Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:46, курсовая работа
Принципат – это специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 192 г н.э.: правление Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г н.э.), правление династий Юлиев – Клавдиев (14 г. до н.э. – 68 г.н.э.), Флавиев (69-96 гг. н.э.), Антонинов (96-192 гг н.э). Основатель идеологии принципата Октавиан Август и его приемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредотачивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. При этом формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания и магистратуры.
Все цари, его друзья, союзники, заложили каждый в своем царстве города под названием Цезарея. А все вместе они намеревались достроить и посвятить гению Августа храм Юпитера Олимпийского в Афинах, строительство которого началось еще в глубокой древности. Многие из них покидали царство, чтобы ежедневно сопровождать его не только в Риме, но и в провинциях. Ходили возле него они без всяких царских отличий, одетые в простые тоги, прислуживая ему как клиенты.
Сорок четыре года Август был единоличным правителем Римской империи. Незадолго до своей смерти (14 г. до н. э.) он составил политическое завещание, которое впоследствии было озаглавлено как «Деяния божественного Августа». В нем он пытался подвести некоторые итоги своего правления. Сухими и короткими фразами изложил он свою деятельность с момента вступления на политическую арену, стараясь показать, как благотворна была она для государства. Но, что бы ни писал в своем завещании Август, уже к концу его правления всем стало ясно, что итоги его не так блестящи.
Различную оценку событиям периода становления принципата дают римские историки. После победы в гражданской войне Август объявил о восстановлении прежнего, республиканского порядка, но на деле это не совсем соответствовало действительности. Веллей Патеркул в «Римской истории» восхищается решениями принятыми Августом: «…восстановлен мир, повсеместно усыплен страх перед оружием, законам возвращена сила, судам – их авторитет, сенату – величие, магистратам – власть и старинный порядок полномочий (только лишь к восьми преторам добавлены еще два)». (Веллей Патеркул LXXX!X) Патеркул восхищается тем, что Август отверг диктатуру и звание триумвира, называя себя лишь принцепсом, то есть первым в списке сената, был консулом одиннадцать раз и занимал должность народного трибуна. Но уже у Корнелия Тацита, который был сторонником республики, мы можем прочитать что, заручившись поддержкой народа и армии Август «начал подменять собою сенат, магистратов и законы». Август пересмотрел списки сената и значительно их сократил, исключив всех неугодных ему лиц.
С
это момента сенатором мог
быть только тот, чье состояние достигало
одного миллиона двухсот тысяч сестерциев
(Светоний. Август. 41). Крупнейший римский
историк Корнелий Тацит считает, что система
управления претерпела серьезные изменения:
«…основы государственного порядка претерпели
глубокое изменение, и от общественных
изменений старого времени нигде ничего
не осталось. Забыв о недавнем равенстве,
все наперебой ловили приказания принцепса».
(Корнелий Тацит. Анналы. Книга I.4) Таким
образом, мы видим, что система управления
в период принципата носила двойственный
характер, с одной стороны были сохранены
республиканские органы управления, но
теперь все подчинялось решению одного
человека - принцепса. Это привело к тому,
что позже многие принцепсы превращались
в тиранов и часто прекращали свою жизнь
насильственным путем, в результате заговора.
.
Важность
религиозной политики была обусловлена
местом религии в общественной и
частной жизни римлян. Она была
неотъемлемым и чрезвычайно важным
элементом идеологии
Среди населения италийских городов религиозные традиции сохраняли большее значение, чем в Риме. Особенным почитанием пользовались местные святыни и божества — охранители семейной жизни. Религиозная жизнь провинций отличалась многообразием. В надписях Империи часто встречается обращение «ко всем богам и богиням», известного ещё из древнего жреческого ритуала, после обращения к «главному божеству», которое следовало призвать в данный момент. Религиозные настроения являются отражением тех изменений, которые происходят в отношениях между людьми. В конце республики и в начале империи наблюдается упадок традиционных религиозных верований, тесно связанных с жизнью полиса. В этом процессе отражается крушение «старых мировых порядков», порядков полиса, города-государства, на смену которому приходит мировая монархия.
В этой связи и следует рассматривать религиозную политику Августа. Однако на фоне, казалось бы, полного крушения общественных устоев и всеобщей деморализации в народе обнаружились дремавшие здоровые силы и могучие вековые инстинкты. В атмосфере отчаяния и безнадежности несчастья, обрушившиеся на Рим, приобретали мистическую окраску. Они рассматривались как кара богов за моральную распущенность и святотатственное пренебрежение верой отцов. Постепенно крепло убеждение, что лишь религиозное и нравственное возрождение могут быть залогом спасения.
