Саксонское зерцало

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 16:16, реферат

Описание работы

«Саксонское зерцало» было первым крупным общественно-научным трактатом в Германии, первым научным сочинением, написанным светским, а не духовным лицом. С «Саксонского зерцала», в сущности, начинаются и германское правоведение, и немецкая проза.

Работа содержит 1 файл

саксонское зерцало.docx

— 69.36 Кб (Скачать)

Саксонское  зерцало. 
1.Общая характеристика.

 «Саксонское зерцало» было первым крупным общественно-научным трактатом в Германии, первым научным сочинением, написанным светским, а не духовным лицом. С «Саксонского зерцала», в сущности, начинаются и германское правоведение, и немецкая проза. Ведь «Саксонское зерцало» написано по-немецки, а не на непонятной народу латыни.-Гуревич Арон Яковлевич.

Э́йке фон Ре́пков.

Эйке, вероятно, родился  в Репкове в небогатой рыцарской  семье. Рождение его ныне относят  примерно к 1180 ,а смерть — ко времени  вскоре после 1233 г. Вероятно, он был  младшим сыном, и, чтобы не дробить  имение, было решено не оставлять ему  земель, но дать образование. Эйке фон  Репков имел серьезный юридический  опыт и был признанным знатоком права. Известны 6 документов о его участии  в различных важных юридических  процедурах в 1209 — 1233 гг. Поскольку, согласно действовавшему праву, засвидетельствование подобных важных сделок входило в  компетенцию суда, возможно, все  это были судебные заседания, в которых  Эйке участвовал как шеффен(присяжный). Так было принято думать; некоторые исследователи и сейчас придерживаются такого мнения Встречается в литературе и другая точка зрения, согласно которой он был судьей. Деятельность Эйке фон Репкова протекала в бурное время всеобщей гражданской войны, и именно в том регионе, где непосредственно разыгрывались ее многочисленные кровавые и разрушительные эпизоды. Это относится и к общегерманской борьбе между Штауфенами и Вельфами за королевскую власть. Именно этим господством алчности, жестокости, произвола в значительной степени объясняется та пылкость и решительность, с которой передовые люди того времени призывали к миру, гуманности, правовому урегулированию спорных проблем.

Автор «Саксонского зерцала», несмотря на свою глубокую религиозность, ярко выразил своп антиклерикальные убеждения. Он выступил против претензий  средневековой католической Церкви на верховенство над государством.К числу важных идей «Саксонского зерцала», прогрессивных и для последующих веков, относятся: решительное отрицание правомерности любых форм крепостной или рабской зависимости; стремление к преодолению феодальной раздробленности и укреплению единой общегерманской государственности; убеждение в том, что государство обязано творить добро для подданных, что король-император и его должностные лица, как и подданные, обязаны повиноваться праву; последовательное доведение этого принципа до признания права, а в некоторых случаях — даже обязанности подданных всеми способами сопротивляться королю и властям, если они творят зло и произвол. Чрезвычайно важна также идея всеобщего мира, прекращения кровопролитных и разрушительных войн.

Конечно, у Эйке фон  Репкова были и предшественники, и современники-единомышленники, и  последователи. Тем не менее связанный  с его деятельностью этап развития таких воззрений и предпринятая им попытка юридически оформить и  закрепить их представляют бесспорный интерес.

2. Время.

«Саксонское зерцало»—порождение  и отражение жизни феодального  общества Юго-Восточной Германии на рубеже первой и второй четверти XIII в., т. е. в условиях начинающегося расцвета феодализма . Общественные отношения этого времени и выразившее их «Саксонское зерцало» — результат длительного процесса формирования и развития феодального строя.

Опираясь на анализ текста «Саксонского зерцала», некоторые  ученые считали наиболее приемлемым временем его составления период между 1215 г. (ибо в памятнике принят во внимание IV Латеранский собор) и 1235 г. (ибо Майнцский земский мир  неизвестен автору «Саксонского зерцала»).

Исследователи почти  единодушно признают, что «Саксонское  зерцало» не могло быть создано за короткое время. Слишком велик был  объем обрабатываемого материала. Известия о важных событиях и правовых актах часто запаздывали. \ Прежде всего в развитии текста «Саксонского зерцала» вычленяются два основных этапа, разделяемых 60-ми годами XIII в. или временем около 1270 г.

