Сакский племенной союз
С начала II тысячелетия
до н.э. на территории Казахстана
жили арийские племена, которые
относились к индоевропейской
языковой и культурной общности.
В I тысячелетии до н.э. их
преемниками стали саки.
В эпоху раннего
железа наряду с археологическими
памятниками - курганами, могильниками,
поселениями появились письменные
источники о древних насельниках
Казахстана. Это персидские источники
и прежде всего Авеста - проповеди
Заратустры, основоположника зороастризма
- древнейшей религии мира с
верой в единого бога, самой
древней из мировых религий
откровения, религий, полученных
пророком от Бога. Зороастризм
во многом повлиял на иудаизм,
буддизм, христианство, ислам и
был господствующей религией
величайших цивилизаций древности
и средневековья. Заратустра - арий
из рода Спитамы жил между
1500-1200 годами до н.э., по другим
данным - в начале I тысячелетия до
н.э., или в промежутке VIII - VI веков
до н.э., или более неопределенно
- в конце 11 - начале I тысячелетия
до н.э. в степях Казахстана
к востоку от Волги.
В Авесте кочевые
племена, населявшие степные просторы
севернее бактрийцев, согдианцев, хоремийцев,
то есть Казахстана именовались
"туры с быстрыми конями".
В древнеперсидских текстах те
же племена назывались именем
сака, или саки. Например, две с
половиной тысячи лет назад
была сделана Бехистунская надпись
иранского царя Дария I, где
народы жившие к северу от
Сырдарьи названы саки. В персидских
источниках назывались имена
сакских племен и групп племен.
В их числе саки парадарайя
- заречные (заморские) саки, тиграхауда
- носящие остроконечные шапки,
обитавшие в низовье Сырдарьи
и Амударьи, хаомоварга - изготавливавшие
напиток хаома, обитавшие в
Прибалхашье, аримаспы - стерегущие
золото грифов, расположившиеся
на Алтае и в Восточном Казахстане.
Сведения о древних
насельниках Казахстана содержатся
в античных источниках в трудах
древнегреческих и римских летописцев.
И прежде всего в "Истории"
"отца истории" Геродота, написанной
в конце 40-х, начале 30-х годов
V века до н.э., состоявшей из 9 книг,
где в 4-ой книге описывались
племена Евразии, в том числе
и Казахстана. Так же сведения
по истории Казахстана содержатся
в работах Полибия, Плиния, Птолемея,
Стробона. Древнегреческие и латинские
источники саков называли скифами,
упоминали имена племен: массагеты
в междуречье Сырдарьи и Амударьи,
савроматы (позднее сарматы) - на
западе Казахстана, а также исседоны,
аргипейи, саракаулы и другие. Это
были племена одной культурной
общности, которая сложилась на
степных просторах от Хуанхэ
до Дуная, они составляли единый,
родственный по языку и этнокультурному
складу массив племен и родоплеменных
подразделений. Саки были достойными
соперниками таких могучих держав
как персидское государство Ахеменидов,
Ассирия, Урарту. Сведения о саках
содержатся в Библии. Имеются
сведения о сакской царице
Зарине, успешно сражавшейся с
мидянами за первенство над
Парфией. О походе персидского
царя Кира в 530 году до н.э.
против саков за Амударью, когда
персы потерпели сокрушительное
поражение от массагетов под
руководством царицы Томирис,
сам Кир погиб в сражении. Преемником
Кира стал Дарий I, который в 519 году до
н.э. совершил поход против саков, "носящих
остроконечные шапки". Известно имя
вождя саков Скунха, который оказывал
сопротивление персам. В 518 году до н.э.
Дарий I опять совершил поход против саков.
По сведениям древнегреческого историка
Полиена во время похода сак по имени Ширак
изуродовал сам себя, представился обиженным
соплеменниками, вошел в доверие к персам
и завел их в безводную пустыню, где большинство
участников похода погибло.
