Религиозная политика принципата Августа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Принципат – это специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 192 г н.э.: правление Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г н.э.), правление династий Юлиев – Клавдиев (14 г. до н.э. – 68 г.н.э.), Флавиев (69-96 гг. н.э.), Антонинов (96-192 гг н.э). Основатель идеологии принципата Октавиан Август и его приемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредотачивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. При этом формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания и магистратуры.

Работа содержит 1 файл

Религиозная политика принципата.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Введение

     Государственно-правовая система принципата представляет собой уникальное явление не только в истории Древнего Рима, но и в мировой политической практике.

     Принципат – это специфическая форма  монархии, при которой формально  сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 192 г н.э.: правление Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г н.э.), правление династий Юлиев – Клавдиев (14 г. до н.э. – 68 г.н.э.), Флавиев (69-96 гг. н.э.), Антонинов (96-192 гг н.э). Основатель идеологии принципата Октавиан Август и его приемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредотачивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. При этом формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания и магистратуры.

     Формирование  имперской системы создавалось  на основе традиционных римских структур, что придавало новому государственному режиму национальный характер.  Это  связало монархию Августа с прежними государственными институтами и  многими республиканскими идеями. Сенат – цитадель республиканского строя – не только продолжал функционировать, но и располагал огромной властью. Власть самого Октавиана Августа складывалась из полномочий традиционных магистратур.  Официально установленный Августом монархический режим назывался не монархией, не Империей, а «восстановленной республикой». Новый режим приобрёл республиканский оттенок. Таким образом, сложился новый государственный строй – особая форма монархии – принципат, пронизанный республиканскими идеями. Оформление нового социально-экономического строя и имперского управления сопровождались существенными изменениями и в религиозной сфере. Римская мировая держава нуждалась в разработке и внедрении официальной религиозной идеологии, которая должна была освящать власть Рима и римского императора над своим народом. Реформирование римской религии, а также императорский культ Октавиана Августа неизменно вызывали интерес во все времена.

          Для исследования были использованы следующие источники:

     Гай Светоний Транквилл (ок.70 – после 122г.(160г.?)) – римский историк и писатель, автор произведения «Жизнь двенадцати цезарей» - сборника биографий императоров от Юлия Цезаря до Домициана Флавия. Гай Светоний Транквилл из сословия всадников, адвокат, дослужившийся до должности императорского секретаря, что открыло ему доступ в императорские архивы и к знакомству с осведомленными людьми. Поэтому в его сочинениях много достоверных сведений. Светоний одобряет монархию, но он порицает дурных монархов, которые превращали принципат в тиранию.

     Веллей  Патеркул (19г. до н.э. – 31 г.н.э.) – римский  историк, во второй книге «Римской истории» которого содержится информация об установлении и начале принципата (его рассказ  доведен до 30 г.н.э.). Веллей Патеркул был сторонником нового режима и его повествование пронизано восхищением Августом и его политикой.

     Крупнейший  из римских историков – Корнелий Тацит (ок.54 – 120 гг.н.э) описал историю  Римской империи. Тацит, сочувствовавший  старой римской сенаторской знати, идеализировал республиканский строй и враждебно относился к политическим порядкам своего времени. Тацит не видит реальной возможности для возвращения к порядкам республики, но питает надежду на появление правителя, который возродит процветание римской государственности и преградит путь укоренившимся в римском обществе порокам. В центре его внимания лежит политическая сфера Рима – император и сенат. В своем историческом труде «Анналы» он описывает события от 14 до 68 годов, то есть то, что ещё очень живо в памяти отцов и дедов, но что он не видел сам.

   История принципата хорошо обеспечена литературными  источниками о том времени  сохранился ряд документов. В первую очередь - это автобиографический труд Октавиана - "Деяния божественного  Августа", в которых автор, излагает события своей жизни и деятельности в наиболее выгодном для себя свете и создаёт образ идеального принцепса.

   Ценность  этого документа как источника  не только в том, что содержат данные по социально-экономической и политической истории, но и тем, что это произведение является памятником идеологии принципата и принадлежит его основателю.

      Многие историки посвящали свои работы истории античного Рима.

