Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 20:36, реферат
С 1497 г. вплоть до 1861 г. основная часть населения России, занимающаяся земледелием, испытывала гнёт со стороны землевладельцев, постоянно увеличивающееся давление на крестьян, выражающаяся в несправедливости в отношении их труда, отсутствие каких-то ни было прав и свобод.
Как только появилась крепостная несправедливость, всюду наблюдалась идея в избавлении крестьян от помещичьего гнета. В разных проявлениях выступали недовольные сложившейся ситуацией, повсеместно возникали бунты, восстания, поддерживаемые как интеллигенцией, казачеством, так и в простонародье.
Введение 3
Глава 1. Манифест от 19 февраля 1861 г. 4
1.1. Предпосылки к отмене крепостного права. 4
1.2. Манифест от 19 февраля 1861 г. 6
1.3. Отмена крепостного права - как начало аграрного капитализма. 8
1.4. 20-летие крестьянской реформы 1861 г. 9
1.5. Окончание правления императора Александра II.
Окончание начала «Великой реформы». 11
Глава 2. Правление Александра III. Начало контрреформ. 15
2.1. Манифест от 29 апреля 1881 г.
«О незыблемости самодержавия». 15
2.2. Застой в агарном секторе. 17
Глава 3. Аграрная реформа С.Ю.Витте. 18
3.1. Разрушение крестьянской общины - как важнейший
шаг для роста экономики России. 18
3.2. Проект Царского Манифеста. 22
3.3. Царский Манифест от 17 октября 1905 г. 23
3.4. Царский манифест - дело или обещание? 25
Глава 4. Аграрная реформа П.А.Столыпина. 28
4.1. Созыв III Государственной думы. 28
4.2. Последствия реформы П.А.Столыпина. 32
Заключение 36
Список использованной литературы
В
эти же годы был принят ряд законов,
которые сильно затруднили семейные
разделы, выходы из общин отдельных
крестьян и земельные переделы. Эта
серия законов свелась к
В конечном счете три фактора подготовили социальный взрыв в деревне: растущее крестьянское малоземелье, мировой сельскохозяйственный кризис и крепостническая политика правительства. Эти три фактора сложились в годы внешне благополучного царствования Александра III.
Когда министром внутренних дел стал Д. А. Толстой, вновь начались притеснения земств. Министр предлагал превратить земские собрания в совещания «сведущих лиц» при губернаторе, а в земские управы назначать чиновников. Однако царь не решился на такую ломку.
В 1890 г., уже на исходе своего короткого царствования, Александр III провел земскую контрреформу. В новом «Положении о земских учреждениях» был усилен правительственный надзор над местным самоуправлением. Для дворян-землевладельцев был понижен имущественный ценз, для горожан - повышен. Земство, таким образом, стало сословным: прежний закон не различал среди землевладельцев дворян и недворян. Крестьянские гласные стали назначаться губернатором из числа кандидатов, заявленных на волостных сходах. Контрреформа, однако, почти не коснулась «третьего элемента». И поэтому земское дело продолжало развиваться, несмотря на все трудности.
После эпохи "Великих реформ" 1860-70-х гг. страна вступила в следующий период своей истории, получивший название "контрреформ". При Александре III многие преобразования, проведенные правительством его отца, не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно урезаны, а некоторые и прямо отменены. В 80-х - начале 90-х годов были воссозданы многие принципы, господствовавшие в русской жизни при Николае I. Здесь ярко проявился циклический характер русской истории, особенно характерный для XIX в.: вслед за прорывом вперед обычно следовал откат назад.
2.2. Застой в агарном секторе.
Стремительный индустриальный рывок не только вывел страну на новые рубежи, но и разом обострил множество присущих России противоречий. Новейший монополистический уклад не столько изменял старые формы хозяйства, сколько вырастал рядом с ними. Так возник разлад между современными и архаичными секторами экономики - прежде всего, между промышленностью и сельским хозяйством. Капитализм на рубеже XIX - XX вв. развивался и в деревне, однако неизмеримо медленнее, нежели в городе. Крестьянин не мог ни продать, ни заложить свой надел. Мешала и власть общины над крестьянином: регулярные переделы земли, круговая порука в отбывании податей. Это препятствовало улучшению агротехники, выделению зажиточной верхушки. При дедовских приемах хозяйства своей земли крестьянам не хватало - они вынуждены были арендовать ее у помещиков, зачастую на кабальных условиях (за отработки или долю урожая).
