Реферат по истории

Автор: o*******@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

анной контрольной работе, мы рассмотрим основные экономические учения Платона, Ксенофонта, Аристотеля. Посмотрим, насколько каждый из них принес вклад в развитие экономики.
Основными задачами контрольной работы является:
Сбор необходимой литературы по данной теме
Изучение литературы
Изучение взглядов Платона, Ксенофонта, Аристотеля
Выводы по контрольной

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………..
1.1. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля..
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА……………
2.1. Катон, Варрон, Колумелла о рабовладельческом хозяйстве…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………..

Работа содержит 1 файл

реферат история.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Важный  раздел сочинения посвящен агротехническим приемам: как надо удобрять посевы, пропалывать, собирать урожай, хранить его, перерабатывать и, наконец, продавать конечные продукты сложного производства. Здесь и рецепты изготовления хорошего вина и подробные правила содержания, кормления скота и ухода за  ним. Катон обобщил опыт не только земледельцев Италии, но и Греции и даже Карфагена, где он побывал в 153 г. до н.э., что явно идет в разрез с его замыслом дать истинно римскую систему знаний.

     Считается, что Катон, перечисляя культуры, которые должны присутствовать в лучшем имении, расположил их по степени доходности. На первое место он поставил виноград, а на последнее – хлебное поле. Учитывая конкуренцию привозимого из колоний дешевого хлеба, это не лишено оснований, хотя впоследствии Варрон оспаривал это мнение.                                                 

     Серьезное внимание уделил Катон вопросу организации рабского труда. Этот вопрос является важнейшим для успешного ведения рабовладельческого хозяйства. Катон указывает «оптимальное» количество рабов для вилл определенного размера и специализации. Для обслуживания виноградников площадью в 100 югеров необходимо 16 рабов, а на оливковой плантации в 240 югеров достаточно 13. В действительности рабов бывало больше, однако Катон описывает «идеальную» виллу. Сельскому хозяйству присущ сезонный характер, держать же количество рабов, необходимое для уборки     урожая, невыгодно. Рабов надо содержать и в межсезонье, когда невозможно полностью занять их работой. Катон предлагает привлекать наемных работников в период съема урожая. Катон приводит образцы договоров, заключавшихся с артелями, убиравшими оливки и виноград. Не всегда речь шла об оплате деньгами, могла рименяться и натуральная оплата в виде некоторой доли урожая. Рабовладельческое хозяйство было в своей основе натуральным и даже такие хозяйственные формы, как аренда, могли носить натуральный характер. Катон, например, сдавал овечье стадо в 100 голов, получая оплату натурой – молоком и творогом.                           

     Договоры, приводимые Катоном, свидетельствуют, что он учитывал наличие коммерческих интересов у владельцев вилл уже во II в. до н.э. В дальнейшем для рабовладельческого хозяйства было характерно сочетание натурально-хозяйственных и товарных черт. Рабовладельцы стремились обходиться собственными силами, а в случае необходимости прибегали к наемному труду.

     Позиция Катона по отношению к рабам вполне однозначна: раб является такой же вещью, как и другие орудия и задача владельца использовать эту «вещь» как можно эффективнее. Плутарх в биографии Катона сообщает, что в молодости Катон ел с рабами за одним столом ту же пищу и пил то же вино, что и они7. Будет ошибкой считать это свидетельством человеческого отношения Катона к рабам. Столь необычное поведение говорит лишь о его приверженности идеалу суровой римской простоты и является далеким отголоском старых обычаев времен патриархального рабства, когда совместная трапеза хозяина с рабами была общепринятой.                          

     И все же необходимо отметить принципиальное отличие в понимании рабства в Древнем Риме и Древней Греции. Если у Аристотеля рабство является следствием природных свойств отдельных людей и даже народов, которые по природе своей предназначены  быть рабами, то римское законодательство, признавая рабство законным, одновременно считало его противным естеству. Таким образом, рабство признавалось ситуационным явлением: человек мог быть рабом, а мог и не быть, если изменялась ситуация. Никакой фатальной предопределенности не существовало. В сатирическом                       романе Петрония «Сатирикон», написанном в I в. н.э., разбогатевший вольноотпущенник Тримальхион восклицает на пиру: «Друзья,...рабы тоже люди: одним с нами молоком вскормлены, и не виноваты они, что Рок их обездолил»8

     Это важное отличие римского понимания рабства оказало влияние на эволюцию отношения к рабам в трудах Варрона и Колумеллы, и других, вплоть до Сенеки.                                               

     Каким же образом Катон предлагал выжимать из раба-«вещи» как можно больше? Советы Катона были бесхитростно рациональны. Он считал, что раб не должен голодать. У Катона раб, занятый на тяжелой работе, получает 5 римских фунтов хлеба в день (около 1650 г)9. Когда летом в рацион рабов добавлялся инжир, Катон не забывал урезать хлебный паек на целый фунт (около 330 г).                     