Саки древнего Казахстана
играли важную роль в мировой
политике того времени, были
активными участниками исторических
событий. Так, в составе персидского
войска Кира саки участвовали
в войне с мидийским царем
Крезом. При Дарий I саки входили
в его могучую гвардию в
число так называемых "десяти
тысяч бессмертных". Они сражались
на стороне персов в греко-персидских
войнах. В битве при Марафоне
в 490 году до н.э. саки находились
в центре боевого построения
персов. В битве при Фермопилах
в 480 году до н.э. саки в
составе войска Ксеркса сражались
против спартанцев царя Леонида.
В 331 году до н.э.
в битве при Гавгамелах Александр
Македонский (Искандер Зуль-Кариайн
- Двурогий) ученик древнегреческого
философа Аристотеля окончательно
разбил войско Дария III и стал
владыкой Азии. Но на завоевание
Средней Азии - территории саков
понадобилось три года с 331
по 327 годы до н.э., то есть столько
же времени, сколько он потратил
на завоевание всей империи
Ахеменидов от Эллады до Индии.
Известно имя вождя саков Спитамена,
который три года вел партизанскую
войну с македонянами. Не смотря
на все усилия Александра Македонского,
саки, жившие за Сырдарьей сохранили
свою независимость и фактически
остановили продвижение македонян
на восток. Часть саков стали
союзниками Александра в его
походе на Индию.
В эпоху саков окончательно
происходит становление скотоводческого
хозяйства. Сакское общество не
было однородным. На его высшей
ступени были "цари", обладавшие
немалой властью, они решали
вопросы войны и мира, посылали
послов, заключали союзы, возглавляли
войска. Существовал "царский"
род, из которого были наследственные
правители. Важную роль в сакском
обществе играла военно-племенная
аристократия. В эпоху саков сформировались
особенности номадов Великой
Степи, отличавшие их от других
народов Востока. Здесь не было
чиновников, характерных для земледельческих
цивилизаций, основную роль в
управлении общества играли родовые
предводители, каждый сакский мужчина
был свободным и полноправным
человеком.
Скопления сакских
могильников обнаружены на берегах
Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах
Кыргызского, Заилийского, Джунгарского
Алатау, в долинах Кегеня и
Нарынкола. Наиболее известный
памятник - Курган Иссык, расположенный
в 50 км восточнее Алматы в
предгорьях Заилийского Алатау.
Его открытие было сделано
в 1969 году. В кургане диаметром
60 м, высотой более 7 м было
обнаружено погребение "Золотого
человека", датированное V веком до
н.э.
Культура саков достигла
высокой степени развития. Главным
компонентом в искусстве саков
был "звериный стиль", сложившийся
в VII - VI веках до н.э. и получивший
распространение среди племен
Сибири, Казахстана. Средней Азии, юга
Восточной Европы. Это образы
различных животных, которыми оформлялись
предметы быта, одежда, посуда, оружие.
Многие элементы материальной
культуры саков стали достоянием
современных народов. От саков
заимствованы длинные штаны и
короткий кафтан, к которым восходят
брюки и пиджак, составляющие
основу современной мужской и
женской одежды. К сакам восходят
также мягкие кожаные сапоги
и войлочная островерхая шапка
- прообраз казахского колпака.
Ярким представителем
сакской культуры является Анахарсис
- философ, живший в VI веке до
н.э. На Анахарсиса "скифа сына
Гжура и брата Кадуифа, скифского
царя, по матери же эллина и
оттого владевшего двумя языками"
ссылался в "Никомаховой этике"
Аристотель. Анахарсису посвящен
специальный раздел в книге
Диогена Лаэртского "О жизни,
учениях и изречениях знаменитых
философов". Он был другом афинского
архонта Солона. Известно его
письмо царю Лидии Крезу.