Первый этап охватывает:

а) первоначальный латинский  текст;

б) три ранних немецких редакции «Саксонского зерцала», объединяемые Экхардтом в первую группу.

Самую первую латинскую  редакцию обычно относят к 1221-1223 гг. Именно в ней уже был учтен  Саксонский земский мир 1221 г

Первая немецкая редакция (Iа) «Саксонского зерцала» (расширенный  перевод с латыни) считается созданной  в период от 1224 до 1226 или 1227-1228 гг. В  ней впервые использован один акт от июля 1224 г. («Treuga Henrici»).Вторую, расширенную немецкую редакцию (Ib) Экхардт относит ко времени до 1230-1231 гг., связывая ее с якобы написанной Эйке к этому времени «Саксонской всемирной хроники», что ныне оспаривается.Третья редакция (Iс), созданная, по Экхардту, некомпетентным лицом после смерти Эйке, но до 1270 г., была основана на тексте Iа, ибо в ней нет новелл текста Ib; из нее, кроме того, исключено стихотворное предисловие, но сделан ряд добавлений нижнесаксонского происхождения.

Второй этап развития текста «Саксонского зерцала» (с 60-х  годов XIII в.) охватывает все последующие  его редакции, в частности немецки.

3.Жанр.

В эпоху раннего  средневековья в Европе происходит становление письменной традиции, начинают складываться правила письменного  языка, появляются некоторые новые (в отличие от эпоса) жанры: миннезанг, шпрух и собственно правовые тексты - зерцала. Еще рано говорить о четком делении лексики в зависимости  от стиля или от жанра, поскольку понятия, термины правовой системы и традиция написания правовых текстов только начинает складываться. Термин «зерцало», в нем. яз. «Spiegel», обозначал в средневековье «произведение морально-религиозного, юридического или сатирического характера, чаще всего написанное в прозе. Первыми немецкими зерцалами были сборники обычного [феодального] права».

Название "Зерцало" заимствовано из христианской традиции: «Зерцало» - название литературного  произведения нравоучительного и педагогического  характера в Зап. Европе и России («Великое зерцало»). Эйке фон Репков приводит следующее сравнение: «spiegel der sachsen / Sal diz buch sin genant, / Wenne der sachsen recht ist hir bekant, / Alse an eime spigel de vrowen / [di] ire antlitz schowen»3. «Зерцало саксов / должна эта книга называться, / так как здесь показывается право саксов также, / как в зеркале видно лицо женщины». То есть, для оправдания выбора термина используется метафора - довольно частый прием.

СЗ является самым  первым записанным зерцалом на немецком языке (свн), в дальнейшем оно послужило  основой для последующих произведений правового жанра ("Швабское Зерцало", "Немецкое Зерцало"). Некоторые  его особенности сохранились  и до нашего времени - предисловие  к современному Основному Закону ФРГ во многом следует традиции из СЗ.

СЗ представляет собой авторскую компиляцию устной правовой традиции - народное, или обычное  право. В сущности, это такой же устный текст, перенесенный на бумагу (пергамент), как и тексты саг и  мифов. Текст СЗ имеет все характеристики устного текста: синтаксис, фонетический способ записи отсутствие четкой структуры. Автором СЗ (точнее составителем СЗ) был проделан огромный труд - он создавал письменную традицию написания правовых текстов на немецком языке.

нельзя забывать, что Айке фон Репков жил в переходную (для германской культуры) эпоху: появление  письменности в национальных языках - создание новых механизмов функционирования языков, основных носителей мышления. Правовой текст описывает то, что  должно быть - законность. Но законность воспринимается в рамках все той  же «синкретической правды».  

2.Формы  землевладения.

В качестве одной  из попыток дать конструкцию феодальной собственности, исходя из ее абстрактного понятия, возникла теория: «расщепленной», или разделенной, собственности. По этой теории единое право собственности было «расщеплено» в каждом звене феодальной лестницы между двумя субъектами, из которых одному принадлежало высшее право собственности (Obereigentum). а другому — низшее (Untereigentum). Таким путем эта теория пыталась разрешить проблему множественности субъектов права собственности на один и тот же объект .

земельная собственность  была «расщеплена» между сеньором и  его вассалом в пределах класса феодалов.

