Реформы Александра II и их значение для России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Александр II Николаевич (17 (29) апреля 1818, Москва — 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург) — император всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Содержание

1. Введение.
2. Реформы Александра II.
Отмена крепостного права.
Земская реформа.
Судебная реформа.
Военная реформа
Реформа образования.
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

ГОУ ВПО.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

«инородческого» населения устранялась от воинской повинности (уроженцы

Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера).

Освобождались от призыва лица духовного звания,  менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства.

    Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия

закона о всесословной воинской повинности, представлены в  таблице.

    Из  приведенных  данных  видно,  что   процент  призываемых,  получивших

льготы по семейному  положению, составлял в среднем 51,5%.

         Лица, освобожденные от службы  по зачетным квитанциям, не

насчитывали даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные квитанции

продавались правительством по числу вступивших в ряды армии  охотников, а

также выдавались как  отдельным семьям, так и обществам: 1) за ратников,

которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за

сданных в рекруты  сверх набора и т.д.

         Характерно, что с каждым годом  увеличивалось число лиц, которым

были предоставлены  отсрочки по образованию.

   в) Перевооружение армии.

    Перевооружение  армии происходило в несколько  этапов и окончательно

завершилось в 70-х  годах. Примерно до 1867 г. проводилась  замена

гладкоствольного  оружия нарезным, заряжающимся с дула, затем вводилась

нарезное оружие, заряжающееся с казенной части.

            По высочайшему повелению 15 марта  1869 г. на Военное

министерство  была возложена задача в кратчайший срок  перевооружить армию

скорострельными ружьями.

            На смену нарезного, заряжающегося  с дула ружья, пришло

заряжающееся  с казенной  части сначала системы  Крынка (Кренке-Гогенбург –

австрийский оружейный  мастер, изобретатель в области стрелкового  оружия.

Винтовка Крынка обладала наибольшем прицелом на 600 шагов  и заряжалась с

казенной части), затем Карле (изобретатель в области стрелкового оружья,

винтовка его  системы отличалась скорострельностью  и прочностью устройства)

и, наконец, берданка (однозарядная винтовка калибра 4,2 линии  – 10,67мм).

Разработана она  командированным в США русскими инженерами полковником А. П. Горловым и капитаном К. И. Гуниусом при содействии американского

полковника Х. Бердана. Создана под патрон с  металлической гильзой,

заряжалась с  казенной части, имела откидной затвор. В конце 60-х годов она

была принята  на вооружение русской армии под названием «малокалиберная

стрелковая винтовка образца 1868 года системы Бердана  №1». В США ее

справедливо назвали  «русской винтовкой».

           В 1970 г. на вооружение был  принят усовершенствованный образец

берданки со скользящим затвором. Имелись 3 типа этой винтовки (пехотная,

драгунская и  казачья), а также карабин, различавшиеся  длинной, массой и

незначительными изменениями конструкции. Пехотная берданка имела дальность стрельбы 1100 метров и скорость до 8 выстрелов в минуту.

            В компанию 1877 – 1878 гг. все три типа ружья (Крынка, Карле и

Бердана) находились на вооружении русских войск.

           

              Особенно интенсивно, как было  распределено это стрелковое

оружие. Из имевшихся 48 пехотных дивизий 27 были вооружены  винтовками

системы Крынка, 16 – новыми малокалиберными винтовками и 5 дивизий из числа расположенных на Кавказе – игольчатыми винтовками системы Карле.

    Стрелковые  батальоны были оснащены скорострельными малокалиберными  винтовками образца 1868 г. (т.н. Бердана №1). На вооружении войск отдельных округов (Туркестанского и двух Сибирских) находились винтовки системы Карле. Драгунские полки обеспечивались винтовками системы Крынка и только некоторые полки были вооружены малокалиберными драгунскими винтовками. Гусарские и уланские полки с 1875 г. снабжались  малокалиберными кавалерийскими карабинами. Наконец, в казачьи полки поставлялись малокалиберные казачьи винтовки.

              Итак, к началу русско-турецкой  войны в 1877 г. только третья

часть всей пехоты была вооружена малокалиберными винтовками, большая же

часть ее обеспечивалась ружьями системы Крынка.

              Пистолеты в войсках повсеместно  заменялись револьверами

система Смита-Ватсона, образца 1871, 1874 и 1880 гг.

             Соответственно с новыми требованиями к вооружению

преобразовалась отечественная военная промышленность. В первую очередь была перестроена деятельность Тульского, Ижевского и Сострорецкого оружейных заводов. Военные заводы подверглись коренной технологической реконструкции.

Потребовалось создание новых промышленных предприятий и производств. Было проложено несколько стратегических железных дорог к западным границам и на юг. В 1870 г. созданы специальные железнодорожные войска.

              Для перевооружение артиллерии  чрезвычайно важное значение

имело создание Обуховского и Пермского сталепушечных  заводов, а также

достижение русских  ученых и инженеров П. М. Обухова, Н.В. Калакуцкого, А.С. Лаврова, Н. В. Маиевского,  и др.

