Религиозная политика принципата Августа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Принципат – это специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 192 г н.э.: правление Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г н.э.), правление династий Юлиев – Клавдиев (14 г. до н.э. – 68 г.н.э.), Флавиев (69-96 гг. н.э.), Антонинов (96-192 гг н.э). Основатель идеологии принципата Октавиан Август и его приемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредотачивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. При этом формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания и магистратуры.

Работа содержит 1 файл

Религиозная политика принципата.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Именно  в процессе религиозного возрождения  появился императорский культ. Вокруг личности первого императора создается  религиозный ореол. Еще в 30 г. до н.э. сенат постановил, чтобы за Августа  молились как за спасителя государства, а на банкетах совершались возлияния в его честь. В его честь совершали жертвоприношения и давали обеты. Сам Октавиан получил право пополнять коллегии жрецов.

     Таким образом, культ Августа рождается  как культ носителя единоличной  власти. Сакрализация его как личности необходима для обоснования новой формы правления – принципата, – который харизматичен в своей основе. Императорский культ прошел долгий путь становления и отразил те политические и идеологические изменения, которые происходили в той или иной державе. Римской религии, с ее четким разделением божеского и человеческого права, с представлением о возможности общаться с богами только через священнодействия ауспиции, знамения, была чужда идея богочеловека как воплотившегося божества или сына бога. Попытки некоторых императоров и их жен отождествить себя с богами и богинями не находили отклика. Императорский культ был политическим культом сверх мощи принцепсов, влиявшей на жизнь людей, как влияют на них силы природы. Он исходил скорее от низов, чем от «верхов», и как полагают большинство ученных, неправильно считать его пришедшим с Востока. Императоры, как некогда Герои, должны были заслужить апофеоз как награду за свою деятельность; так сливались политическая и этическая тенденции. В целом императорский культ можно считать результатом преломления в сознании жителей Империи новой социальной системы. В императорском культе сочетались культ героя и культ правителя, культ личности и культ власти, однако в нем было и нечто большее - он был превращен Августом в культ римской сверхдержавы, став воплощением имперской идеи. До конца II в.н.э. этот синтез идеологии и религии, сосуществуя с официальным олимпийским пантеоном, был вполне самодостаточен. Однако Август не создал законченной религиозной системы, но он пытался соединить и использовать самые разнообразные религиозные течения и направления.

       Позднее, с частичным разложением  сельских общин и растворением  городских гражданских общин  в империи, с установлением  обязательного императорского культа  и углублением социального неравенства различные общественные слои ищут ответы на животрепещущие вопросы. Они различными путями приходят к поискам единого, верховного, общего для всего человечества бога. Этот бог становится источником моральных норм, гарантом счастливой жизни на земле и на небе. Это не было монотеизмом, так как между главным богом и людьми выстраивалась целая иерархия традиционных богов-помощников, посредников между верховным богом и людьми. Однако все они подготовили победу мировой религии – христианства, наиболее полно ответившего на запросы различных общественных слоёв того времени. 
 
 
 
 
 

                                             

                                          Список литературы

Источники

1. Веллей Патеркул. Римская история, кн.II.//Практикум по истории древнего мира: выпуск 2, Древняя Греция и Рим/под ред. И.С. Свенцицкой М., 1988 С.133-134

2. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. // Божественный Август М. Правда, 1988 С.11-102

3. Корнелий Тацит Анналы// там же С.134-135  

Научная литература

  1. Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Проблемы зарождения и формирования принципата. – Л., 1985. – 224 с.
  2. Кузищин В. И., Гвоздева И.А. История Древнего Рима. – М.: Академия, 2010. – 447 с.
  3. Машкин Н. А. Принципат Августа. – Ленинград. Академия наук СССР. 1949 . – 686 с.
  4. Парфенов В. Н. Император цезарь Август. – Спб.: Сфера, 2001. – 279 с.
  5. Культура древнего Рима. Т.1. // От религии общины к мировой религии. Штаерман Е. М.. – М., 1985. – 149 с.

Информация о работе Религиозная политика принципата Августа