Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 20:36, реферат
С 1497 г. вплоть до 1861 г. основная часть населения России, занимающаяся земледелием, испытывала гнёт со стороны землевладельцев, постоянно увеличивающееся давление на крестьян, выражающаяся в несправедливости в отношении их труда, отсутствие каких-то ни было прав и свобод.
Как только появилась крепостная несправедливость, всюду наблюдалась идея в избавлении крестьян от помещичьего гнета. В разных проявлениях выступали недовольные сложившейся ситуацией, повсеместно возникали бунты, восстания, поддерживаемые как интеллигенцией, казачеством, так и в простонародье.
Введение 3
Глава 1. Манифест от 19 февраля 1861 г. 4
1.1. Предпосылки к отмене крепостного права. 4
1.2. Манифест от 19 февраля 1861 г. 6
1.3. Отмена крепостного права - как начало аграрного капитализма. 8
1.4. 20-летие крестьянской реформы 1861 г. 9
1.5. Окончание правления императора Александра II.
Окончание начала «Великой реформы». 11
Глава 2. Правление Александра III. Начало контрреформ. 15
2.1. Манифест от 29 апреля 1881 г.
«О незыблемости самодержавия». 15
2.2. Застой в агарном секторе. 17
Глава 3. Аграрная реформа С.Ю.Витте. 18
3.1. Разрушение крестьянской общины - как важнейший
шаг для роста экономики России. 18
3.2. Проект Царского Манифеста. 22
3.3. Царский Манифест от 17 октября 1905 г. 23
3.4. Царский манифест - дело или обещание? 25
Глава 4. Аграрная реформа П.А.Столыпина. 28
4.1. Созыв III Государственной думы. 28
4.2. Последствия реформы П.А.Столыпина. 32
Заключение 36
Список использованной литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Манифест от 19 февраля 1861 г. 4
1.1. Предпосылки к отмене крепостного права. 4
1.2. Манифест от 19 февраля 1861 г. 6
1.3. Отмена крепостного права - как начало аграрного капитализма. 8
1.4. 20-летие крестьянской реформы 1861 г. 9
1.5. Окончание
правления императора
Окончание начала «Великой реформы». 11
Глава 2. Правление Александра III. Начало контрреформ. 15
2.1. Манифест от 29 апреля 1881 г.
«О незыблемости самодержавия». 15
2.2. Застой в агарном секторе. 17
Глава 3. Аграрная реформа С.Ю.Витте. 18
3.1. Разрушение крестьянской общины - как важнейший
шаг для роста экономики России. 18
3.2. Проект Царского Манифеста. 22
3.3. Царский Манифест от 17 октября 1905 г. 23
3.4. Царский манифест - дело или обещание? 25
Глава 4. Аграрная реформа П.А.Столыпина. 28
4.1. Созыв III Государственной думы. 28
4.2. Последствия реформы П.А.Столыпина. 32
Заключение 36
Список
использованной литературы 37
Введение
С 1497 г. вплоть до 1861 г. основная часть населения России, занимающаяся земледелием, испытывала гнёт со стороны землевладельцев, постоянно увеличивающееся давление на крестьян, выражающаяся в несправедливости в отношении их труда, отсутствие каких-то ни было прав и свобод.
Как только появилась крепостная несправедливость, всюду наблюдалась идея в избавлении крестьян от помещичьего гнета. В разных проявлениях выступали недовольные сложившейся ситуацией, повсеместно возникали бунты, восстания, поддерживаемые как интеллигенцией, казачеством, так и в простонародье.
Недовольство зрело и нарастало, как «снежный ком», любые промахи политической государственности, самодержавия, воспринимались, как предмет необходимых мер в преобразовании сельского хозяйства. Аграрный вопрос наиважнейший на Руси, ибо Россия сельскохозяйственная страна и ее могущество и величие, должно было совпадать с ростом сельскохозяйственной продукции.
Великая реформа 1861 г. ликвидировавшая крепостное право, стала порождением целого комплекса факторов и, в первую очередь структурного кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества.