   Наиболее  полно проблемы принципата были исследованы  в работе Н.А. Машкина "Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность". Автор всесторонне исследовал принципат Августа. Он рассмотрел проблему происхождения принципата, характер власти Августа, его социальную политику, жизнь империи и провинций, организацию армии и внешнеполитические мероприятия и культуру августовского времени. Машкин рассматривал принципат как стадию в развитии римского цезаризма. «В социальном плане принципат проводил политику лавирования с учетом интересов различных фракций господствующего класса, чем объясняется правовая неопределённость системы».1

   В монографии А. Б Егорова "Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата" исследуется переломный период в истории римского государства - время кризиса республики и установление системы принципата. "Превращение Рима в великую державу сопровождалось политическим переворотом. Необходимость реорганизации управления и политические и экономические изменения, вызванные новой ситуацией, привели к краху республиканской системы и установлению новой политической формы - принципата, построенного на дуализме монархии и полиса, который постепенно трансформировался в монархию".

   С. Л. Утченко в исследовании "Кризис и падение Римской республики" определяет принципат как монархию, отмечая, что республиканские элементы были ширмой, ловко используемой властью для прикрытия своего положения. В то же время автор признаёт прогрессивное историческое значение принципата.

           Объектом данной работы является государственно-правовая система принципата Августа.

     Предмет исследования - религиозная политика Августа, основателя принципата.

     Цель  данной работы - рассмотреть особенности  религиозной политики принципата Августа.

     Задачи - дать общую характеристику системы принципата Августа и

охарактеризовать  религиозную политику Августа.

          1. Принципат Августа
 

          «Принципат рассматривается обычно как установившийся в 27 г. до

н.э. режим, сочетавший единоличную власть с сохранением  республиканских институтов, или как по-республикански оформленную монархию».1

     История Римской империи в период принципата противоречива и этим очень интересна историкам. Система управления периода принципата сочетала в себе органы управления республики и единоличного правителя – императора. Власть императора зависела от его взаимоотношений со своим окружением и армией. Но в целом многонациональное население Римской империи были очень далеки друг от друга и часто негативно относились к главенству Рима, что вело к неизбежному распаду империи.

         Отношение различных групп населения часто зависело от того, какую выгоду они имели. Иногда борьба за власть императора и сената мало затрагивала интересы населения, а была лишь попыткой взять на себя главную роль в управлении государством. Каждый слой населения различно представлял себе идеального правителя, и это неизбежно приводило к недовольству тех или иных групп населения. Но в целом, не считая периоды правления династии Юлиев-Клавдиев, после смерти Августа, и Домициана, период принципата – это период расцвета Римской империи, период могущества, которого потом не смогли достичь дальнейшие правители и величайшая империя Древнего мира распалась.

     После войны с Антонием и Клеопатрой, завершившейся завоеванием Египта (30 г. до н. э.), Октавиан стал единственным правителем Рима и всех его владений.

     В 29 г. до н. э., вернувшись в Рим, он отпраздновал роскошный триумф. Сложив с себя сан триумвира, Октавиан получил от сената и комиций звание императора. Еще ранее он получил пожизненно права народного трибуна. Однако Октавиан не считал свое положение достаточно упроченным. В качестве цензора он провел чистку сената, исключив из него сторонников Марка Антония и других враждебных лиц, распустил большую часть легионеров, подарив многим из них земельные участки, отобранные во время гражданских войн у противников триумвиров.

     В конце 28 г. до н. э. Октавиан объявил, что он тяжело заболел, а после «выздоровления» собрал заседание сената. На нем он сообщил о полном окончании гражданских войн и установлении мира на всем пространстве римских владений и, ссылаясь на расстроенное здоровье, просил сенат освободить его от обязанностей правителя. В ответ на просьбы сенаторов «не оставлять Республику», Октавиан заявил о своем непреклонном желании удалиться от государственных дел. Тогда сенат «приказал» Октавиану остаться во главе управления Римской республики, что тот и «был вынужден» сделать. Так, с 13 января 27 г. до н. э. до момента смерти (август 14 г. н. э.) Гай Цезарь Октавиан возглавлял Римскую державу согласно «постановлению» сената.

