Сакский племенной союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

В эпоху раннего железа наряду с археологическими памятниками - курганами, могильниками, поселениями появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники и прежде всего Авеста - проповеди Заратустры, основоположника зороастризма - древнейшей религии мира с верой в единого бога, самой древней из мировых религий откровения, религий, полученных пророком от Бога. Зороастризм во многом повлиял на иудаизм, буддизм, христианство, ислам и был господствующей религией величайших цивилизаций древности и средневековья. Заратустра - арий из рода Спитамы жил между 1500-1200 годами до н.э., по другим данным - в начале I тысячелетия до н.э., или в промежутке VIII - VI веков до н.э., или более неопределенно - в конце 11 - начале I тысячелетия до н.э. в степях Казахстана к востоку от Волги.

Работа содержит 1 файл

Сакский племенной союз.docx

— 32.58 Кб (Скачать)

 И в дальнейшем сакские  племена играли важную роль  в судьбах Средней Азии и  Среднего Востока. В частности,  они принимали участие в сложении 

 Парфянского государства,  в разгроме Греко-Вактрийского  царства и формировании Кушанской  империи, игравших важную роль  в истории III в. до н. э.  — III в. н. э. 

 Археологические памятники  саков. Важнейшим источником по  истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические  памятники — могильники, наскальные  рисунки, клады сакских вещей. 

 Исследования археологов  позволили открыть яркую, самобытную  культуру саков в разных регионах  Казахстана.

 Центральный Казахстан.  На территории Центрального Казахстана, некогда занятой андроновской  культурой эпохи бронзы, в VII—III вв. до н. э. сложилась так  называемая тасмолинская культура, получившая свое название по  имени хорошо обследованных могильников  урочища Тасмола. Исследования  проводили А. X. Маргулан, М. К. Кадырбасв2.

 Особенностью устройства  курганов этой культуры является  наличие у некоторых из них  каменных гряд или, как их  условно называют «усов». Такие  курганы представляют собой сложный  погребальный комплекс из каменных  сооружений нескольких вариантов.  Обычно к основному кургану  (большому) примыкает или находится  на расстоянии с восточной  стороны малый курган, от которого  на восток отходят две дугообразные  гряды шириной 1,5—2 м и длиной  от 20 до 200 м и более. В большом  кургане под насыпью находится  погребение человека в грунтовой  яме, в малом кургане под  насыпью захоронена лошадь с  деревянной посудой. 

 В расположении курганов  по отношению друг к другу  имеются варианты: малый курган  иногда расположен южнее, стоит  на вершине большого или вовсе  отсутствует. Устройство самих  гряд до конца не выяснено. В одном случае это были  приставленные один к другому  каменные ящики, в другом —  кольца, в третьем — вымостки. Однако очевидно, что они выполняли  ритуальные назначения. Наиболее  крупные могильники сосредоточены  в пред горьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента,  Ортау, 

 Улутау, Арганаты.

 В развитии тасмолинской  культуры выделяются три этапа.  Первый охватывает 

VII—VI вв. до н. э. К  нему относятся могильники Тасмола,  Карамурун, 

 Нурмамбет. Курганы  имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи.

 На втором этапе,  в V—III вв. до н. э. традиции  в погребальном обряде сохраняются,  но исчезает обычай захоронения  лошадей. 

 На третьем этапе  — III—I вв. до н. э. — сохраняются  прежнее устройство и форма  курганов, но в могилах появляются  глиняные шаровидные сосуды с  уплощенным дном.

 Западный и Северный  Казахстан. На степных и лесостепных  просторах расположены десятки  могильников, принадлежавших, по  одной версии, савроматским племенам  аорсов и роксоланов, по другой  — исседонам. 

 В Волго-Уральском междуречье  скопление могильников отмечено  по берегам 

 Большого и Малого  Узеней, в районе Камыш-Самарских  озер по берегам рек 

 Илек, Чаган, Утва, Орь,  Эмба. В северных районах Казахстана  могильники сосредоточены в бассейнах  Тобола и Ишима. Большинство  курганов имеет земляные насыпи, а наиболее крупные окружены  рвом. Реже встречаются курганы  с каменной насыпью или смешанной  из земли и камней. Под насыпью  устраивалась могильная яма, причем, под одной насыпью погребали  несколько умерших, либо хоронили  покойника в насыпи более древнего  кургана. Богатые курганы выделялись  своими размерами, имели насыпи  диаметром 50—60 м, высоту 

3-4 м. 

 Все памятники относятся  к двум хронологическим этапам. Первый датируется 

VII—V вв. до н. э. и  охватывает время существования  савроматской культуры; второй —  соответственно IV—II вв. до н. э.  и сопоставляется с сарматами. 

 Происхождение савроматов  исследователи связывают со сруб-ной  и андроновской культурами, поскольку  в ней сохраняются многие традиционные  черты прошлой эпохи, такие,  как обычай трупосожжения, наличие  в насыпи над могилами колец  из камней, орнамент на глиняной  посуде.

