Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 01:45, доклад

Описание работы

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз. Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств

Работа содержит 1 файл

Таможенный союз.docx

— 21.49 Кб (Скачать)

Таможенный  союз

Республика  Беларусь, Республика Казахстан и  Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз. Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств

Комиссия  таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза

Формирование  таможенного союза предусматривает  создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Заседания комиссии Таможенного союза проводятся не реже одного раза в месяц. При этом голоса распределены следующим образом: РБ – 21,5 голос, Казахстан – 21,5, РФ – 57 голосов. На сегодняшний день 21 заседание проведено. 19 ноября 2010 заседание Межгоссовета ЕвраЗэс.

В частности, были подписаны следующие документы: 
Соглашение о согласованной макроэкономической политике; 
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции; 
Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств; 
Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей; 
Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики. 
Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода.

Также была утверждена Концепция создания Интегрированной  информационной системы внешней  и взаимной торговли Таможенного  союза.

     2009-2010 проводится комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза и переносу контрольных функций на внешние границы Таможенного союза.

В рамках Таможенного союза отменены таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению к третьим странам

  • ТС – это общий рынок почти в 180 млн. человек
  • совокупный ВВП в 2 триллиона долларов
  • товарооборот в 900 млрд. долларов.
  • Страны-участницы Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР

    Со вступлением в Таможенный союз с Россией и Казахстаном Республика Беларусь получает следующие преимущества:

  • - отмена ограничений в отношении белорусских инвестиций;
  • - рост экспорта и товарооборота, как между странами-участницами за счёт беспошлинного ввоза-вывоза товаров, так и вне их за счёт увеличения ставок таможенных пошлин;
  • - равный доступ к продукции естественных монополий, к ресурсам;
  • - приоритетность маршрутов транспортировки газа при прочих равных условиях;
  • - обеспечение свободного перемещения нефти и газа;
  • - равные условия на рынках сбыта, а также равные условия производства.

До 2012 года запланировано полное завершение работ  по созданию таможенного союза и  перенесению контроля с внутренних границ на внешние.

В целом  Таможенный союз будет способствовать повышению конкурентных преимуществ  государств - членов ТС в отношениях с другими странами и другими  объединениями. 

С января 2010 года действует Единый таможенный тариф (ЕТТ)

     В ЕТТ применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах  от таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые  за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба указанных вида [7]. При этом основную часть составляют адвалорные ставки.

     27 ноября 2009 года в Минске. В ЕТТ  более 80% действующих сейчас российских пошлин (около 9.350 товарных позиций) останется без изменений. По 1.850 позициям ставки будут скорректированы. В основном это бытовая техника, одежда, ряд продовольственных товаров и транспортные средства [8].

     Для Беларуси 75% таможенных ставок сохранится на прежнем уровне, 18% ставок будет  снижено и 7% повышено [8].

     Степень унификации таможенных тарифов Республики Беларусь и Российской Федерации  превышает 95%. Степень унификации таможенных тарифов Республики Казахстан и  Российской Федерации, по имеющимся  оценкам, находится в диапазоне 38–40% [8].

     Повысятся также таможенные пошлины на молоко и молочные продукты, рис, крупы, готовые продукты из мяса, изделия из бумаги, пластмасс, кормоуборочные и зерноуборочные комбайны, металлообрабатывающие станки.

     Снижаются ставки таможенных пошлин на тропические фрукты, одежду, обувь, головные уборы и некоторые другие товары

     поступления от деятельности таможенных органов сейчас приносят около 35% доходов государственного бюджета Беларуси (до четверти из них - таможенные пошлины)

     У Беларуси и Казахстана вывозных пошлин практически нет, а вот в России ими облагается более 300 товарных позиций, в том числе вводятся экспортные пошлины на нефть и, возможно, газ, в том числе и для стран-участниц союза, что является прямым нарушением базовых принципов создания такого союза. С начала 2010 года общее подорожание бензина составило примерно 15%

     Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для государств - участников таможенного союза устанавливаются  в следующих размерах:

     Республика  Беларусь – 4,70 %;

     Республика  Казахстан – 7,33 %;

     Российская  Федерация – 87,97 %

     ЕС  беспокоит, что согласно новому импортному режиму, вступившему в силу 1 января 2010 года, повышены тарифы на импорт ряда товаров из Европы в Беларусь. Представители  Еврокомиссии призывают Беларусь "не поддаваться протекционистскому давлению и отказаться от введения новых мер  по делиберализации торговли.

     Однако  создание таможенного союза с  Россией ведет к потере внешнеторговой самостоятельности стран-участниц. Это отодвигает также на неопределённый срок вступление в ВТО, что, в свою очередь, является обязательным условием для создания зоны свободной торговли с ЕС. Хотя страны-участницы союза заявили, что вступят в ВТО вместе, это вопрос также является весьма дискуссионным, т.к. Россия на 90 процентов согласовала с ВТО условия вступления, Казахстан – на 60 с лишним, а Беларусь — только на 50 процентов

     «Страны на пространстве СНГ, которые вступили в ВТО, как мне  кажется, не до конца  поняли, куда вступили и для чего. Обнулить пошлины – это  просто, но необходимо прежде всего действовать в интересах национальной экономики», – заявил В. Садохо

     Также существует множество технических  проблем, в том числе с перенесением таможни на внешние границы. В  первую очередь, это проблема ведения  статистики внешней торговли в условиях Таможенного союза.

     В трёхстороннем формате Россия-Беларусь-Казахстан  неизбежно обозначится ряд дополнительных проблем, в том числе в учёте  внутреннего и внешнего транзита (для России – это поток китайских  товаров, для Казахстана – товары из Европы и морских портов России). Существует опасение, что контрабанда низкокачественных китайских товаров в Россию будет расти через кыргызстанско-казахстанскую границу, поскольку там нет надлежащего уровня таможенного контроля

     Белорусской продукции, легкой и машиностроительной промышленности, будет тяжело конкурировать с дешевым китайским импортом. Также российские таможенники опасаются, что из-за разницы в размере НДС российские компании будут оформлять товар на казахстанской территории. Проблемы предвидят и белорусские автоперевозчики. Их беспокоят вопросы страхования грузов, их сопровождения, финансового обеспечения доставки. Пока же им приходится подсчитывать убытки и разбираться с пробками на таможнях.

     Проблемы  наблюдаются и в вопросе создания единой таможни и казначейства. Это  потребует дополнительных бюджетных  затрат на обучение квалифицированного персонала государственных служб. 

     Не существует однозначного мнения по поводу того, насколько выгодно участие в такого рода союзе для республики.

Информация о работе Таможенный союз