             Так, благодаря открытию П.М.  Обухова в России впервые в мире

стали создаваться  стволы орудий из литой стали. В результате в 60-х годах

Россия наряду с Германией превратилась в монополиста  по производству

стальных орудий. Тем не менее в условиях общей  экономической отсталости

полностью преодолеть зависимость русской армии от зарубежных поставок не

удалось.

            В полевой артиллерии в 1866 г.  установлены, как  образцы орудий

стальные пушки 9-ти и 4-х фунтовые, а в 1970 г. введены  скорострельные

орудия. В осадной  артиллерии вместо гладкоствольных  орудий учреждены

нарезные, а вместо медных – стальные.

            Большая работы по перевооружению  артиллерии проведена под

непосредственным  руководством генерала А.А. Баранцова.

           Началась перестройка крепостей  по плану, составленному генералом

Э.И. Тотлебеном. Однако она не была закончена из-за  недостатка средств.

            Переход к новому вооружению  поощрял развитие военной теории. В это время  появились работы крупных военных теоретиков Д.А.Милютина, Г. А.

Леера, М. И. Драгомирова  и других. Труды их по вопросам стратегии, тактики

и военной истории  оказали  большое влияние, как  на ход самих военных

реформ, так и  на развитие военного искусства во 2-й половине  ХIХ века. 

    г)  Изменение в боевой выучке

     Перевооружение  армии внесло существенные коррективы и в боевую

подготовку. Ставилась  задача учить войска лишь тому, что  необходимо на

войне. Был издан  ряд новых уставов, наставлений  и учебных пособий.

            Например, в Воинском уставе о  строевой и пехотной службе 1862

г. много внимания уделялось одиночному обучению. В 1863 г. был введен

Дисциплинарный  устав и издан специальный  приказ по обучению рекрутов, в

котором предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению  и стрельбе,

правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии

сознательного усвоения. Серьезно значение придавалось  обучению стрельбе в

цель, строевой и огневой подготовке, применению к местности, саперному

делу.

             С начала 70-х годов, как тактические  учения, так и стрельбы

артиллерии  начинают проводиться в обстановке, приближенной к боевым

условиям. В целях  доведения искусства «цельной»  стрельбы полевой артиллерии «до возможной степени совершенства» вводилась новая программа практических стрельб,  увеличивались денежные поощрения – призы наводчикам за отличную стрельбу. При проведении боевых  стрельб  практиковалась смена прислуги и лафетов у орудий, вызывались запасные наводчики, менялись лошади и упряжки и т.п.

            Для подготовки кавалерии к  пробегам на большие расстояния

совершались ускоренные марш-маневры на дальние дистанции.

             Значительно было усилено физическое  воспитание солдат. В

войсках преподавали  гимнастику и фехтование, создавались  гимнастические

городки, сооружались  различные укрепления, которые солдаты  учились

штормовать. Больше заботы  проявлялось о повышении грамотности среди

солдат. Издавались специальные солдатские журналы, открывались  ротные и

полковые библиотеки. В военных академиях, а также  в крупных центрах

дислокации войск  в определенные дни для всех желающих практиковались лекции по различным вопросам военных знаний. Наряду с этим в тактической

подготовке войск  сохранялись отдельные старые принципы (сомкнутый строй,

недостаточное использование возможностей нового вооружения: скорострельности, стрельбы на дальние дистанции, по закрытым целям). Отпуск

снарядов для  стрельбы был крайне ограничен. По-прежнему игнорировалась

стрельба с  коны и действия в пешем строю. Кавалерия была слабо

подготовлена  к нанесению разведывательной службы. 

Д ) Перемены в  подготовке военных кадров. 

     Для улучшения подготовки офицерского корпуса в середине

60-х годов  была проведена реформа военно-учебных заведений где после смерти  генерал-адъютанта Ростовцева главным начальником в 1860 – 1862 гг. стал великий князь Михаил Николаевич. В соответствии с потребностями было

уменьшено число  этих заведений и улучшено качество обучения в них.

              Общее образование было отделено  от специального, расширен

доступ лицам  недворянского происхождения. В 1863 г. в составе Военного

министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования. Управление, заменившее Главный штаб его

императорского  величества по военно-учебным заведениям,  ведало всеми

военно-учебными заведениями, кроме специальных, которые  находились в

ведении соответствующих  управлений и Главного штаба. Для  согласования

деятельности  всех военно-учебных заведений Военного министерства был

учрежден Главный  военно-учебный комитет.

               В 1862 г. офицерские классы Морского  корпуса преобразовались

в Академический  корпус морских наук. В 1863 – 1866 гг. 12 кадетских корпусов

заменили военными гимназиями (со временем их число увеличилось). Военные гимназии являлись средними  учебными заведениями военного ведомства типа реальных училищ. Они готовили воспитанников к поступлению в военные училища. Курс обучения был 6-летний, с 1874 г. – 7-летний. В 1863 г. созданы новые военные училища. Для подготовки пехотных, кавалерийских и казачьих офицеров с 1864 г. Ввели юнкерские училища со сроком обучения 2 года, в которые принимались юноши, окончившие средние учебные заведения.

Информация о работе Реформы Александра II и их значение для России