Половина крестьянских хозяйств не имела плугов и по старинке пахала сохой. Деревня все еще была слабо втянута в торговлю: селянин даже в 1913 г. покупал товаров в 17 раз меньше, чем горожанин. Архаичное сельское хозяйство было малопроизводительно: хотя его продукция и выросла за 1900-1913 гг. на 34%, но все же Россия производила на душу населения хлеба в 2 раза меньше, чем США, в 3 раза меньше, чем Аргентина, в 4 раза меньше, чем Канада.
Отсталость сельского хозяйства сдерживала накопление капиталов и емкость внутреннего рынка для промышленности, ограничивала поставки продовольственных продуктов, необходимых для роста городов. Искусственное прикрепление крестьянства к земле мешало формированию кадрового, квалифицированного пролетариата, что ставило препятствия на пути индустриального прогресса.
В результате совмещения разных форм хозяйства в России наслаивались один на другой социальные конфликты, присущие разным эпохам и цивилизациям. Подобно передовому буржуазному Западу, Россия стала ареной борьбы между рабочими и капиталистами, и в то же время ее сотрясали массовые движения крестьян за лучшие условия жизни, за землю, характерные для феодально-патриархального Востока.
Резкое ускорение темпа жизни, усложнение социальных связей вступали в противоречие с самодержавной формой правления и сословной системой. Обострялись и национальные, и социальные конфликты.
Возможность же их смягчения была невелика. Ускоренное развитие индустрии ложилось тяжким гнетом на плечи рабочих и крестьян. Европейские предприниматели имели возможность гасить социальную напряженность за счет сверхприбылей, вывезенных из-за рубежа, в том числе из России. Российская же буржуазия могла размещать капиталы в немногие земли - Северном Китае, Северном Иране, Средней Азии, прибыли же с этих денег были невелики.
В России недоставало силы, которая боролась бы за постепенную, плавную модернизацию политического строя страны.
Глава 3. Аграрная реформа С.Ю.Витте.
3.1. Разрушение крестьянской общины - как важнейший шаг для роста экономики России.
В 1984 г. на престол в возрасте 26 лет взошел император Николай II. Молодой царь унаследовал власть от сурового самодержавца Александра III, урезавшего либеральные реформы 60-70-х годов XIX в. строго охранявшего старые устои русской жизни – сословность, патриархальность деревни и абсолютизм.
С новым царем в либеральных кругах воскресли надежды на то, что общество освободится от жесткой бюрократической опеки, а представительные органы расширят свои функции.
Девять земств направили ходатайства царю; просили в основном о том, чтобы власти и простые подданные были равны перед законом, чтобы голос самоуправления "мог достигать до высоты престола". Но на первой же встрече с представителями общества Николай заявил, что расчеты земств на "участие в делах внутреннего управления" являются "бессмысленными мечтаниями" (в черновике речи, написанной Победоносцевым, значилось "беспочвенные мечтания"; невольная оговорка прозвучала как оскорбление). С самого начала новое царствование пошло по пути конфликтов.
Слово царя не расходилось с делом: внутренняя политика пошла по строго охранительному руслу. Возникший в правительстве замысел продолжить реформы 60-70-х годов - ввести земства в западных губерниях - был отвергнут, самоуправление все строже ограничивалось бюрократией: правительство урезало земский бюджет, изъяло из ведения земств помощь голодающим, приостановило земские статистические исследования. Недовольным земцам грозила высылка в глухие города, на север и в Сибирь. Одновременно принимались новые меры в поддержку поместного дворянства.
Однако у охранительной политики были свои пределы: защищая старые социально-политические устои, правительство в то же время всемерно поощряло индустриальный прогресс. Творцом этого курса был С.Ю.Витте, министр финансов в 1892-1903 гг. Сын крупного чиновника, С.Ю.Витте после университета избрал необычную карьеру - пошел служить на железные дороги. Хваткий администратор и знаток техники, тесно связанный с крупными предпринимателями, С.Ю.Витте вошел в правительство, миновав сразу несколько ступеней чиновной лестницы.
В 1892 г., еще при Александре III, на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849-1915 гг.). В свое время он прошел школу частного предпринимательства, имел надежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим», как называл он помещиков, выпрашивающих казенные подачки. Витте был сторонником активного стимулирования государством промышленного развития. Но его беспокоил вопрос о том, из каких источников это делать. Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки.
Прежде всего Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены на водку росли, и доходы от винной монополии стали составлять все более значительную часть государственного бюджета. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете».
В 1897 г. была проведена денежная реформа. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой. Это усилило приток капиталов из-за границы, в основном из Франции, Англии, Германии, Бельгии. Французские и бельгийские капиталисты проявляли интерес к металлургической и угольной промышленности юга России. Английские предприниматели вкладывали средства в добычу нефти. Немецкие капиталисты шли в машиностроение, электротехническую и химическую промышленность.