     Система государственного управления, установленная  Октавианом и закрепленная при его  преемниках, получила впоследствии название принципата. Она просуществовала  до конца II в. н. э. На словах Октавиан утверждал, что он восстановил Республику. И действительно, по-прежнему центральным органом в Риме считался сенат. Созывались трибутные комиции, на которых выбирались римские магистраты. Провинциями продолжали управлять римские наместники, назначаемые сенатом. Но все эти нити государственного управления на деле полностью контролировались Октавианом, получившим почетное наименование Августа, ранее употреблявшееся лишь в качестве обращения к божествам.

     Сенат объявил Октавиана-Августа своим  принцепсом. Он был поставлен первым в списке сенаторов и первым высказывал свое мнение при обсуждении в сенате каких-либо вопросов, определяя тем самым мнение большинства сенаторов. Многократно Август выставлял свою кандидатуру на занятие различных магистратур. Трижды он исполнял обязанности цензора и пересматривал списки сенаторов. Обладая правами народного трибуна, Август мог наложить «вето» на решение любого из магистратов, сената и даже комиций. Позднее Август получил звание великого понтифика, тоесть верховного жреца города Рима. Август был объявлен пожизненным проконсулом, а, следовательно, командующим всеми римскими вооруженными силами.

     Август  получил в управление наиболее богатые  и важные в военно-политическом отношении  провинции - Галлию, Иллирию, Македонию, Сирию, в которых были расквартированы легионы. Египет после завоевания был объявлен его личным владением. Как пожизненный проконсул, Август не только командовал легионами и руководил деятельностью наместников провинций, он получил право производить наборы для пополнения войск, вести переговоры за пределами Империи, объявлять войну и заключать мир.

     Хотя  Август и утверждал, что он превосходил  других магистратов не своей властью, а лишь своим авторитетом, на деле он являлся полновластным правителем. Высшей военной, административной и судебной властью в императорских провинциях обладали назначаемые Августом из числа преданных ему сенаторов наместники. Они должны были управлять своими провинциями в соответствии с императорскими инструкциями - мандатами, которые они получали перед отъездом в провинцию. Сенатскими провинциями управляли назначаемые сенатом проконсулы и пропреторы, которые подчинялись как приказам самого принцепса, так и послушного его воле сената.

     Римом управлял префект города, которого Август назначал из числа наиболее близких к нему сенаторов. Наряду с сенаторами Август привлекал на государственную службу своих друзей и клиентов из числа всадников, а также своих рабов и вольноотпущенников. Низшие финансовые посты занимали императорские вольноотпущенники. Из принадлежавших императору рабов и вольноотпущенников укомплектовывались основные штаты императорской канцелярии.

     Служивших в государственном аппарате ранней Империи сенаторов, всадников, а  также легионеров, императорских  рабов и вольноотпущенников нельзя считать чиновниками в современном  смысле этого слова. Их служба представляла собой чередование административных должностей с магистратурами (для сенаторов), командными постами в армии, с работой управителей императорских поместий и различных служб императорского дворца. При назначении человека на ту или иную должность главную роль играли не его квалификация или служебный стаж, а личные связи.

     Складывающийся  государственный аппарат был  разнородным по своему составу, хаотичным  по своей структуре. После завершения гражданских войн Август стал всячески подчеркивать привилегированное положение римской сенатской аристократии. Светоний пишет: «Сенат давно уже разросся и превратился в безобразную и беспорядочную толпу…Он вернул  сенат к прежней численности и к прежднему блеску, дважды произведя пересмотр списков…» 1

     Август  установил имущественный ценз для лиц сенатского сословия в 1 млн. сестерций, покровительствовал членам древних патрицианских родов, предоставляя им различные льготы и оказывая материальную поддержку. Август стремился сделать опорой своей власти римское всадническое сословие. Он установил для всадников имущественный ценз в 400 тыс. сестериий. Ежегодно устраивались смотры всадников. Ближайшие родственники Августа неоднократно назначались руководителями всадничества. Из всадников Август набирал значительное число военачальников и провинциальных прокураторов. Всадники по-прежнему собирали по откупу налоги с провинций. Постепенно всадничество, пополняемое военными ветеранами, стало превращаться в служилое сословие Римской империи.

Информация о работе Религиозная политика принципата Августа