Эпоха саков показывает,
что Великая Степь - степная
часть Центральной Азии представляла
собой самостоятельный очаг цивилизации
между Дунаем и Китаем. Этот
очаг цивилизации Великой Степи
синтезировал в себе особенности
различных вариантов возникновения
цивилизаций, с одной стороны,
он возник в регионе, где
протекают великие реки Центральной
Азии Амударья и Сырдарья и
семь южно-казахских рек подобно
тому, как возникли цивилизации
в долинах Нила, Тигра и Евфрата,
Инда, Хуанхэ. С другой стороны,
он расположен на стыке Европы
и Азии, подобно тому, как возникли
цивилизационные очаги на континентальных
перекрестках в Греции, Малой
Азии, Восточном Средиземноморье,
Северной Месопотамии. Этот очаг
цивилизации с момента возникновения
изначально отличался этнокультурной
подвижностью своих элементов,
но вместе с тем устойчивостью
изначальной цивилиэационной константы,
ее способностью к адаптации
с другими элементами.
ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА Пособие
для студентов, 1998 г.
В первом тысячелетии до н.
э. на территории Средней Азии, Ближнего
и Среднего Востока сформировались
государства Ассирия и Мидия.
В VI в. на смену Мидийской державе
приходит государство Ахеменидов. Основателем
его был царь группы персидских племен
Кир II, который в 550 г. до н. э. разгромил
и подчинил себе Мидию и создал
огромную державу, включавшую в себя
и южные районы Средней Азии. В
состав Ахеменидского государства
(в промежутке между 530 и 522 гг. до н. э.)
входили Парфия, Хорезм, Бактрия,
Согдиана, Сака, а народы,
которые находились на территории
Средней Азии и Казахстана, были
завоеваны Ахеменидами, либо подчинены
им.
Севернее бактрийцев,
согдианцев и хорезмийцев, в
степях Казахстана, по сведениям
древних источников, обитали кочевые
«туры с быстрыми конями».
Туры в персидских
источниках именуются саками, что
значит «могучие мужи», а в
сочинениях греческих авторов
фигурируют под именем скифов,
которое широко вошло в обиход,
как синоним кочевников.
Древнеримский ученый
I в. н. э. Плиний Старший писал:
«По ту сторону Яксарта (древнее
название Сырдарьи) живут скифские
племена. Персы вообще называют
их саками... Количество скифских
народов бесконечно...
Знаменитейшие из них
саки, массагеты, дай, исседоны...
аримаспы».
Саки, судя по дошедшим
до нас описаниям, были скотоводами,
занимались разведением лошадей,
крупного и мелкого рогатого
скота, были великолепными наездниками
и стрелками из лука.
Под именем скифов
и саков греки и персы подразумевали,
скорее всего, многочисленные
союзы родственных племен. Самым
многочисленным из них был
союз массагетов, о которых Геродот
писал: «Народ этот считается
многочисленным и воинственным,
живет на востоке по ту сторону
реки Араке
(видимо, Сырдарья) напротив
исседонов... По одежде и образу
жизни массагеты похожи на
скифов. Сражаются они верхом
на лошадях и пешие. Знают
оба способа войны; сражаются
луками и копьями; вооружены
обычно и секирами. Все предметы
у них из золота и меди...
Они ничего не сеют, питаясь
домашними животными и рыбой,
которую в изобилии доставляет
им река Араке. Они пьют молоко».
Другие авторы упоминают
о том, что «за Согдом, по
течению Яксарта (Сырдарьи) обитали
саки».
