Развитие общественно-политической жизни в России в 1907-1914гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Господствовала административно-полицейская система управления страной. Сохранялись сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп (дворянства, духовенства, казачества). Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905г) деятельность политических партий и профессиональных союзов.

Содержание

Введение


I. Зарождение российской многопартийности и первый опыт парламентаризма в Государственной Думе.


II. Аграрный вопрос в России.


III. Земельная реформа П. Столыпина.

1) Кто автор земельной реформы?

2) Перед реформой: община и помещики.

3) Содержание земельной реформы.

4) Результы и критика земельной реформы.

5) Крестьянский подземельный банк.

6) Послесловие к реформе.


Заключение

1) Образование современных политических партий.

2) Итоги первой русской революции.



Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Истории.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     Аграрный вопрос стал коренным вопросом l русской революции 1905-1908гг.

     Проблема аграрного развития  страны стала коренной для  всех четырех дум. Прения в  Госдуме по аграрному вопросу  разворачивались в основном между  кадетами и трудовиками с одной  стороны и царским правительством  с другой.

     Первая дума была распущена. Вторая дума, которая была еще более левая, чем первая, предложила законопроекты, которые тоже не были одобрены правительством. 
 

III.

1.   Сам термин "столыпинские реформы" не совсем точен, так как единого и последовательного плана проведения конкретных преобразований в разных сферах жизни не было, а многие элементы реформы готовились задолго до П. Столыпина. Все это очевидно.

Вместе  с тем Петр Аркадьевич никогда  не претендовал на авторство реформы и не требовал назвать ее своим именем. Он никогда не утверждал, что прибыл в Санкт-Петербург с четко оформленной собственной программой. Столыпин просто действовал, пока другие мерились познаниями в аграрных вопросах. Премьер-министр великой страны и не должен быть техническим разработчиком своей программы. "Не та матъ, что родила, а та, что вырастила", - гласит русская народная пословица.

Петр  Столыпин беззаветно защищал аграрную реформу и всеми силами стремился к ее претворению в жизнь. Он непроизвольно дал реформе свое имя и тем самым поставил на кон свою карьеру, и даже жизнь. Без его железной воли реформы вовсе не было бы. Это факт.

     Наиболее часто советские "научные" исследователи дружно отрицают новизну аграрных предложений П. А. Столыпина на том основании, что об этом ранее говорилось, например, в отчетах местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности, в известной "Записке по крестьянскому вопросу" председателя Особого совещания С. Ю. Витте.

Уже в 1898г. С. Ю. Витте подал записку царю о крестьянском бесправии, но не получил внятного ответа. В 1902 г. при министре внутренних дел Сипягине С. Ю. Витте добился учреждения под своим председательством Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Первым человеком в состав членов Совещания Витте ввел графа Воронцова-Дашкова как известного сторонника личной собственности крестьян на землю.

Душой этого Совещания был сам С. Ю. Витте, а главной деловой силой - А. А. Риттих, чиновник для особых поручений, потом близкий сотрудник П. Столыпина и, в конце концов, сам министр земледелия под конец существования царской России.

В рамках Совещания организовали широкий  опрос людей в губернских и  уездных комитетах, а сводкой  полученной информации занимался Риттих. На С. Ю. Витте тогда громадное  впечатление произвели доклады  молодого датчанина-землеустроителя К. А. Кофода, и потом его часто обвиняли, что, не зная России, он хотел перестроить ее по датскому образцу.

Действительно, в своей записке С. Ю. Витте  признавал, что большинство местных комитетов Совещания высказались за постепенный переход от общины к частному крестьянскому хозяйству, но без принудительных мер. Сам он резко критиковал общину и высказывался за полную добровольность выхода крестьян из общины. Он также поддерживал постепенный переход к хуторскому хозяйству, несколько недооценивая живучесть и силу общины, не желающую расставаться с лучшими работниками и наделами.

Ранее уже говорилось, что в основе взглядов на аграрную реформу Петра Столыпина лежал, прежде всего, его обширный личный опыт жизни, работы предводителем дворянства и хозяйственной деятельности в Ковенской губернии, который затем был развит в Гродно и Саратове. В Гродно Петр Столыпин участвовал в работе тех же местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности, изучал зарубежный опыт, и мы уже говорили о мнениях, высказывавшихся им в тот период. Нельзя забывать и о теоретической  подготовке, полученной в университете и в годы работы молодым чиновником в Санкт-Петербурге. Поэтому выводы С. Ю. Витте в какой-то мере были и выводами тысяч провинциальных помещиков и дворян, включая П. Столыпина, а не личными выводами тогдашнего премьер-министра.

