЛП I 125). Право
ожидания утрачивается, если ленник, после
которого ожидается лен, не владеет леном
в момент своей смерти или если в момент
освобождения лена господина, предоставившего
право ожидания, не будет уже в живых (ЛП
I 20). Право ожидания утрачивается также
в случае, если имеющий это право убьет
того, после которого он ожидает лен.