Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:02, курсовая работа
Господствовала административно-полицейская система управления страной. Сохранялись сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп (дворянства, духовенства, казачества). Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905г) деятельность политических партий и профессиональных союзов.
Введение
I. Зарождение российской многопартийности и первый опыт парламентаризма в Государственной Думе.
II. Аграрный вопрос в России.
III. Земельная реформа П. Столыпина.
1) Кто автор земельной реформы?
2) Перед реформой: община и помещики.
3) Содержание земельной реформы.
4) Результы и критика земельной реформы.
5) Крестьянский подземельный банк.
6) Послесловие к реформе.
Заключение
1) Образование современных политических партий.
2) Итоги первой русской революции.
Используемая литература.
На заседании Совета министров еще в августе 1906 г. обсуждался проект В. И. Гурко. Сначала выступил Б. А. Васильчиков как глава Главного управления землеустройства и сельского хозяйства, а потом другие министры. Закон рассматривали постатейно. Защищал закон в основном В. И. Гурко, а П. Столыпин держался несколько в стороне и больше молчал. Это и понятно, проект вносился за подписью Гурко, что давало П. Столыпину свободу маневра в случае серьезной оппозиции. Проект в принципе одобрили, хотя не всем нравилось его проведение по 87-й статье Основных законов.
Однако уже в ноябре 1906 г. В. И. Гурко был уличен в некорректных действиях по закупке продовольствия для голодающих людей, так как санкционированный им контракт не был выполнен "русским шведом" Э. Лидвалем, и он был уволен от службы. Мздоимство
B. И.
Гурко никогда достоверно не
было доказано. Но тем нимение
некоторые основания для
В эмиграции В. И. Гурко написал пространные воспоминания, в которых многих коллег обвиняет в самых разнообразных грехах. Зависть и обида сквозят в его оценках деятельности премьер-министра. Сам В. И. Гурко не любил П. Столыпина, считал его невеждой в экономических вопросах, говорил, что он плохо председательствовал на заседаниях правительства, не умел резюмировать и т. д. Придирки выглядят не слишком серьезно и не подтверждаются другими источниками, но понять обиженного человека можно.
Гурко со всей очевидностью считал, что Петр Столыпин его недолюбливал и при удобном случае решил показать на его примере, как правительство борется с коррупцией. Возможно, Столыпин действительно считал его своим потенциальным соперником. Особенно он обиделся на П. Столыпина за то, что тот не явился лично на суд (специальный сенатский комитет для расследования дела) над В. И. Гурко для дачи свидетельских показаний. Он предложил суду приехать к нему во дворец и таким образом избежал встречи с бывшим подчиненным. Это не было незаконно, но не имело в прошлом прецедентов.
Фактически из В. И. Гурко сделали козла отпущения и не защищали, хотя его вина не была бесспорной. Дело это старательно раздувалось левой оппозицией в чисто политических целях. Брат А. И. Гучкова Н. И. Гучков в 1924 г. говорил В. И. Гурко, что он обращался к П. Столыпину и говорил о несправедливости по отношению к Гурко, который был жертвой, которую бросали оппозиции в надежде, что это породит симпатии к правительству. П. Столыпин якобы ничего ему не ответил определенного. Скорее всего, он брезгливо относился к коррупции и стремился быть как можно более жестким к нарушителям.
Сам В. И. Гурко был незаурядным и гордым человеком и в 1906 г. вызвал на дуэль депутата Думы Ф. И. Родичева за публичное оскорбление в связи со скандалом Лидваля (по иронии судьбы позднее в отношении того же Родичева это сделает и П. Столыпин). Царь якобы был недоволен отстранением опытного и талантливого чиновника, так как высоко ценил В. И. Гурко. В 1910 г. он сделал его камергером, а в 1912 г. - членом Государственного совета.
В. И. Гурко - как и многие другие крайне правые политики - подозревал Петра Столыпина во всех смертных грехах, в антипомещичьих настроениях, особенно в опасном намерении полностью ликвидировать помещичьи земли, а также продавать крестьянам государственные и удельные земли, что якобы оживляло их надежды получить и земли помещиков.
Граф А. А. Бобринский как-то передал Гурко якобы сказанные Петром Аркадьевичем мимоходом слова: "Вам, придется расстаться с частью своих земель, граф", П. Столыпин действительно, видимо, не верил в будущее крупного землевладения, которое не было, по его мнению, основой России. Но сокращение такого землевладения должно было идти мирно и плавно, под воздействием чисто экономических рычагов.
