Религиозная политика принципата Августа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Принципат – это специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 192 г н.э.: правление Октавиана Августа (30 г. до н.э. – 14 г н.э.), правление династий Юлиев – Клавдиев (14 г. до н.э. – 68 г.н.э.), Флавиев (69-96 гг. н.э.), Антонинов (96-192 гг н.э). Основатель идеологии принципата Октавиан Август и его приемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредотачивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. При этом формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания и магистратуры.

Работа содержит 1 файл

Религиозная политика принципата.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

          При всех своих несовершенствах новый государственный аппарат способствовал укреплению власти Августа и его преемников и позволял наладить более эффективное управление государственными делами, чем это было в период поздней Республики. Август получил право на создание особой казны («фиск»), включавшей как его личные средства, так и имущество, принадлежащее ему как главе государства. Императорская казна пополнялась за счет доходов с императорских поместий, налогов с императорских провинций, конфискаций осужденных лиц, военной добычи. Как верховный главнокомандующий всеми вооруженными силами Август располагал средствами и государственной казны-эрария, формально подотчетной сенату, при котором производилась чеканка монеты (золотой, серебряной и медной), и таким образом осуществлял фактическое руководство всеми финансами Римского государства. Это давало ему возможность выплачивать воинам жалованье и награды, а также расходовать средства на другие военные нужды.

     Таким образом, Август сконцентрировал в  своих руках важнейшие функции  военной и гражданской власти. Обладая громадным состоянием, награбленным во время военных походов, а также  собранных с управляемых им провинций, Август был полновластным правителем Римской империи, определявшим ее внутреннюю жизнь и внешнюю политику. Однако Август помнил судьбу Цезаря и всячески маскировал свое положение в государстве. Он стремился не выделяться из среды других знатных римлян; появлялся на улицах и в публичных собраниях в простом домотканом платье, избегая каких-либо знаков отличия; редко и неохотно выступал с речами, предпочитая поручать подобные выступления своим ближайшим друзьям. Авторитет Августа базировался на огромных материальных ресурсах, которыми обладал принцепс, и прежде всего на том, что он был бесконтрольным командующим огромной постоянной армии. Из 75 легионов, бывших в его распоряжении в 30 г. до н. э., Август оставил 28. Хорошо укомплектованные, оснащенные технически по всем требованиям военного искусства того времени, легионы были расквартированы группами в наиболее важных в военном и экономическом отношениях провинциях.

     Для охраны морских путей на Средиземном  море было создано несколько постоянных эскадр военных кораблей. Общая численность вооруженных сил Римской империи при Августе достигла 300 тыс. Постоянная римская армия, созданная Августом, просуществовала около четырех столетий. Это была регулярная армия, твердая опора правителей Римской империи в их внутренней и внешней политике.

     Внутренняя  политика Августа носила ярко выраженный классовый характер. Еще в 36 г. до н. э., после разгрома Секста Помпея, Август приказал вернуть всех захваченных  на Сицилии беглых рабов их владельцам. Позднее он провел через сенат постановление, запрещавшее отпуск рабов на волю ранее, чем через 20 лет после их покупки. Кроме того, господин, отпускавший раба на волю, должен был уплачивать 5% его стоимости в виде налога. Было ограничено и количество рабов, которых их владелец мог отпустить на волю.

«А для  рабов он поставил множество препятствий  на пути к свободе…и особо постановил, что раб, хоть раз побывавший в  оковах или под пыткой, уже не мог получить гражданства ни при  каком отпущении».1

       Под предлогом освобождения незаконно захваченных в рабство свободных Август провел строгую проверку сельских рабских тюрем (эргастул), однако он не вмешивался в отношения рабов со своими господами, предоставляя последним полную свободу действий по отношению к невольникам.

     Август  внимательно следил за настроениями беднейшего слоя римского гражданства, устраивая массовые гладиаторские игры, «народу он то и дело раздавал денежные подарки, но не всегда одинаковые: то по четыреста, то по триста, а то и по двести пятьдесят сестерциев на человека… При трудностях со снабжением он часто раздавал гражданам и хлеб по самой малой цене или даже даром, а денежные выдачи удваивал».1

     Задабривая  римский плебс раздачами дарового хлеба, денежными подарками, ,

     Как в самом Риме, так и в других частях государства Август развил широкую строительную деятельность. В Риме были реставрированы и заново отстроены 82 храма, построены специальный архитектурный комплекс - Форум Августа, роскошный театр, названный в честь племянника Августа Марцелла, храм всем богам - Пантеон, великолепный «жертвенник мира» .

     На  Палатинском холме Август воздвиг  роскошный дом, сделавшийся центром  политической жизни города. Впоследствии императоры строили свои дворцы на этом месте, так что в Риме слово  «Палатин» стало синонимом императорского дворца.