Поэтому источники отношения П. Столыпина  к крестьянской общине гораздо глубже, нежели простое ознакомление с прожектами петербургских чиновников. Здесь могло, например, сыграть определенную роль знакомство в студенческие годы с Д. И. Менделеевым, который сам глубоко занимался вопросами преобразования сельского хозяйства.

Здесь присутствовала и теоретическая  основа в виде трудов его дяди Д. А. Столыпина (двоюродный брат отца П. А.). Дмитрий Аркадьевич за десятки лет до начала столыпинской реформы был фанатиком разрушения общины и в нем видел условие спасения России от грозящей катастрофы.

Д. А. Столыпин возглавлял комиссию Императорского московского общества сельского хозяйства по исследованию вопроса об устройстве крестьянских хуторов на владельческих землях (1874-1889). Эта комиссия несколько раз публиковала обширные доклады, а на многочисленные труды Д. А. Столыпина неоднократно ссылался в своей книге активный участник аграрной реформы К. А. Кофод. Мы не имеем доказательств того, что Петр Аркадьевич читал труды своего дяди, но вероятность этого велика.

Нужно также отметить, что П. Столыпин лично  успел поучаствовать в завершающем этапе реформы 1861г. Еще до вхождения в правительство 24 марта 1905 г. он получил специальный Высочайше утвержденный 3 февраля 1869 г. знак отличия за поземельное устройство бывших государственных крестьян Ковенской

губернии. Дочь Мария вспоминала, как отец когда-то сказал ей об этом знаке: "Это награда, которой я больше всего горжусь: я счастлив, что мне удалось принять участие в одной из последних комиссий, работавших над раскрепощением крестьян, и этим внести свою лепту в одно из величайших и благодетелънейших дел нашей истории".

Вовсе не случайно в своей речи в Госдуме 10 мая 1907г. Петр Столыпин сказал: "Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришел к глубокому убеждению, что в этом деле нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать".

Таким образом, назвать Петра Аркадьевича  Столыпина несведущим в вопросе аграрной реформы нельзя, все утверждения о незнании им проблем сельского хозяйства абсолютно несостоятельны.

В марте 1905г. Д. Ф. Трепов, И. Л. Горемыкин и А. В. Кривошеий подготовили проект указа о закрытии Особого совещания С. Ю. Витте, обвинили последнего в попытках заигрывания с крестьянами, разрушении общины и системы административного управления деревней, ущемлении прав дворян.

30 марта  1905г. Совещание С. Ю. Витте действительно закрыли, создав аналогичное Совещание И. Л. Горемыкина, где ключевую роль играл уже А. В. Кривошеий. Теперь он осторожно выступал за предоставление крестьянам больших прав владения землей. Но в любом случае Совещание С. Ю. Витте оставило ценнейшие документы и рекомендации, которые в значительной части легли в основу реформы Петра Аркадьевича.

Примерно  в то же время в Санкт-Петербурге появился отчет саратовского губернатора Петра Столыпина с новым политическим акцентом на создание крепкого частного собственника, на которого должно опираться государство (вместо старой общины). Всеподданнейший отчет П. А. Столыпина за 1904г. был опубликован и сохранился до наших дней.

Николай II пометил этот доклад следующим образом: "Высказанные мысли заслуживают внимания". В отчете были названы шесть основных причин морального и экономического кризиса в сельском хозяйстве:

- общинный  строй крестьянского хозяйства;

- уравнительные  настроения в среде сельских  и городских тружеников (то есть селяне хотели жить не хуже, чем в городе);

— сложность  внедрения технических и прочих улучшений в сельском хозяйстве и экономике в целом;

-  невозможность  приобретения земли отдельными  крестьянами (т. к. нет денег);

- уменьшение  объема ссуд Крестьянского банка и высокие цены на аренду земли.

Все эти  элементы логично связаны и вытекают один из другого. Главная причинно-следственная связь: община -уравниловка - потеря стимулов к повышению эффективности.

