Революция 1917 года и русская интеллегенция

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть влияние 1917 года и событий, произошедших в нем, на судьбу русской интеллигенции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение русской интеллигенции;
рассмотреть этапы ее формирования, признаки и функции;
оценить участие и отношение русской интеллигенции в революционных событиях 1917 года;
оценить ее влияние на русскую интеллигенцию.

Содержание

Введение 3
1. Интеллигенция как социокультурный феномен России 13
1.1Русская интеллигенция: понятие, сущность, формирование 13
1.2 Признаки и функции русской интеллигенции 15
2. 1917 год в судьбе русской интеллигенции 21
2.1 Участие русской интеллигенции в Революции 1917 года 21
2.2 Отношение русской интеллигенции к Революции 1917 года 28
2.3 Последствия революции 1917 года для русской интеллигенции 37
Заключение 43
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

1917.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

       О судьбе русской интеллигенции  писал Булгаков. Он был свидетелем  всего происходящего и понимал,  что революция I разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интеллигенции, являющейся носительницей старых традиций и олицетворяющей собой русскую культуру.

       Революция сильно повлияла на  людей, на творчество писателей,  во многом определила тематику и проблематику их произведений. Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от отношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремился дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происходивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преобладавшее в определенное время отрицательное отношение к интеллигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, традиции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить новые идеалы, отвечающие только потребностям революции.

        Цель данной курсовой работы  – рассмотреть влияние 1917 года  и событий, произошедших в нем,  на судьбу русской интеллигенции.  Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

  • дать определение русской интеллигенции;
  • рассмотреть этапы ее формирования, признаки и функции;
  • оценить участие и отношение русской интеллигенции в революционных событиях 1917 года;
  • оценить ее влияние на русскую интеллигенцию.

           Курсовая работа состоит из  введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрывается социокультурный феномен русской интеллигенции. Во второй рассматривается революция 1917 года и ее влияние на русскую интеллигенцию.

      Хронологические рамки работы охватывают начало-20-е  гг ХХ века. 1917 год – год Октябрьской революции принес растерянность и осознание своей беспомощности в ряды интеллигенции, многие представители которой были вынуждены иммигрировать. Начавшаяся далее Гражданская война 1917—1922 принесла смерть и ужас в ряды интеллегенции. Начало 20-х годов, когда, казалось бы, произошло смягчение режима в связи с окончанием гражданской войны и переходом к нэпу, было связано с применением репрессий против интеллигенции, введением цензуры, закрытием небольшевистских печатных органов, "чисткой" в преподавательской и студенческой среде. Интеллигенция, не разделявшая большевистских взглядов, даже если она не вела активную политическую борьбу, разрушала систему, идеологическую монополию самим фактом своего существования. Осенью 1922 года была осуществлена программа "принудительной эмиграции" величайших русских мыслителей.

     Курсовая  работа написана с использованием исторических учебников таких авторов как  Зуев М.Н., Белковец В.В., Волобуев П. ,Ратьковский И.С., Кузнецов И.Н., Покровскиого Н.Е и на основании материалов статей, посвященный интеллигенции авторов Гиренко Ю., Кирсанов В.Н

1. Интеллигенция как социокультурный  феномен России

1.1Русская интеллигенция:  понятие, сущность, формирование

     

            Интеллигенция – это люди умственного  труда, обладающие образованием  и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

            В России понятие "интеллигенция"  в качестве термина стало употребляться  более чем сто лет назад,  в 60-е годы XIX века, и впоследствии  из русского языка перешло  в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д.Боборыкину. В вышедшем в 1870 году романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход и так определил его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века". Главный герой этого романа считает, что для русской интеллигенции единственный нравственно оправданный путь - это путь в народ, к социальным низам.

            Неоднозначное положение интеллигенции  в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения  и с властью, и с народом  привели к тому, что некоторые  ученые России в начале XX века  рассматривали интеллигенцию как  новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации".

            В российской обществоведческой  литературе интеллигенцию долгое  время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление.  Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении. [7, c. 56]

            Интеллигенция это: 

  • крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;
  • общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.