     При Августе были проведены большие  работы для обеспечения постоянного  снабжения огромного многолюдного Рима хлебом и водой. Для этого на Тибре и в порту Рима - Остии были воздвигнуты большие склады, отремонтированы и построены новые водопроводы-акведуки. Во главе всего управления городом был поставлен городской префект, важнейшей функцией которого, по словам историка Тацита, была «быстрая расправа и обуздание рабов и мятежных граждан».

     Август  стремился поддерживать свое господство не только применением силы. Окружающие его лица, в частности один из наиболее близких к нему Гай Цильний Меценат, оказывали материальную поддержку и покровительство римским поэтам и другим литературным деятелям, вынуждая их выступать с прославлениями Августа. В кружке Мецената оказались крупнейшие римские поэты - Гораций Флакк, Вергилий Марон и их современники Тибулл и Проперций.

     Один  из блестящих поэтов своего времени Публий Вергилий Марон,  
своё произведение «Энеида» посвятил Энею, по преданию, троянскому предку Октавиана. Вергилий взял для своей поэмы древний миф об Энее, который должен был спастись от смерти после падения Трои. А его роду суждено было править потомками троянцев. Выбор темы для поэмы соответствовал общественным настроениям и желаниям самого Августа, так как считалось, что от Энея пошел род Юлиев. Сам Октавиан в этом свете стал, как бы, вторым основателем Рима, после свого великого предка. В тоже время выбор греческого героя позволил обратиться к «Илиаде». Вергилий теперь становился соперником Гомера, и это было важным шагом для всей римской культуры.  
Вергилий наделяет своего героя всеми качествами настоящего римлянина, он воспевает pietas (благочестие) и видит исполнения миссии Рима в ревностном служении богам, не случайно Эней не предпринимает ни каких действий без дозволения своих божественных покровителей, наградой ему стало создание величайшего города. Вергилий превозносит – virtus (доблесть), необходимое для исполнения воли богов, как еще одно качество, присущее настоящему римлянину. Помимо этого Вергилий указывает на многие другие необходимые качества, такие как скромность, простота нравов, присущие великим предкам: 

Трудолюбивая  там молодежь, довольная малым; 
Вера в богов и к отцам уважение… 
Древние жизнью такой сабиняне жили когда-то 
Также с братом и Рем. И стала Этрурия мощной. 
Стал через это и Рим всего прекраснее в мире… 
(Verg. Georg., II, 472—473; II, 532—534, пер. С.Шервинского) 
 
          Причину гражданских войн, терзавших римское государство в последнее столетие, Вергилий видит в отказе от заветов предков. Автор убежден, что возвращение к чистоте древних нравов и под предводительством человека из рода бессмертных богов, носителя всех достойных римлянина качеств и незыблемого авторитета, так же наделенного властью, способно вернуть Рим к былому процветанию. Он возлагает большие надежды на принцепса, считая его спасителем государства. В литературном творчестве Вергилия отчетливо прослеживаются основные тенденции идеологической политики нового режима, он стал самым преданным приверженцем этого режима и личности самого принцепса.

          Август  всячески укреплял консервативные настроения путем реставрации древних религиозных верований и морали. Сделавшись великим понтификом, он не только восстановил многие храмы, но также и ряд древних празднеств, в которых принимали участие он сам, его семья, приближенные и множество римских граждан. Особенно торжественно и великолепно были отпразднованы «столетние игры в 37 г. до н. э. Этот праздник, кульминационным моментом которого было ночное шествие и жертвоприношение, должен был внушить массе римлян мысль о наступлении нового века. Одним из моментов празднества было торжественное исполнение специального гимна, написанного по заказу Августа поэтом Горацием и прославляющего Римскую державу и ее правителя. В Риме был установлен культ «божественного Юлия» в честь обожествленного Юлия Цезаря, приемного отца Августа, а во многих провинциях почитался «гений Августа», для служения которому были созданы специальные жреческие коллегии, строились храмы и воздвигались жертвенники.