Идеалом С.Ю.Витте была ограниченная конституционная монархия, «единая и неделимая» Россия. О его политических взглядах свидетельствует следующая фраза: «Все революции происходят от того, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные потребности... остаются глухими к народным нуждам».
С.Ю.Витте отлично понимал, что России теперь уже мало быть могущественной только в военном отношении. Будущее страны представляется ему в развитии ее экономического потенциала, гражданских свобод, «принципа индивидуализма».
Из
воспоминаний С.Ю.Витте: «Чувство любви
старины очень похвально и
понятно; это чувство является непременным
элементом патриотизма, без него
патриотизм не может быть жизненным.
Но нельзя жить одним чувством - нужен
еще разум. Координацией и соответствующей
координацией этих двух элементов человеческой
природы только и может жить, как отдельный
человек, так и государство. Разум же всякому,
кто таковым обладает, говорит, что люди,
народы, как и все на свете, двигаются,
только мертвое, отжившее стоит, да и то
не долго, ибо начинает идти назад, гнить.
Общинное владение есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм - в индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается и, в особенности, искусственно, как это было у нас, то народ и государство хиреет. Теперешняя жизнь народов вся основана на индивидуализме, все народные отправления, его психика основана на индивидуализме. Соответственно сему конструировалось и государство. "Я" организует и двигает все. Это "я", особенно развитое в последние два столетия, дало все великие и все слабые стороны нынешней мировой жизни народов. Без преклонения перед "я" не было бы ни Ньютонов, ни Шекспиров, ни Пушкинов, ни Наполеонов, ни Александров II и пр., и не существовало бы чудес развития техники, богатства, торговли и пр. и пр.
Однако царский министр не отрицал и принципа «мы», но считал, что «это может произойти только тогда, когда человек усомнится... в своем «я» и будет видеть для своего личного блага спасенье в «мы». На этом основании С.Ю.Витте считал утопией идею народников об использовании общины как прообраза социализма. Именно в общине он видел причину многих бед крестьянства и считал, что русского крестьянина спасет не ликвидация помещичьего землевладения, а разрушение общины. Он утверждал, что состояние бюджета страны зависит от условий жизни крестьян. По его мнению, крестьянский вопрос являлся для России первоочередным. Проблему аграрного перенаселения он пытался решить развитием промышленности и расширением сети железных дорог.
Еще в 1893 г. С.Ю.Витте поднял вопрос о переселении безземельных крестьян на Дальний Восток и в Сибирь, однако при дворе это поддержки не получило. Министр финансов требовал отмены паспортного режима и паспортного налога. С 1895 г. крестьянский поземельный банк стал покупать помещичьи земли для перепродажи их крестьянам. В 1902 г. под его руководством образуется крестьянская комиссия. Он настаивал на передаче земли крестьянам в частную собственность, предоставлении им гражданских прав. Он сумел добиться отмены круговой поруки крестьян. Однако царизм затягивал решение этих вопросов.
Постепенно разрыв между экономической политикой и остальными сферами государственной жизни становился все более опасным. С.Ю.Витте вовремя понял это, предложив дополнить развитие промышленности переустройством аграрных отношений. По мнению министра, требовалось ликвидировать общину и круговую поруку, превратить крестьянина из "полуперсоны" в "персону" - уравнять в правах с другими сословиями.
3.2. Проект Царского Манифеста.
Как только началась Октябрьская политическая стачка, С.Ю.Витте начал работать над всеподданнейшим докладом о том, чтобы предоставить ему, как председателю Комитета министров, полномочия по объединению министров. 9 октября специально для предстоящей встречи с царем была подготовлена программная записка, с помощью которой С.Ю.Витте хотел окончательно склонить Николая II к уступкам. Со ссылкой на историю освободительного движения в России в ней доказывалась победа революции, в случае если лозунг «свобода» не станет лозунгом самого правительства. «Выбора нет: или стать во главе движения, - утверждал он, - или отдать ее на растерзание стихийных сил. Казни и потоки крови только ускорят взрыв». Исходя из этих положений, С.Ю.Витте предлагал отмену всех исключительных мер; введение свобод и равноправия граждан; «конституцию в смысле общения царя с народом на почве разделения законодательной власти, бюджетного права и контроля за действиями администрации»; расширение избирательного права, автономию Польши и Грузии и ряд других реформ, вплоть до «экспроприации частной земельной собственности».