 Характерной чертой  всех памятников Западного и  Северного Казахстана было то, что могилы ориентированы на  запад с востока, а умершие  погребались не в могилах, а  на специально подготовленных  площадках под насыпью кургана.  В женских погребениях археологи  часто находят каменные столики-жертвенники  на ножках, богато украшенные  резьбой. Это были своеобразные  переносные алтари огня.

 Высокого совершенства  у савроматов достигло прикладное  искусство. Из золота, серебра  и бронзы искусные мастера  отливали и штамповали бляхи  для украшения конской сбруи,  мужских поясов и одежды.

 Среди раскопанных  савроматских памятников Западного  Казахстана наиболее яркие материалы  были получены из курганных  некрополей верховий р. Илек, где  находились захоронения племенных  вождей, военной аристократии и  жрецов ранних кочевников Западного  Казахстана и Южного Приуралья3.

 

 Восточный Казахстан.  Многочисленные сакские могильники  расположены на 

 Алтае в долине Иртыша  и ее притоков, на северных  и южных склонах 

 Калбинского хребта, в  предгорьях Чингизтау и Тарбагатая, большие, или 

 «царские», курганы  сосредоточены в Чиликтинской  долине. В горных районах, 

-богатых выходами камня,  насыпи курганов каменные, в долинах  верхнего 

 Прииртышья для насыпей  служила земля с галькой, в  равнинных районах среднего Иртыша  — насыпи курганов земляные. Видимо, в Восточном Казахстане обитали  племена аримаспов и «стерегущих  золото грифов». 

 В своем развитии  культура сакских племен Восточного  Казахстана прошла три этапа:  майэмирский (VII—VI вв. до н. о.), берельский (V—IV вв. до н. э.) и кулажургинский (Ill—I вв. до н. э.).

 В конце майэмирского  периода появляются захоронения  всадника с конем. В долине  Чиликты был раскопан хорошо  известный Чиликтинский курган, входивший в состав большого  курганного могильника. Все курганы  могильника относятся к 

 «царским». Тринадцать  имеют насыпи диаметром до 100 м  и высоту 8—10 м, другие — соответственно  от 20 до 60 м и высоту до 5 м. Это  было кладбище родовых, либо  племенных вождей, на котором  хоронили не одно столетие,

 Раскопанный курган (Чиликтинский  курган), исследованный известным  археологом С. С. Черниковым, дал  интереснейший материал по культуре  и искусству саков Восточного  Казахстана.

 Диаметр кургана составлял  66, а высота 6 м. Курган был ограблен  в древности, поэтому картина  его сооружения, погребальных конструкций,  обряда захоронения неполная.

 Под насыпью в центре  кургана находилась яма размером 7, 10 х 8,30 м, глубиной около 1 м. В могильную яму впущена  деревянная конструкция (камера) размером 4,8 х 4,6 м и высотой  1,2 м, сложенная из двух рядов  лиственниц и перекрытая сверху  одним рядом. На полу лежали  останки двух погребенных. 

 Находок было много,  среди них 13 бронзовых наконечников  стрел, двуперых со втулкой.  Сохранились кусочки колчана,  сделанного из шкуры оленя  или лошади, снятой с ноги. Шкуры  сшиты сухожилиями, колчаны украшены  золотыми бляшками в виде оленей. Олени изображались с поджатыми  к брюху ногами и закинутыми  на спину рогами. Уши и глаза  украшены бирюзовыми вставками. 

 Найдено много бляшек, украшавших одежду, в виде орла, свернувшейся в кольцо пантеры.  Из золотой фольги вырезаны  фигурки кабана. Интересны бляшки  в виде птиц с распростертыми  крыльями. Много бляшек геометрической  формы, в виде ромбиков, треугольников,  узких полосок. 

 Датируется Чиликтинский  курган VII—VI вв. до н. э. Семиречье  и Южный 

 Казахстан. Это крупнейший  регион заселении сакскими племенами  — тиграхауда в Семиречье и  массагетов в Приаралье на  Сырдарье.

 Одним из центров  расселения саков была Илийская  долина.

 Именно здесь находились  некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тур-генский, 

 Кегенский и Алексеевский4-

 Сакская культура Семиречья  в своем развитии прошла два  этапа: ранний 

(VIII—VI вв. до н. э.) и  поздний (V—III вв. до н. э.). Наиболее  полные представления о царских  памятниках позднего этапа дает  Бесшатырский могильник, относящийся  к середине I тыс. до н. э., и  курган Иссык. 

 Могильник Бесшатыр  находится на правом берегу  р. Или, в урочище Шилбыр  и состоит из 33 кургана. Все  курганы могильника делятся на  две группы: большие — диаметром  от 45 до 105 м, высотой 6—18 м, средние  — соответственно 25—40 м, высотой  5—6 м и малые — 6—20, высотой  до 2 м. 