     В тесной связи с религиозной политикой  Август проводились мероприятия по укреплению морали и нравственности, «он пересмотрел старые законы и ввел некоторые новые: например о роскоши, о прелюбодеяниях и разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий. Этот последний закон он хотел сделать еще строже других, но бурное сопротивление вынудило его отменить или смягчить наказания…»1

     Внешняя политика Августа была последовательной защитой интересов римских и провинциальных рабовладельцев, как и внутренняя. Она преследовала цели расширения территории и пополнения армии рабов путем захвата военнопленных, но проводилась крайне осторожно. Говоря о внешнеполитических принципах Августа, Светоний писал: «...он никогда не начинал сражение или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу золотым крючком...». 1

     Располагая  внушительной армией, Август мог проводить успешную военную и дипломатическую политику в наиболее угрожаемых участках растянутой границы Римского государства. Таковыми стали участки вдоль Рейна и Дуная, где римским границам постоянно угрожали воинственные германские и другие варварские племена, восточные районы Малой Азии и Сирия, где соприкасались границы Империи и сильной Парфянской державы. Именно в этих регионах были сосредоточены наиболее сильные группы легионов в каждой. Такой мощный военный кулак мог быть использован и для завоевательных операций, и для успешной обороны римских провинций. В других провинциях регулярных войск было значительно меньше. Так, в Египте несли службу два легиона, один легион находился в провинции Африка, два легиона находились в Испании.

     Август  был осторожным политиком, старался избегать крупных войн, особенно с сильным противником. Так, с Парфянской державой он поддерживал сложные дипломатические отношения, направленные на охрану восточных провинций, хотя именно в Сирии было сосредоточено 4 легиона, к которым можно было присоединить и египетские легионы. Вместе с тем Август зорко следил за борьбой внутри парфянского царствующего рода, умело используя разногласия борющихся группировок в интересах Рима.

     Август  считал, что агрессивная политика на Востоке потребует больших денежных средств и у него при этом не было полной уверенности в ее успехе, поэтому Август и его ближайшие советник – Марк Випсаний Агриппа выбрали обьектами для своих территориальных притязаний богатые металлом области на северо-востоке Пиренейского полуострова, земли к северо-востоку от Адриатического моря. В отношении остальных земель Август применял систему зависимых царств. Такими царствами были Мавретания в Африке, Коммагена, Каппадокия, Галатея, Иудея и другие в Азии. Формально являлась независимыми, они не только были обязаны охранять римские границы, но и фактически были ему подчинены. Август утверждал их царей и являлся верховным арбитром в их внутренних и внешних делах.

     Успешно завершились завоевания альпийских областей, где были образованы новые провинции Паннония, Норик, Реция, а также Иллирик и Мезия. Не столь успешными стали взаимоотношения с германскими племенами. Правда, в середине правления Августа римлянам удалось нанести германским племенам несколько поражений и продвинуться на правом берегу Рейна на значительное расстояние вплоть до Эльбы и организовать новую провинцию Германия. После организации провинций Паннокия и Германия римляне, казалось прочно оккупировали весь бассейн Рейна от его верховьев до устья, а также верховья Дуная. Однако здесь Августу пришлось испытать очень сильные удары воинственных варварских племен, германцев и паннонцев.

     Римляне вели свою обычную политику – многие племена были поставлены на разные ступени по социальному статусу. Среди германских племен знать дружила с командирами германских частей и получила гражданство Рима. Но племенная знать была враждебна по отношению к римлянам, чем галльская, прежде всего потому, что среди германцев не было столь сильного расслоения, как среди галлов. Все это означало то, что знать германцев с трудом переносила римский гнет и меньше всего нуждалась в римской поддержке.

     В период правления Августа были намечены основные направления военно-дипломатической  деятельности имперского правительства: германский вопрос (отражение нападений со стороны германцев на Рейне), дунайский фронт (где сильная армейская группировка в 4 – 6 легионов защищала дунайскую границу), парфянская проблема (сложные взаимоотношения с Парфией опирались на мощный кулак сирийских легионов).

     Таким образом, к концу своего длительного 44- летнего правления путем целенаправленных и многочисленных реформ Августу и стоящим за ним кругам господствующего класса удалось решить многие больные вопросы и проблемы римского общества и государства, которые столь остро проявились во время гражданских войн. Были заложены прочные основы рождающейся Римской империи как нового типа античной государственности и имперского рабовладельческого общества, новой средиземноморской культуры

     Август  был расчетливым политиком. Вся  его деятельность была направлена на единство и укрепление империи, а также на поддержание господствующего положения римлян и италиков по отношению к остальным жителям гигантской державы. Август был тонкий, расчетливый, двуличный, умевший приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и использовать их для извлечения максимальной выгоды политик. Никто никогда точно не знал, что у него на уме. Современники утверждают, что он настолько боялся выдать свои мысли, что даже со своей женой Ливией говорил о важных делах только по предварительно составленному конспекту. Но все это использовалось для того, чтобы непреклонно идти к поставленной цели и, надо сказать, Августу удалось ее достичь. Популярность его в народе была такова, что в Италии некоторые города праздновали новый год в день, когда он впервые их посетил. В его честь утверждали пятилетние игры чуть ли не в каждом маленьком городе.

Информация о работе Религиозная политика принципата Августа