     Рабу  полагается лишь одна туника и один плащ в год. Изношенную рабскую одежду Катон не советует выбрасывать, потому что из нее можно пошить лоскутные одеяла для тех же рабов. Если раб состарился или приобрел заболевание, то его следует продать как старую ненужную в хозяйстве вещь.

     Проводя со свойственной ему прямотой линию давления на рабов во всем, Катон все же учитывал, что раб, по сути, не вещь, а человек. Правда, это проявлялось по преимуществу в негативном плане. Не строптивый, хорошо работавший раб «поощрялся» тем, что работал раскованным. В противном случае Катон не гнушался применять опыт столь нелюбимых им карфагенян и заковывал рабов в цепи. Катон советовал выделить из рабов особо доверенного надежного раба и поставить его управителем виллы – вилликом. В обязанности виллика входило, между прочим, следить за настроениями рабов, что было не лишним, так как рабы нередко совершали побеги. Плутарх в жизнеописании Катона отмечает, что он постоянно сеял раздор и рознь между рабами, считая согласие между ними опасным для себя. Это же Катон советует делать и другим владельцам имений.

     Следующий после Катона Старшего римский автор, оставивший трактат «О сельском хозяйстве», Марк Теренций Варрон (116–27 г. до н.э.) был столь же яркой личностью, как и Катон. В отличие от него, Варрон был аристократом по рождению, он родился в богатой всаднической семье. Варрон получил обширное и глубокое по тем временам образование; он специально выезжал для завершения  образования в Афины, где слушал лекции видного греческого философа Антиоха Аскалонского. Варрон был ученым-энциклопедистом, писателем и поэтом. Он принимал деятельное участие в общественной жизни, занимал административные и военные посты, участвовал в нескольких войнах. Его литературное и научное наследие уникально как по объему, так и по широте охвата различных отраслей знания, разнообразию сюжетов и жанров. Общее количество его сочинений в различных областях знаний литературы и искусства достигает 70 (в 620 книгах). До нас дошли лишь три книги трактата "О сельском хозяйстве", часть трактата «О латинском языке» и фрагменты других произведений. Варрон еще при жизни пользовался непререкаемым авторитетом. В течение всего периода античности научные знания оставались в очерченных им пределах.              

     О чем бы ни писал Варрон как истый римлянин, он преследовал практические цели. Его непревзойденная эрудиция всегда служила решению практических задач.                                          

     По  политическим убеждениям Варрон был республиканцем. В гражданской войне Цезаря с Помпеем он сражался на стороне Помпея, однако впоследствии примирился с Цезарем и по его поручению организовал в Риме общественную греко-латинскую библиотеку, которой и руководил.                                             

     Варрон  жил в I в. до н.э., в сложную эпоху перехода от республики к империи. Процессы, начавшиеся во II в. до н.э. в этот период предельно обостряются. Войны в течение II в. до н.э. привели к огромному росту числа рабов, мелкие крестьянские хозяйства практически исчезают, чрезмерно возрастает люмпен-пролетарский слой населения, провинции Рима стонут под бременем налогов, от лихоимства наместников и грабежей римской солдатни. Крупная земельная собственность достигает монструозных размеров10. Экономический и политический кризис сопровождался кризисом традиционной римской религии. Распространяются различные суеверия, восточные культы, система духовных ценностей подвергается деструкции. В этих условиях Варрон, как в свое время Катон, ищет опору в традиционных римских ценностях. В своих поэтических «Менипповых сатирах» он высмеивает пороки современного ему общества, противопоставляя нечестивости, разврату, вероломству, продажности суровый древнеримский идеал мужества.

     Варрон  оставил след не только в экономической мысли Древнего Рима. Упомянутые «Менипповы сатиры» оказали влияние на величайшего римского поэта Горация11. Не сохранившееся сочинение Варрона «Древности дел человеческих и божественных» часто цитировали другие писатели. Варрон определил дату основания Рима, получившую широкое распространение, он первым ввел в литературу биографический жанр, процветающий и поныне.