 Большой Бесшатырский  курган и сейчас поражает своими  размерами: диаметр его насыпи 104, высота — 17 м. Под насыпью  Первого Бесшатырского кургана  находилась деревянная постройка,  сделанная из бревен тяньшанской  ели. Она состоит из погребальной  камеры и коридора-дромоса. Стены  постройки сложены из 15 рядов  бревен, сверху перекрытых накатом  из таких же бревен. Еще выше  были положены камышовые маты, связанные веревками. После совершения  захоронения, коридор был заложен  камнем.

 Курганы 'могильника  разграблены, но грабители не  смогли забрать все. 

 Найдены короткие железные  кинжалы-акинаки, остатки колчанов  с бронзовыми наконечниками стрел.  Датируются могильники V в. до  н. э. 

 Одним из замечательных  сакских памятников Семиречья  является курган 

 Иссык, входивший в  состав могильника Иссык, находящегося  в 50 км восточнее г. Алма-Аты,  в предгорьях Заилийского Алатау. Диаметр кургана 60, высота б  м. Под земляной насыпью два  захоронения — центральное и  боковое. 

 Центральное разграблено,  боковое осталось непотревоженным.  Могила, куда был поставлен деревянный  сруб из обтесанных бревен  тяньшанской ели, размерами 

2,9 х 1,5 м и глубиной 1,5 м. Пол уложен из 10 хорошо  подогнанных досок. 

 Как удалось установить, часть пола, на котором лежал  покойник, была застлана матерчатой  подстилкой, украшенной мелкими  золотыми бляшками. На ней когда-то  лежал труп на спине, головой  на запад, в полном парадном  облачении, с оружием. По определению  антропологов, умершему было 17—18 лет,  рост 165 см.

 У южной стены стояла  деревянная посуда: четыре прямоугольных  блюда, черпак и миска. У  западной стены стоял глиняный  краснолощеный кувшин и миски.  Тут же лежали серебряная ложка  с изогнутой ручкой, конец которой  сделан в виде головы цапли,  серебряная чаша (фиал) с восьмилепестковой  розеткой на дне, миниатюрная  серебряная чашечка с двумя  строками надписи из 

26 знаков. За головой умершего  стояла еще одна позолоченная  чаша, в которой лежали золотые  бляхи в виде когтя и клюва  хищной птицы — магические  талисманы. У левой руки погребенного  лежала стрела с позолоченным  древком и золотым наконечником. Рядом — нагайка, ручка которой  обернута золотой лентой, а в  обшитой золотом туалетной кожаной  сумочке лежало бронзовое зеркало  и кусочек охры.

 Покойник был одет  в замшевую красную куртку, от  которой сохранились маленькие  кусочки, сплошь обшитую золотыми  треугольными бляшками, имитирующими  пластинчатый доспех. Кожаные, заправленные в сапоги, штаны украшены кантом, из золотых бляшек, голенища йожаных сапог обшиты треугольными бляшками, борта куртки — рядом блях в виде оскаленной морды барса, а талия была стянута кожаным поясом с нашитыми массивными золотыми бляхами. Всего их тринадцать — три в виде фантастического существа с коне- оленегрифоном и 10 блях — в виде головы лося.

 Голову погребенного  украшал высокий кожаный колпак  с золотыми фигурами зверей  и птиц, перьями и стрелами, изображающими  горы, на которых растут деревья,  а на ветвях сидят птицы.  Верх колпака венчала миниатюрная  фигурка горного барана — архара.

 На шее умершего  — гривна, концы которой украшены  головками барсов, в ухо вдета  серьга с зернью и бирюзовыми  подвесками. На двух пальцах надеты  перстни — один с гладким  щитком, другой с изображением  головы человека в нимбе из  лучей. 

 На поясе справа  висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет  ножнах. Меч железный, он имеет  серповидное навершие ручки. Слева  подвешен кинжал-акинак. На железном  его клинке посередине из золота  выполнено изображение извивающихся  змей. Ножны кинжала украшены  накладными пластинками, одна  с изображением коня, другая —  оленя. Датируется курган 

 Иссык IV в. до н.  э. 

 Истоки культуры саков  Приаралья лежат в культуре  поздней бронзы, известной по  раскопкам могильника Тегискен. Раскопки сакских могильников 

 Уйгарак и Южный  Тегискен свидетельствуют о том,  что они были сооружены в 

VII—V вв. до н. э. Насыпи  курганов песчаные, под ними находились  два типа погребальных сооружений: погребение на поверхности земли  на камышовых подстилках, внутри  легкой деревянной каркасной  постройки или шалаша. В погребении  отмечен обряд трупосожжения.  Второй тип представлен захоронениями  в грунтовых ямах5.

Информация о работе Сакский племенной союз