Теория «расщепленной» собственности восходит своими корнями  к учениям средневековых юристов. Она была предложена еще глоссаторами и пришла на смену теории узуфрукта, по которой вассал был только узуфруктуарием

Многие авторы (Ф. Вальтер и др.) сводили феодальную собственность к владению. По этой концепции подлинной собственностью в феодальном мире являлся только аллод, а держатель лена (Лен (нем. Lehn), в средневековой Германии земельное владение (или иной источник дохода), пожалованное какому-либо лицу на условии выполнения военной или административной службы.) имел только право владения, нередко отделяемое от права собственности. Почти никто из феодалов, таким образом, якобы не был собственником земли, за исключением разве только князей. По существу, эта концепция означала отрицание феодальной собственности, опиравшееся на наличие в средневековом праве понятия владения (gewere), приобретшего в силу иерархической природы феодальной собственности самостоятельное значение.

!Основанием отрицания феодальной собственности могла послужить и терминология «Саксонского зерцала». Действительно, Земское право постоянно различает собственность и лен:

1)устанавливая различные условия для передачи лена и для передачи (продажи) земельной собственности (ЗП III 83 § 2,3);

   ПРИМЕР: § 2. Если один передает другому имение в лен или отчуждает его, то [оно] должно быть у него во владении в течение года и дня. 

   § 3. Кто продает земельную собственность  или движимое имущество, тот должен обеспечивать [покупателю] обладание [ими] в течение всей своей жизни, однако имение должно быть оставлено [как бы] в его владении для [судебной] защиты, несения риска потери, поскольку  он [продавец] должен выступать за него [покупателя] 195. Ибо тот, которому оно передано, может сослаться только на передачу. [115] 

2)определяя условия удовлетворения претензии ленника на право собственности на его лен (ЗП II 44 § 3); упоминая о наделении леном из земельной собственности и т. д.

    § 3. Кто претендует на право [наследственной] собственности на свой лен или  на имение, служащее для пожизненного содержания его матери или родственницы по женской линии, тот должен [свое] владение на праве собственности  доказать при помощи шести свободных, могущих быть шеффенами, или ему  будет в этом отказано. 

 Однако во всех  этих случаях речь идет о  противопоставлении аллода феоду  (т. е. свободной собственности  — собственности зависимой, ограниченной), но не собственности владению.

С учетом этого формы  феодального землевладения необходимо систематизировать по двум классификационным  признакам: 

а) по сословно-классовой  принадлежности субъекта владения и 

б) По юридическому титулу и по характеру распоряжения землей следует отличать право господина  от права «держателя» (чиншевое держание, арендное держание и т. п.), а неограниченную собственность (аллод), допускавшую  свободное [163] распоряжение, — от собственности  связанной (феод), распоряжение которой  было ограничено 14. 

Различие аллода и феода объясняется историческими  путями их развития. Аллодиальная собственность  в средние века являлась остатком и пережитком либо римской античной собственности, либо германской общины (марки), результатом выделения из общинной собственности частной  собственности, чаще всего мелкой и  средней. Феодальная же собственность  возникала главным образом путем  захвата земельных территорий, образования  крупного землевладения и путем  предоставления земель служилой знати  в качестве бенефициев, превращавшихся в феоды. Феодальный характер приобретали и аллодиальные владения, потому что князья и графы одинаково использовали как бенефиции, так и аллоды. Нередко аллоды превращались в лены, а мелкие аллоды крестьян — в чиншевые держания, зависимые от феодалов и оплачиваемые феодальной рентой. 

Как право собственности, так и право держания в средневековой  Германии встречались в различных  сословных формах: помещичья собственность, крестьянская свободная собственность, собственность шеффенская, чиншевое наследственное держание, чиншевое пожизненное  держание, надел крепостного и  т. п. Поэтому решающую роль играло, конечно, основное классовое деление  форм землевладения — владение господское и владение подвластное, а деление  по характеру распоряжения землей (аллод  и феод) имело подчиненное значение. Дело в том, что аллодиальная собственность  встречалась не только у различных  сословий господствующего класса, но и у средних сословий и даже у отдельных категорий крестьян. При этом в зависимости от сословно-классовой  принадлежности аллодиального собственника аллод занимал различное место  в системе феодального хозяйства.

!

Информация о работе Саксонское зерцало