Вместе  с тем хорошо известно, что Петр Аркадьевич первоначально не стремился к немедленному уничтожению крестьянской общины, так как это казалось малореальным. Он выступал главным образом за создание крепких индивидуальных хозяев на государственных и банковских землях. Их хозяйства должны были стать примером для других крестьян и подтолкнуть к отказу от общины. То есть в основе взглядов Столыпина был эволюционный подход, а не насильственная ломка существующей системы.

Затем в 1905 г. С. Ю. Витте стал премьер-министром  и тут же предложил более радикальный вариант реформы от имени главного управляющего землеустройством

и землевладением Н. Н. Кутлера. В "Проекте закона о  мерах к расширению и улучшению  крестьянского землевладения" Н. Н. Кутлера предусматривалось право выхода из общины, создание специального земельного фонда за счет государственных, монастырских, удельных земель. Предусматривалось также частичное отчуждение земли помещиков (сверх высокой нормы и за справедливое вознаграждение из казны). Это было революционное для того времени предложение.

10 января 1906г. С. Ю. Витте сделал соответствующий всеподданнейший доклад царю, в котором подводил итоги обсуждения проекта реформы. Он намекал на большую опасность для правящего класса в результате введения прогрессивного налога (это активно обсуждалось) или продолжения революции, чем в результате реформы. Но последние положения законопроекта (насчет отчуждения) вызвали всеобщее возмущение, и почти все высшие чиновники были против него. И тогда С. Ю. Витте лицемерно не поддержал своего министра и свои же идеи, а Н. Н. Кутлера отправили в отставку как "козла отпущения". Потом его привлекла к работе оппозиция в Государственной думе.

А. В. Кривошеий  продолжал работать над проектом реформы и сделал новые предложения, включая расширение продажи земли через Крестьянский банк, землеустроительные работы за счет казны для ликвидации чересполосицы. Тогда же были созданы специальные землеустроительные комиссии, возобновилось переселенческое движение, приостановленное Русско-японской войной.

Известно, что требование введения в деревне  частной собственности на землю исходило и от объединенного дворянства, хотя оно и не могло предвидеть всех последствий этой идеи. Важным фактором стал. Первый съезд дворянских обществ в присутствии царя, министров, депутатов, состоявшийся в мае 1906г. Дворянские представители одобрили все основные составные части столыпинской реформы: разрешить свободный выход из общины, усилить переселение на окраины империи, передавать наделы в частную собственность с возможностью свободной перепродажи.

Большинство дворянских представителей выступало  за скорейшее и безусловное уничтожение  общины. Община была организованной силой  и в ходе усадебных погромов 1905-1906 гг. стала ненавистной для большинства дворян. Гораздо легче было иметь дело с отдельными крестьянами. Хуторская форма организации хозяйства сама по себе при этом не вызывала среди дворян больших прений, и с ней почти все соглашались.

Революция, в свою очередь, подталкивала петербургских политиков к более решительным действиям. В частности, параллельно реформой занималась комиссия под руководством начальника Земского департамента (впоследствии товарища министра внутренних дел) В. И. Гурко. Эта группа чиновников подготавливала более радикальный проект стимулирования создания хуторов и отрубов на надельных крестьянских землях и, таким образом, ускорение разрушения общины. Главным лозунгом было укрепление надельной земли в личную собственность и свободный выход из общины.

После отставки С. Ю. Витте и своего прихода в правительство Петр Столыпин воспринял более радикальный подход, сходный с взглядами В. И. Гурко, и, ради спасения страны, стал выступать за решительный слом общины как политику государства, но без насилия и принуждения. Времени на постепенное реформирование не было. В этом смысле он выше С. Ю. Витте как реформатор, так как смог в значительной мере реализовать на практике свои мысли. А в политике осуществление идей всегда много важнее их создания. Теоретиков всегда много, а реформаторов - единицы.

Именно  поэтому В. И. Гурко, как глава  межминистерской комиссии, принялся за подготовку проекта закона о разрушении общины, который лег в основу указа 9 ноября 1906 г., проведенного в Государственной думе П. А. Столыпиным. Проект В. И. Гурко предусматривал, что любой крестьянин мог выйти из нее и закрепить за собой свой чересполосный надел и затем уже продать постороннему для общины лицу. Это могло помочь разрушить общину, хотя и не ликвидировало чересполосицу. Таким образом, по мнению некоторых, Столыпин чуть ли не присвоил себе чужие идеи. Глупость!

Информация о работе Развитие общественно-политической жизни в России в 1907-1914гг