Точно так же некоторые историки твердят о том, что Петр Столыпин не знал русской деревни, или, например, что его достаточно близкий сподвижник К. А. Кофод был датчанином и якобы даже русского языка не не знал. Этого некоторым наблюдателям хватает, чтобы поставить всю реформу под сомнение. Между тем в свое время и на С. Ю. Витте нападали из-за К. А. Кофода: злые языки говорили, что не знающий русского сельского хозяйства Витте собрался все перестроить по датскому образцу. Сам С. Ю. Витте писал, что другой соратник Петра Аркадьевича - А. В. Кривошеий - карьерист, а по профессии юрист, то есть он некомпетентен в аграрных вопросах (впрочем, так он писал про всех, забывая, что и сам формально мог считаться некомпетентным во многих вопросах).
У Петра Аркадьевича никогда не было и мысли о насильственном ликвидации помещичьего землевладения. Продажа государственных земель позволяла смягчить нехватку земли у крестьян и дать время для постепенной трансформации помещичьих хозяйств. Сам П. Столыпин всегда считал себя прежде всего помещиком и гордился этим. По сути дела, шла речь о развитии рыночных отношениях, о повышении эффективности сельского хозяйства, о спасении России, а не изменении существа политической и экономической системы.
М. П. Бок писала, что ее отец говорил: "Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, уже сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе". Все это правильно в чисто экономическом смысле для того времени. Наиболее развитые страны Европы давно это прошли, а Россия задержалась, и дело закончилось кровавой революцией.
В 1909 г. П. Столыпин говорил в интервью газете "Волга": "Вероятно, крупные земельные собственности несколько сократятся, вокруг нынешних помещичьих усадеб начнут
возникать многочисленные средние и мелкие культурные хозяйства, столь необходимые как оплот для государственности на местах".
Можно сделать вывод, что предшественники часто больше боролись с общиной как с рассадником революции, а премьер-министр Петр Столыпин в основном пытался решить глобальную экономическую проблему. Соединение различных подходов и создало то, что называется сегодня "столыпинской аграрной реформой".
Нельзя забывать и других (очень разных) "отцов" реформы, в частности А. В. Кривошеина и К. А. Кофода. О первом будет сказано ниже, а второй - сравнительно скромный чиновник - был абсолютно незаменим в решении технических проблем землеустройства, развертывания земель общин, пораженных чересполосицей.
К. А. Кофод пережил семь министров земледелия, но именно его голос, произношение, терминологию любил добродушно имитировать П. Столыпин в беседах с общими знакомыми. К. А. Кофод много позднее писал, что это считалось знаком благосклонности премьер-министра. Таким образом, у Петра Аркадьевича была достаточно четкая концепция реформы на основе опыта в Ковно, Гродно, Саратове. Ложь, что у него не было сложившихся взглядов на аграрные преобразования при приезде в Санкт-Петербург. Другое дело, что эта концепция совпадала с мнением многих компетентных людей и вытекала из самой жизни.
Когда
мы говорим, допустим, "гайдаровская
реформа", никто не подразумевает, что
Е. Т. Гайдар выдумал что-то принципиально
новое. Имеется в виду человек, который
взял на себя ответственность за решительные
действия. Точно так же выражение "ельцинские"
или "горбачевские" реформы ни у кого
из разумных людей ассоциируется с
Б. Ельциным и М. Горбачевым как с непосредственными
авторами реформ. Реформы почти всегда
называются по имени тех, кто принимает
политические решения, - такова ирония
судьбы.
2. Российская община (или, как говорили сами крестьяне, "общество", "мир") была довольно необычным образованием. Все разговоры об исконно русской вековой природе общины - по меньшей мере, недоказуемая теория. Есть основания считать, что община стала преобладать после введения Петром I подушной подати и принципа коллективной ответственности жителей каждой деревни за его уплату. Отсюда пошли и периодические подушные переделы (перераспределение) земли внутри общины. Так налоги драматически сказались на судьбе России, и об этом уроке следовало бы помнить нынешним политикам.
С другой стороны, община в любой стране имела изначально и чисто технологическую причину - необходимость объединения усилий для обработки земли и решения других проблем. То есть по мере совершенствования аграрных технологий община объективно должна была терять свое значение.
Наиболее характерные черты российской общины: чересполосица, круговая порука (все отвечают по обязательствам одного), трехпольная система земледелия, заставлявшая всех проводить сельскохозяйственные работы одновременно. Пашня закреплялась за конкретным человеком (семьей), но всегда был риск, что эту землю в будущем передадут другому хозяину, то есть земля не была по настоящему своей. Удаленность жилья от обрабатываемой земли, невозможность залога земли, малоземельность в результате быстрого роста аграрного населения и многое другое сдерживало технический прогресс, уничтожало стимулы к производительному труду. Во всем царствовала уравниловка, которая не давала простора более смышленым и трудолюбивым крестьянам, защищала лентяев и пьяниц. Все это сдерживало прогресс сельского хозяйства и порождало застой.