В персидских клинописных
надписях говорится о трех
группах саков: парадарайя (заморские
саки), саках-хаомаварга (саки, изготавливающие
напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие
остроконечные шапки). Где располагались
эти племена, сказать сейчас
трудно, поскольку точных научных
географических привязок древние
авторы не оставили. По мнению
ряда исследователей, саки-парадарайя
расселялись в Приаралье, низовьях
Сырдарьи и Аму-дарьи или в
Северном Причерноморье; саки-тиграхауда
— в районе средней Сырдарьи
и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга
— в долине Мургаба. По мнению
К. А. Акишева, сакам-тиграхауда
иранских письменных источников
соответствуют скифы ортокарибантии,
поскольку и то и другое
слово значат «саки в остроконечных
шапках». Кроме того, саки, изображенные
на барельефах из дворца Ксеркса
в Персеполе, имеют монголоидные
черты и носят высокие остроконечные
шапки, скорее всего, полагает
ученый, это саки-тиграхауда. А поскольку
одним из центров распространения
монго-лоидов мог быть район
Семиречья, он делает вывод
о том, что саки-тиграхауда
жили в Семиречье. Это предположение
подтверждается и тем, что похороненный
в кургане Иссык сакский царь
носил на голове высокую остроконечную
шапку. По мнению исследователя,
в племенной союз этих саков
входили также аксатаги, аристеи
и, возможно, аргиппеи.
М. К. Кадырбаев считал,
что аорсы — одно из савроматских
племен, обитавшее в Южном Приуралье.
Севернее жили будины, земля которых
«покрыта густым лесом разной
породы», а еще севернее —
фиссагеты и йрки, занимавшиеся
охотой. Аргиппеи, жившие «у подножья
высоких гор», скорее всего, размещались
в юго-восточном Приуралье. Сакские
племена аримаспов и
«стерегущих золото
грифов», располагались, возможно,
на Алтае, где находились золотые
рудники.
Исседонов М. К. Кадырбаев
помещает на просторах Центрального
Казахстана.
Окончательное решение
вопроса о том, где жили разные
племена саков, зависит от исследований
археологов, ибо только на археологических
памятниках можно выявить отличия
в материальной культуре.
Политическая история
саков
Известны войны саков
с персами. В источниках, например,
освещается борьба
Кира с сакской царицей
Томарис. С саками воевали и
другие цари из династии
Ахеменидов. В 519—518 гг.
до н. э. поход против саков
предпринял Дарий I.
Античный автор Полиэн
пишет, что Дарий во главе
огромного войска вступил в
земли саков. В безводной пустыне
войско едва не погибло, Дарию
удалось спасти армию, но в
целом поход был неудачным.
Однако, в конечном счете,
Дарий подчинил саков,
заставил их платить дань и
посылать своих воинов для
участия в персидских войнах.
В составе персидской армии
саки воевали в
Египте, Греции, отличились
в битвах при Фермопилах, показали
чудеса храбрости в битвах
при Платеях.
Другая страница истории
саков связана с борьбой против
завоеваний
Александра Македонского,
который, разгромив и подчинив
державу Ахеменидов, начал завоевание
Средней Азии. В 330—327 гг. до н.
э. Александр Македонский захватил
столицу Согда Мараканду и
направился к Сырдарье, которая
была своеобразной границей между
оседлыми жителями и кочевниками.
На левобережье
Сырдарьи располагались
города, которые Александр захватил
и поставил в них свои гарнизоны.
На другом берегу
сосредоточились силы саков, ждавших
подходящего момента, чтобы вступить
в бой с греками. Жестокостью
греко-македонских войск, которые
при занятии сырдарьинских городов
«всех мужчин перебили, женщин, детей
и прочую добычу забрали», вызвала
народное восстание в Средней
Азии, жестоко подавленное.
По приказу Александра
на Сырдарье был построен город,
названный
Александрия Асхата (Александрия
Крайняя). Город был задуман как
опорный пункт на северо-восточной
границе нового государства. Постройка
его вызывала беспокойство у
саков. Саки обстреливали греков
из луков с другого берега
реки. Александр, в свою очередь,
приказал обстрелять кочевников
из катапульт, заставил их отступить,
а затем, быстро переправившись
с войском, стал их преследовать.
Однако преследование чуть было
не обернулось поражением, и войско
греков вновь вернулось в город.
Сам Александр во время этой
вылазки, видимо, был ранен или заболел.
Так неудачей закончилась попытка Александра
Македонского разгромить и подчинить
себе сакские племена, жившие за Яксартом
(Сырдарьей).