19 февраля 1861 г. вошел в историю русского землевладения как переломный день в отношениях человека и земли в России.
Автором преобразования является император Александр II (годы правления 1855-1881 г.), сын Николая I. После подписания Парижского мира в 1856 г. выступая перед московским дворянством он произнес решающую фразу: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу».
Манифест 19 февраля 1861 г. сыграл выдающуюся роль в истории России и ее правителей вплоть до 1917 г. - Александра II, Александр III (1881-1894 гг.), Николая II (1894-1917 гг.).
«Великая
реформа» дала поле
для деятельности больших
реформаторов в области
сельского хозяйства,
которыми были Н.А.Милютин,
С.Ю.Витте и П.А.Столыпин.
Глава 1. Манифест от 19 февраля 1861 г.
1.1. Предпосылки к отмене крепостного права
1855 год, когда на престол вступил Александр II, был тяжелым для России: армия терпела поражения в Крыму; рушился военный, международный престиж ранее непобедимой империи. Финансы были расстроены, в деревне нарастало глухое брожение. Все общество - от радикалов до консерваторов - было недовольно правительством. "Сверху блеск, внизу гниль", - писал о николаевских бюрократических порядках видный чиновник П.А.Валуев. "Сдаю тебе команду не в порядке", - умирая, сказал сыну Николай I. Новому царю, таким образом, предстояло решить очень сложные задачи.
Крымское поражение ослабило страх общества перед всемогущим правительством. Вся Россия читала вольные (заграничные) издания политического эмигранта А.И.Герцена. Хлынул поток "подземной литературы" - обличительных рукописных записок и проектов реформ, которые широко ходили в обществе и были хорошо известны правительству. Гласность проясняла пути и формы будущих преобразований; общественное мнение становилось силой, способной серьезно влиять на правительство.
Узлом
русских проблем был
Одни историки считают, что крепостное право стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития страны. Подневольный труд крепостных, стал крайне неэффективен, помещики в погоне за прибылью безмерно усиливали эксплуатацию. Это вело к деградации хозяйства, к ожесточению крестьян. Назрел переход от феодализма к капитализму. Страна шла к революции, но крестьянство не являлось подлинно революционной силой, и правительству удалось отделаться реформой.
Другие историки считают, что крепостничество, тормозя прогресс, все-таки не исчерпало к середине XIX в. всех резервов; и феодализм еще мог поступательно развиваться какое-то время. Крестьянские же бунты второй половины 50-х годов - разрозненные и малочисленные - революцией не грозили. Россия, согласно этой концепции, еще долго могла прожить без внутренней экономической и социальной катастрофы, но вот соперничать на международной арене с европейскими индустриальными державами ей было уже не под силу. Таким образом, отмена крепостного права была вызвана не столько внутрироссийскими, сколько внешнеполитическими факторами.
Так или иначе, падение крепостничества стало важнейшим рубежом русской истории. Очевидна огромная роль государства в этом процессе, что резко отличало Россию от Европы, где подобные преобразования проводились в связи с буржуазными революциями, в ходе общественных взрывов.
Почему Александр II, отменяя крепостничество, смог пойти наперекор интересам помещиков, настоять на своем там, где отступились Александр I и Николай I? В данный момент большую роль сыграли изменения в бюрократической среде. Разросшийся при Николае I государственный аппарат стал могучей силой, во многом независимой от общества. В чиновничестве постепенно стала складываться группировка либеральной бюрократии. Ей помогали сановники, которые еще при Николае I работали над крестьянским вопросом, - министр государственных имуществ П.Д.Киселев, министр внутренних дел Л.А.Перовский.
Либеральных бюрократов заботили не узкосословные дворянские нужды, а самостоятельные интересы государственной власти. Ее позиции должны были укрепить реформы в соответствии с "духом века", разумное раскрепощение общества, забота о нуждах низших сословий. Покровителями либеральных бюрократов были великий князь Константин Николаевич, тетка царя великая княгиня Елена Павловна; самым ярким их представителем — Н.А.Милютин, племянник Киселева, служивший в Министерстве внутренних дел. Либеральные бюрократы - энергичные, искушенные в административной борьбе, высокообразованные, тесно связанные с прогрессивным обществом, - сыграли огромную роль в реформах 60-70-х годов.