Чутко воспринимая настроения общества, наследник Цезаря вовремя оценил возрастающую роль религиозных чувств, со временем все более настойчиво выступая в качестве поборника исконно римских верований и обрядов. Уже в заключительный период гражданских войн началась обширная деятельность по восстановлению полуразрушенных, забытых и оскверняемых храмов, и Октавиан не упускал случая продемонстрировать свою приверженность религии предков, делая это в пику предавшемуся чужеземным обычаям Антонию.
После окончания гражданских войн мероприятия, связанные с возрождением традиционной религии, оказались неотъемлемой частью программы «восстановленной республики», составив одно из важнейших направлений государственной политики и пропаганды. В «Деяниях» Август сообщает о восстановлении в свое шестое консульство (28 г. до н. э.) 82 храмов. Тит Ливий вполне справедливо называл Августа «основателем или восстановителем всех храмов». Среди реставрированных были такие святыни, как храмы Юпитера Феретрийского, Квирина, авентинские храмы Минервы, Юноны Царицы, Юпитера Освободителя, позднее - особенно почитавшийся Капитолийский храм Юпитера, Юноны и Минервы, сгоревший в 9 г. до н. э., и др.
Строительная деятельность Августа не ограничивалась восстановлением старых храмов. Проводя любые мероприятия, в том числе осуществляя необходимые нововведения, принцепс умело включал их в общее русло «реставрационной» деятельности, представляя все естественным продолжением традиции. Вновь сооружаемые храмы должны были, продемонстрировав приверженность Августа государственной религии, в то же время обосновать и «задокументировать» его особое место в «республике».
Храм Марса Ультора (Мстителя) был построен по обету, данному Октавианом еще в 42 г. до н. э., когда он поклялся отомстить убийцам Цезаря. Храм был воздвигнут на заново сооруженном Форуме Августа во 2 г. до н. э., что было отмечено играми. Хотя Август отмежевывался от определенных тенденций политики своего приемного отца, он стремился и в мирное время извлечь все преимущества своего усыновления. Божествам, связанным с Юлиями: Марсу, Аполлону и Венере (которая считалась их родоначальницей), - уделялось особое внимание. Храм Венеры Прародительницы напоминал о божественной родоначальнице рода Юлиев. Храмы Аполлона и Весты Августы на Палатине должны были освятить то место, где жил принцепс, сын божественного Юлия и глава римской религии. Когда в 14 г. до н. э. сгорел старый храм Весты, Август соорудил новый.
Особенно был дорог Августу Аполлон. Небольшой храм этого бога находился недалеко от места битвы при Акции, и считалось, что Стреловержец помог своему любимцу Октавиану. Поэтому был не только отстроен новый храм Аполлону Актийскому. В Риме рядом с дворцом принцепса был сооружен знаменитый храм Аполлона Палатинского из белого каррарского мрамора. Он был наполнен великолепными образцами греческого искусства и увенчан статуей солнечного бога, управляющего золотой колесницей с четверкой коней. В примыкающих к нему портиках помещались греческая и латинская библиотеки, украшенные статуями писателей и философов.
Образ Аполлона, игравший важную роль еще в период борьбы с Антонием (которому, как считалось, покровительствовал Дионис), продолжал нести важную идеологическую нагрузку во времена мира и созидания. Аполлон давно уже не был для римлян чужеземным божеством, почитание его не противоречило идеологии традиционализма. Немаловажное значение имело и то, что предводитель муз был воплощением эстетики греческой классики, на которую ориентировалось искусство времени Августа. Это символизировало гармонию, соразмерность, разумность и стабильность создававшегося на древнем римском фундаменте нового здания империи.
Храм Юпитера Феретрийского в честь божества триумфаторов, которые посвящали ему вооружение неприятельских полководцев, собственноручно ими убитых. Эта святыня ценилась Августом по связи его с Ромулом-победителем. Храм Юпитера Гремящего Август воздвиг по обету, данному во время войны с кантабрами. Он восстанавливает авентинские храмы Минервы, Юноны Царицы и Юпитера Освободителя, памятные римлянам по многим очень важным историческим событиям. Идея Ромула-основателя играла большую роль при постройке и реконструкции храмов. Восстанавливается храм Квирина на Капитолии и ряд других зданий, связанных с Ромулом.
