Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:46, курсовая работа
Принципат – это специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 192 г н.э.: правление Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г н.э.), правление династий Юлиев – Клавдиев (14 г. до н.э. – 68 г.н.э.), Флавиев (69-96 гг. н.э.), Антонинов (96-192 гг н.э). Основатель идеологии принципата Октавиан Август и его приемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредотачивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. При этом формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания и магистратуры.
Именно в процессе религиозного возрождения появился императорский культ. Вокруг личности первого императора создается религиозный ореол. Еще в 30 г. до н.э. сенат постановил, чтобы за Августа молились как за спасителя государства, а на банкетах совершались возлияния в его честь. В его честь совершали жертвоприношения и давали обеты. Сам Октавиан получил право пополнять коллегии жрецов.
Таким образом, культ Августа рождается как культ носителя единоличной власти. Сакрализация его как личности необходима для обоснования новой формы правления – принципата, – который харизматичен в своей основе. Императорский культ прошел долгий путь становления и отразил те политические и идеологические изменения, которые происходили в той или иной державе. Римской религии, с ее четким разделением божеского и человеческого права, с представлением о возможности общаться с богами только через священнодействия ауспиции, знамения, была чужда идея богочеловека как воплотившегося божества или сына бога. Попытки некоторых императоров и их жен отождествить себя с богами и богинями не находили отклика. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство ученных, неправильно считать его пришедшим с Востока. Императоры, как некогда Герои, должны были заслужить апофеоз как награду за свою деятельность; так сливались политическая и этическая тенденции. В целом императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы. В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти, однако в нем было и нечто большее - он был превращен Августом в культ римской сверхдержавы, став воплощением имперской идеи. До конца II в.н.э. этот синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен. Однако Август не создал законченной религиозной системы, но он пытался соединить и использовать самые разнообразные религиозные течения и направления.
Позднее, с частичным
Источники
1. Веллей Патеркул. Римская история, кн.II.//Практикум по истории древнего мира: выпуск 2, Древняя Греция и Рим/под ред. И.С. Свенцицкой М., 1988 С.133-134
2. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. // Божественный Август М. Правда, 1988 С.11-102
3. Корнелий
Тацит Анналы// там же С.134-135
Научная литература