1.2. Манифест от 19 февраля 1861 г.
В начале 1859 г. для обработки проектов, подготовленных губернскими дворянскими комитетами, и согласования их с планами правительства были созданы Редакционные комиссии. Их председателем стал генерал Я.И.Ростовцев, фактическим лидером - Н.А.Милютин. Подчиняясь непосредственно царю, комиссии стали главным центром подготовки реформы. Ростовцев и Милютин собрали в них в основном либералов: в комиссиях работали славянофилы Ю.Ф.Самарин, В.А.Черкасский, с Милютиным тесно сотрудничал видный западник К.Д. Кавелин, не входивший в комиссии. Небольшая, но сплоченная группа, овладевшая ключевой позицией в верхах, стала на время значительной силой.
В 1859-1861 гг. проекты комиссий были переданы на обсуждение депутатам губернских комитетов, затем (после закрытия комиссий) - в Главный комитет и Государственный совет. Везде проекты подвергались резким нападкам. Но либеральные бюрократы и царь не церемонились с противниками: им не давали гласно высказывать свои возражения, Александр II крайне ограничил права дворянских депутатов, самовластно утверждал мнения либерального меньшинства в Главном комитете и в Государственном совете. Защищать либеральный проект приходилось авторитарными методами. Основу проекта удалось отстоять, но его противники добились крупных поправок: платежи, причитавшиеся с крестьян, были увеличены, размеры отводимых им наделов уменьшены.
Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II утвердил 19 февраля 1861 г.
1. Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу, статус «сельских обывателей» и элементарные экономические и гражданские права:
2. Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т.е. усадьбы (дом с огородом) и пахотной земли.
Размер надела, выкупа, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Время ее составления, согласно закону, не должно было превышать двух лет. В случае если помещик и крестьянин не приходили к единому мнению, в дело вступал мировой посредник, который и принимал окончательное решение по спорным вопросам.
При этом крестьяне оставались неполноправным сословием: они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям, были прикреплены к месту жительства.
Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство - сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление подчинялось правительственным чиновникам. В то же время через него бывшие крепостные входили в новые демократические учреждения - земство, суд присяжных, приобщались к гражданской жизни.
Сохранялись общинное землевладение, регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей. Наделы земли передавались не лично крестьянам, а всей крестьянской общине.
Власть общины над личностью, сословная обособленность крестьянского управления были чертами архаическими, но сохранять их предполагалось лишь на первых порах, чтобы уберечь крестьян от быстрого обезземеливания, от нажима со стороны вчерашних хозяев-помещиков. Авторы реформы надеялись со временем углубить процесс преобразования деревни.
1.3. Отмена крепостного права - как начало аграрного капитализма.
Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. ускорили развитие процесса первоначального накопления капитала в России. Аграрный капитализм мог развиваться по «прусскому» пути, при котором крестьяне освобождаются без земли или с малыми наделами, могут в любой момент избавиться от нее и уйти в наемные работники, а помещики получают от государства значительные суммы и кредиты для перевода своих хозяйств на капиталистические рельсы.
Но не исключался и «американский» путь развития капитализма, при котором помещичье землевладение отсутствует, а крестьяне получают крупные участки земли и свободно ею распоряжаются. Оба этих пути представляли собой значительный прогресс по сравнению с прежними аграрными отношениями, в основе которых лежали внеэкономическое принуждение крестьян, отсутствие свободного рынка рабочей силы, земли, капиталов. По-прежнему в России сохранялось общинное землевладение. Крестьяне не имели права отказаться от полученной земли. В общине существовала круговая порука, происходили переделы земли на основе уравнительного землепользования. Кроме того, община диктовала сроки сельхозработ.