Как уже отмечалось, восстановление и строительство храмов было не самоцелью, а мыслились как составная часть программы по возрождению обрядов, а в итоге - благочестия предков. В древние храмы нужно было вдохнуть новую жизнь, поскольку в большинстве из них уже давно не отправлялось богослужение, забылись религиозные церемонии. Справедливо полагая, что здесь наиболее действенной будет сила личного примера, Август сам принимал участие в возрожденных обрядах, будучи членом важнейших жреческих коллегий: понтификов, авгуров, квиндецемвиров (хранителей Сивиллиных книг), эпулонов, арвальских братьев, тициев и фециалов. Некоторые из коллегий, например, арвальских братьев, были восстановлены Августом из полного забвения. В числе важнейших церемоний были реанимированы молитвы о благе государства. Во всем блеске вновь праздновались луперкалии. Возросло общее количество жрецов и жриц, при этом Август приложил усилия для того, чтобы обеспечить им должный почет и привилегии, в особенности весталкам - хранительницам священного огня. Подчеркнутое уважение к религиозным традициям проявилось и в отношении Августа к верховному понтификату. После отстранения от власти Лепида в 36 г. до н. э. имелись определенные основания, не говоря уже о фактической возможности, для смещения его и с высшей жреческой должности. Но Август предпочел ждать десятилетия (до 12 г. до н. э.), чтобы не нарушить традицию ее пожизненности. Лишь после естественной смерти Лепида, соблюдая необходимые формальности, в том числе проведя решение через комиции, Август не только фактически, но и формально возглавил религиозную жизнь Рима. Подобная тактика лишний раз подтверждает репутацию большого политика, способного отказаться от сиюминутных выгод, если они таят в себе угрозу достижению пусть отдаленных, но стратегических целей. И в самом деле, как раз максимально возможное соблюдение «республиканских» традиций (и тем самым продиктованных господствующими настроениями правил политической игры) вело ко все большему укреплению единоличной власти. Подтверждение этому можно найти, как бы это ни показалось странным на первый взгляд, и в истории такого явно монархического института, как культ императора.
Первые проявления императорского культа обнаруживаются в Восточных провинциях. Здесь культ Августа стал продолжением тысячелетних древневосточных и эллинистических традиций. Уже во времена Республики в Греции и ряде городов Ближнего Востока учреждались культы победоносных римских полководцев совместно с богиней Ромой. Неудивительно, что победа Октавиана над Антонием, превратившая его в единоличного повелителя империи, оказалась достаточным основанием для почитания нового божества. Тем не менее правительством санкционировалось лишь возведение храмов Октавиану совместно с Ромой, причем только по инициативе местных общин, так как подобное почитание с санкции наместника означало бы обязательное участие в культе римских граждан. Провинциальные собрания, включавшие делегатов городов, избирали высшего жреца. Эта должность, занимавшаяся самыми выдающимися представителями местной аристократии, была величайшей честью для провинциала.
В провинции Азия и Вифиния получают разрешение воздвигнуть Августу храм. Строительство осуществляется после того, когда впервые в Пергаме сооружается храм богине Роме и Августу. Сам культ был организован по образцу культа пергамских царей. Подобные храмы возникают в Никомедии (в Вифинии), в Милассе (в Карии), в Анкире (в Галатии) и во многих других местах. На Востоке и в Греции Август почитается как божество: он — спаситель и основатель, избавитель и благодетель. День рождения нового божества — благовестие для всего мира. В надписи из Приены употреблено слово «благовестие», с определенным религиозным смыслом перешедшее в христианство. Пришествие Августа — «исполнение» молитв и просьб. Прекратились войны, и утвердился мир. Август — податель благ, он — спаситель и благодетель людей, отец рода человеческого, руководитель жизни. С его пришествием среди людей водворяется согласие, о котором столько веков мечтали люди. Близкая к символике третьей Сивиллиной книги надпись из Фил называет его властителем Европы и Азии, звездой всей Эллады. С особой полнотой раскрывается символика в надписи из Галикарнаса. В ней говорится, что Август спаситель «рода человеческого, все молитвы коего провидение не только исполнило, но и дало больше, ибо умиротворены море и земля, города же изобилуют благозаконием, согласием и благолетием». День рождения Августа был признан началом новой эры, изменены были названия месяцев. На основании более поздней надписи из Галатии мы можем сказать, что культ Августа совершался по определенному записанному уставу. Устав этот вырабатывался, вероятно, еще во времена Августа. В провинциальных храмах, посвященных богине Роме и Августу, ежегодно собирались представители городов для совершения богослужения в главном храме богини Ромы и Августа. Как мы видели, эти чисто религиозные собрания обращались иногда к императору с просьбами, касающимися местных дел. Руководил этими собраниями верховный жрец провинций, называвшийся иногда азиархом, вифиниархом. Римские граждане построили в Эфесе и Никее особые храмы, посвященные богине Роме и Августу. Таким образом, апофеоз идет из Египта, переходит в восточные азиатские провинции и оттуда, наконец, распространяется в западные провинции. Несомненно, развитие культа Августа происходило с ведома принцепса, но он проявлял в противоположность Цезарю известную сдержанность. По словам Светония, Август не разрешал посвящать себе храмы, допускалось лишь соединение его с Ромой, богиней Рима. На Западе Друз, прекратив возмущение, возникшее из-за сбора налогов, впервые освятил алтарь Ромы и Августа, сооруженный в Лугдуне. Такие же алтари создаются в Нарбонской Галлии, в провинции Германии (созданы между 9 г. до н. э. и 9 г. н. э.). Так или иначе отправлялся культ и в других провинциях.