В результате крестьянин с ненавистью смотрел на соседнего помещика и его обширные земли, которые, в свою очередь, также искусственно охранялись различными льготами и отсутствием реальных налогов, которые сделали бы невозможным содержание огромных непродуктивных поместий (как это случилось в других странах). В этом была трагическая ущербность всей системы
Земля каждой семье предоставлялась узкими полосками (до 8-10 и более) в разных местах угодий данной общины, что, разумеется, существенно затрудняло обработку.
В принципе, крестьянин имел теоретическое право выхода из общины в результате реформы 1861 г., но только после выплаты выкупных платежей помещикам в течение сорока девяти лет. То есть этот процесс должен был завершиться только в 1912-1930 гг. Понятно, что людей, способных сразу осуществить выкуп, оказалось немного. Кроме того, сама община всячески сопротивлялась выходу из нее наиболее работящих и зажиточных крестьян, так как в результате этого она значительно слабела.
Таким образом, общинное землепользование продолжало доминировать, а главные недостатки общины заключались в сохранении малоэффективной системы хозяйствования, отсутствии стимулов к повышению производительности труда, ограничению индивидуальной свободы человека.
С другой стороны, община с ее круговой порукой и дисциплиной долгое время казалась выгодной государству с точки зрения налогов, администрирования, набора солдат, борьбы с неблагонадежными элементами и т. д. Отсюда же популярный и сегодня аргумент о том, что община была якобы фактором социальной стабильности. После реформы 1861 г. этот политический фактор стал ослабевать, так как помещики лишились реальной власти в деревне, и у государственной системы России выбили одну из подпорок.
Левые политики и либеральная интеллигенция до самого 1917 г. продолжали идеализировать общину, но правящую верхушку страны в ее негативной роли в целом убедили восстания, нарастающее малоземелье и обнищание крестьян, явное отставание российского сельского хозяйства от Европы и США.
На начало двадцатого века в России существовало 12,3 млн. крестьянских дворов. Из них на общинном праве было 9,2 млн. дворов (то есть подавляющее большинство), на подворном праве - 2,8 млн. дворов, а еще 0,3 млн. насчитывали казачьи дворы.
Разумеется, надо учитывать, что в Прибалтике и в целом в западных губерниях, а также кое-где на юге община никогда не была столь уж доминирующей. В родной для Петра Столыпина Ковенской губернии уже давно была отчетливая тенденция к переходу на хуторную организацию сельского хозяйства.
Слабела община и вблизи больших городов типа Москвы и Санкт-Петербурга, где крестьяне в массовом порядке переходили к иным видам деятельности. Процесс разложения общины имел и другие проявления: например, примерно 40% общин в течение десятилетий не имели переделов, то есть земля фактически была закреплена за отдельными семьями.
Однако в целом в России (особенно в центре) неповоротливая и неэффективная община цепко опутывала гигантское большинство населения, а экономическая отсталость России в значительной мере определялась именно чудовищной отсталостью села. Две трети всей земли были в коллективном пользовании, хотя в соседней Европе почти вся земля была уже частной. Абсолютно логично было попытаться рывком перейти к современной и эффективной индустриальной экономике, хотя понятно, что рывок не мог не быть болезненным.
Меня всегда поражала логика, при которой главная проблема российского сельского хозяйства якобы была не в производительности труда, а в земельной тесноте, в малоземелье. То есть все просто: дайте больше земли, и все наладится. Об этом можно услышать и сегодня. На самом деле, это был экстенсивный путь в "никуда". В той же России немецкие или чешские колонисты получали на той же земле, в тех же экономических условиях многократно лучшие результаты. Но община продолжала и продолжает идеализироваться даже сегодня.
Например, научный сотрудник Л. И. Зайцева и в 1995 г. упорно доказывала, что для спасения России в начале века надо было всемерно поддерживать и развивать общину! Даже 80-90 лет спустя, имея перед собой опыт десятков государств, наблюдая ужасающее состояние нашего сельского хозяйства после создания искусственной псевдообщины в виде колхозов (на самом деле государственных предприятий), у нас продолжают говорить, мягко говоря, странные вещи.
Информация о работе Развитие общественно-политической жизни в России в 1907-1914гг