Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:53, реферат
Александр II Николаевич (17 (29) апреля 1818, Москва — 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург) — император всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
1. Введение.
2. Реформы Александра II.
Отмена крепостного права.
Земская реформа.
Судебная реформа.
Военная реформа
Реформа образования.
3. Заключение
С 1876 г. в военные учебные заведения стали приниматься лица
из всех сословий. Несмотря на это, большая часть юнкеров была из дворян. А
в некоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно
дворяне.
Вновь введенный порядок
обязательное окончание курса юнкерского училища или сдачу при нем
установленного экзамена.
В 1868 г. для обеспечения
военно-начальных школ были реорганизованы в военные прогимназии.
Реформа затронула и высшее учебные заведения – академии. В них
пересматривались учебные планы и программы.
Помимо существовавших
штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-
хирургической академии, в 1867 г., как отмечалось выше, открылась
Александровская военно-юридическая академия.
Следует подчеркнуть, что в
Артиллерийской академии
известные ученые – профессор баллистики Н. В. Маевский, профессор
технологий А.В. Гадолин, выдающий математик П.Л. Чебышев. Высокий научный авторитет завоевала в 60 – 70-х годах Медико-хирургическая академия, ставшая центром передовой медицинской мысли в России. Серьезные преобразования в ней были связаны с именами президента академии профессора хирургии П.А. Дубовицкого и ученого секретаря известного химика Н.Н. Зимина. При академии были организованы научные институты – анатомо- физиологический, естественно-истирический, а также крупный клинический госпиталь. В числе профессоров академии были выдающиеся ученые С.П. Боткин и И.М. Сеченов.
В 1872 г. при академии открывались первые в России женские
курсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинское
образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была
создана Морская академия.
Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений значилось:
6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских
училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными
классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус.
Реформа военно-учебных
уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.
Обновление иррегулярных войск.
Весомые преобразования
распространялись и на
не имевшие единой и постоянной организации или отличавшиеся от регулярных
войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 –
начале 20 вв.- казачьи войска и др.).
К началу 1871 г. в ведении Военного министерства состояли
следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское,
Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейский и Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды.
Изданы новые положения о воинской повинности и военной службе
казаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие на
действительной службе, поставлены в равные условия с регулярными войсками.
В первую очередь преобразования проведены в шести казачьих войсках:
Донском, Уральском, Оренбургском, Семиреченском, Забайкальском и Амурском.
Новый устав о воинской повинности позже был введен в четырех казачьих
войсках: Кубанском, Терском, Астраханском и Сибирском.
Некоторые преобразования
инородческих войск. К началу 1871 г. на службе состояли следующие части:
лейб-гвардии Кавказский эскадрон Собственного Его Величества конвоя,
Дагестанский и Кутаисский конно-иррегулярные полки, милиция; Дагестанская,
Терская, Андийская
и Кубанская, Грузинская пешая дружина
и Гурийская пешая сотня. Во всех этих
частях состояло на службе по спискам
131 офицер и 5612 нижних чинов. Для новобранцев
из крымских татар и башкир Оренбургской
губернии были в 1874 г. образованы Крымский,
Татарский и Башкирский эскадроны, вскоре
переформированы и дивизионы. С декабря
1876 г. по распоряжению главнокомандующего
Кавказкой армией началось формирование
новых инородческих частей на Кавказе.
Народное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно
важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава
российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по
инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала
особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.
Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).
19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который
провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой
оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.
Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах
вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с
допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного
самосознания
оказала также и реформа
В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре
цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058).
Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его
обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая -
непосредственно на министра народного просвещения.
6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые
освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые
периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для
периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного
денежного залога.
От цензуры освобождались
«Временные правила о печати» действовали практически без изменений в
течение 40 лет.
Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, существенно ограничены (фактически отменены) телесные наказания, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений.
К негативной стороне обычно относят невыгодные для России итоги Берлинского конгресса 1878, непомерные расходы в войне 1877—1878 гг., многочисленные крестьянские выступления (в 1861—1863 гг., более 1150 выступлений), масштабные националистические восстания в царстве Польском и Северо-Западном крае (1863) и на Кавказе (1877—1878). Внутри императорской семьи авторитет Александра II был подорван его любовными увлечениями и морганатическим браком.
Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные
Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян
- в корне изменила
порядок, существовавший до
остальные реформы.
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что
с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная
деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы
для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом,
создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе
личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались
мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с
европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами.
Трагическая
кончина императора сильно
именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к
мученическому
венку.
Литература:
1. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших
времен до 1917 года, – М.: Русское слово, 1998.
2. Корнилов А.А., Курс истории России XIX века. – М.: Высшая школа, 1993.
3. Ляшенко Л. М. Александр II, или История трёх одиночеств. — М.: Молодая гвардия, 2002.
4. Сыров С.Н., Страницы истории. Книга для чтения на русском языке – М.: Русский язык, 1983.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
6. http://www.mielt.ru/
Информация о работе Реформы Александра II и их значение для России