     Трактат «О сельском хозяйстве» Варрон писал  в 30-х гг. I в. до н.э. Круг вопросов, которые затрагивает Варрон, близок к рассмотренному у Катона. Большее внимание он уделяет полеводству, а не садоводству и виноградарству. Интерес представляет критика некоторых положений Катона, которую дает Варрон. Катон считал важнейшими признаками виллы, определяющими ее доходность, размер угодий и специализацию. Варрон считает главным землю, ее пригодность для выращивания тех или иных культур и плодородие. Он скептически относится к катоновской классификации культур по их доходности, полагая, что в зависимости от характера почв наибольший доход могут приносить вовсе не виноградники, а хорошие луга. Варрон более обоснованно подходит к определению соотношения между площадью имения и количеством рабов, необходимых для его обслуживания. Он считает, что наряду с размерами имения роль играют характер почвы и приемы, применяемые для повышения культуры земледелия.

     Серьезное внимание Варрон уделяет скотоводческому хозяйству. Рост крупного землевладения приводит, таким образом, к экстенсивным формам ведения сельского хозяйства, к развитию крупных хозяйств, слабо связанных с рынком. Варрон упоминает о латифундиях, где были собственные ремесленники, обслуживавшие внутренние потребности. У Варрона основной интерес вызывают имения, работавшие для сбыта продукции на рынке.                    

     Интерес представляет следующее замечание Варрона: «Имения, у которых по соседству есть места, куда удобно ввозить и продавать произведения своего хозяйства и откуда выгодно ввозить то, что требуется для собственного хозяйства, такие имения уже по этой  причине доходны»12.                                                 

     Главный предмет размышлений Варрона – проблема рабского труда. Необходимо отметить существенную эволюцию взгляда на проблему, по сравнению с Катоном. Несмотря на то, что именно Варрону принадлежит определение раба как говорящего орудия, он глубже понимает роль труда раба как важнейшего фактора, создающего богатство хозяина, и четко осознает важность заинтересованности раба в результатах труда.                                  

     Варрон  видит решение этих проблем в смягчении условий рабства, начиная от увещеваний вместо телесных наказаний, лучшего питания и одежды и заканчивая наделением раба некоторой собственностью (пекулием). Он рекомендует хозяевам позаботиться о том, чтобы у раба был пекулий. Расчет очевиден. Раб с пекулием       работает лучше, потому что надеется накопить средства для выкупа. Рабам-вилликам, которые управляют имением, Варрон предлагал предоставить пекулий, которым они могли распоряжаться, хотя он и являлся собственностью владельца виллы. Вилликам следует разрешить иметь рабыню-сожительницу и детей, т. е., по сути, семью. Варрон рекомендует обязательно женить пастухов, кочевавших по всей Италии с хозяйскими стадами. Пастухи были наиболее ненадежным элементом среди рабов, вдали от хозяйских глаз они нередко занимались грабежом и разбоем. Семья позволяла хозяину крепче держать этих своевольных людей в руках. Кроме того, дети рабов также становились рабами, которые, по расчету Варрона, должны быть более привязаны к имению.                                      

     Причин  такого существенного изменения взгляда на раба и рабский труд несколько. Вспомним, что римское понимание рабства не исключало в принципе подобной эволюции. Ко времени, когда Варрон писал свой трактат, в прошлом осталось грандиозное восстание рабов под предводительством Спартака. Это историческое событие оставило глубокий след в сознании римского общества. Хотя восстание было подавлено, но такой ценой, что ни у кого не оставалось сомнений в том, что рабы могут быть грозной силой, способной потрясти основы рабовладельческого государства. Появилось понимание того, что заинтересованный в работе раб выгоден хозяину больше, чем понуждаемый к работе ударами бича.

     Варрон  демонстрирует в корне иной подход к организации рабовладельческого хозяйства, чем Катон. Если последний выстраивает систему, основанную на исключительном господстве одной стороны и безусловном подчинении другой, то Варрон стремится к созданию двусторонней системы взаимоотношений хозяина и раба, понимая, что такая организация рабовладения устойчивее и продук тивнее. Очевидно, что само рабовладение ставит очень жесткие границы такой трансформации. В рамках рабовладельческого хозяйства ее возможности быстро исчерпываются, и дальнейшее развитие по пути усиления заинтересованности раба в результатах производства ставит вопрос о выходе за пределы самого рабовладельческого строя.                                                              

Информация о работе Реферат по истории