            Как особый социальный слой  интеллигенция начала формироваться  в России еще в феодальную  эпоху преимущественно из среды  дворянства и духовенства. Для  ее формирования потребовались  долгие годы.

            После реформы Петра стране  пришлось пройти длительный путь, чтобы создать свою национальную, удивительно яркую интеллигенцию,  породившую выдающееся явление  мировой культуры - русскую культуру, а в ней имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского, Чайковского и многих других. Николай Бердяев первым русским интеллигентом называл Радищева, автора "Путешествия из Петербурга в Москву".

            Процесс формирования интеллигенции  значительно ускорился в 40-е  годы XIX века. Самодержавие не могло  уже предотвратить процесс демократизации образования. Среди учащейся молодежи все более увеличивалось число разночинцев - выходцев из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, чиновничества), в основном занимающиеся умственным трудом, которые пополняли слой интеллигенции.

            В пореформенную эпоху, когда  завершается формирование этого  нового общественного слоя, разночинский  элемент в его составе становится  преобладающим. Это обстоятельство  имело чрезвычайно важное значение  в демократической направленности  деятельности русской интеллигенции, ее активной социальной и гражданской позиции. [9, c.87]

            Русский девятнадцатый век был  поставлен мировым общественным  мнением рядом с европейским  Возрождением. Лучших представителей  интеллигенции в России отличали  морально-этические притязания, благородные и высоконравственные черты: сострадательность и человечность, честность, обостренное нравственное видение мира, развитость ума, способность критически и самостоятельно мыслить и оценивать социальную жизнь; вера в социальное чудо, жертвенность, проникнутая человеческими муками, связанная с глубочайшей ответственностью за судьбу народа.

     

1.2 Признаки и функции русской интеллигенции

 

            Интеллигенция по своему составу  весьма неоднородна. Представителями  интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.

            К ним, прежде всего, относятся:

  • ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;
  • единство духовной природы человека-интеллиента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;
  • верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
  • глубоко развитое понимание своего "Я", независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;
  • мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением, позиций;
  • противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;
  • своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;
  • нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.

            Российскому интеллигенту всегда  была свойственна двойственность  характера: свобода духа у него  скорее черта индивидуальная, чем  социальная. Отсюда порой его  больше волновало личное, индивидуальное  ведение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособленность и неумение реализовать ее.

            Многие неоднозначные черты интеллигенции  проявляются под воздействием  обстоятельств, зависят от режима власти, духовной атмосферы в обществе, которую она во многом создает сама. [11, c. 94]

            Интеллигентность характеризуется  определенной степенью нравственной  зрелости личности, независимо от  социально-классовой принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека, Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры.

            Социокультурная миссия интеллигенции необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы культуры - от нравственной и художественной до политической. Это - образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба. Следует выделить несколько основных функций интеллигенции.

            Функция 1. Интеллигенция выполняет  специальную функцию прямого  субъекта духовного производства.

            Как и другие компоненты социальной  жизнедеятельности - хозяйство, политика, социальные отношения - культура  охватывает или затрагивает так или иначе все общество, все группы и всех индивидов. Поэтому уже на ранних этапах истории выделяются "специалисты" - шаманы, гадатели, предсказатели, жрецы, вожди, которые могли "накапливать мудрость" и сосредоточивать в себе недоступные остальным членам коллектива духовную силу, опыт, знания.

            На более продвинутом уровне, в усложнившихся условиях существование  культуры поддерживается деятельностью  интеллигенции. В числе синонимов  этого термина можно встретить  слова "книжники", "мудрецы", "учителя", "специалисты". В течение долгого времени во всех обществах поддержание культуры совпадало с религиозными функциями, осуществлявшимися духовенством как высшей интеллигенцией. По мере усложнения духовной деятельности появляется и светская культура, поддерживаемая собственно интеллигенцией.

            Характер интеллигенции во многом  отличается в зависимости от  социокультурного типа данного  общества, роли государства и  степени самостоятельности светской  культуры. Тем не менее в ее  деятельности можно выделить то общее, что в той или иной степени присутствует в каждом развитом обществе. Именно интеллигенция осуществляет основные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества.

Информация о работе Революция 1917 года и русская интеллегенция