Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 20:36, реферат
С 1497 г. вплоть до 1861 г. основная часть населения России, занимающаяся земледелием, испытывала гнёт со стороны землевладельцев, постоянно увеличивающееся давление на крестьян, выражающаяся в несправедливости в отношении их труда, отсутствие каких-то ни было прав и свобод.
Как только появилась крепостная несправедливость, всюду наблюдалась идея в избавлении крестьян от помещичьего гнета. В разных проявлениях выступали недовольные сложившейся ситуацией, повсеместно возникали бунты, восстания, поддерживаемые как интеллигенцией, казачеством, так и в простонародье.
Введение 3
Глава 1. Манифест от 19 февраля 1861 г. 4
1.1. Предпосылки к отмене крепостного права. 4
1.2. Манифест от 19 февраля 1861 г. 6
1.3. Отмена крепостного права - как начало аграрного капитализма. 8
1.4. 20-летие крестьянской реформы 1861 г. 9
1.5. Окончание правления императора Александра II.
Окончание начала «Великой реформы». 11
Глава 2. Правление Александра III. Начало контрреформ. 15
2.1. Манифест от 29 апреля 1881 г.
«О незыблемости самодержавия». 15
2.2. Застой в агарном секторе. 17
Глава 3. Аграрная реформа С.Ю.Витте. 18
3.1. Разрушение крестьянской общины - как важнейший
шаг для роста экономики России. 18
3.2. Проект Царского Манифеста. 22
3.3. Царский Манифест от 17 октября 1905 г. 23
3.4. Царский манифест - дело или обещание? 25
Глава 4. Аграрная реформа П.А.Столыпина. 28
4.1. Созыв III Государственной думы. 28
4.2. Последствия реформы П.А.Столыпина. 32
Заключение 36
Список использованной литературы
Царское правительство охраняло общинное землевладение. Это отвечало интересам тех помещиков, которые вели хозяйство отсталыми методами. Так как половина крестьянских дворов имела не более 8 десятин, а «прожиточный минимум» равнялся 15 десятинам, то крестьяне вынуждены были арендовать землю у помещика. Но платить деньгами крестьянин, задавленный выкупными платежами, был не в состоянии, и в качестве платы за землю предлагал помещику свои рабочие руки. Такая система получила название отработок.
Постепенно крестьяне все больше разорялись, лишались инвентаря, что в перспективе означало естественную смерть отработок и всей полукрепостнической системы хозяйства. Но процесс медленного, мучительного гниения как крестьянских, так и полукрепостнических хозяйств растянулся на десятилетия. По словам В. И. Ленина, «...крестьянство наше страдало гораздо больше от недостаточного развития капитализма, чем от капитализма». Крестьяне почти даром сдавали свою землю в аренду и уходили на заработки в город, а разоряющиеся помещичьи хозяйства неумолимо сокращались в размерах за счет продажи земли более преуспевающим соседям.
1.4. 20-летие крестьянской реформы 1861 г.
Появление земской медицины, внедрение
в крестьянский быт
Быстрый прирост населения имел неодинаковые последствия в разных регионах. В нечерноземной полосе крестьяне были обложены непомерно тяжелыми выкупными платежами. Когда прибавилось рабочих рук, справляться с платежами стало легче. Теперь крестьянин шел в город на фабрику вместе со своими повзрослевшими сыновьями и зарабатывал во много раз больше. Некоторые из крестьянских сыновей в городе и оставались. Города росли, а в деревне не возникало крайнего земельного утеснения. В нечерноземной полосе России положение крестьянства медленно, с трудом, но все же улучшалось.
В черноземной же зоне назревали катастрофические процессы. Отход на заработки в город здесь был развит гораздо слабее (ближайшие города были скорее торговые, а непромышленные). Переселение в Сибирь сдерживалось властями, которые опасались, что помещики лишатся необходимого количества рабочих рук.
Малоземелье заставляло арендовать землю у помещика. К концу XIX в. на арендованные участки приходилось около четвертой части всех земель, обрабатываемых крестьянами.
В конце 70-х гг. XIX в., в связи с понижением стоимости дальних морских перевозок, в Европу хлынул дешевый хлеб из Америки и Австралии. Цены на зерно стремительно покатились вниз, разразился мировой сельскохозяйственный кризис. В поместьях свертывались собственные запашки, «отработки» уходили в прошлое. Все более значительная часть помещичьей земли отдавалась в аренду крестьянам. Безостановочно росли арендные цены. К началу XX в. они достигли таких высот, что некоторые представители власти всерьез забеспокоились. Накануне первой русской революции саратовский губернатор П. А. Столыпин докладывал царю о «несоразмерно высоких арендных ценах», существующих в некоторых уездах. «В хороший год урожай с трудом оправдывает эти цены, - писал он, - в плохой и даже средний - крестьянин даром отдает свой труд».
Положение крестьянства резко ухудшалось. Если богатые крестьяне (всего около 5% сельского населения) еще кое-как держались на плаву, то середняки начинали тонуть в массе бедняков. В черноземных губерниях России ведущим становился процесс не расслоения деревни, а ее обнищания.
Под
давлением растущей нищеты рушились
понятия о частной
В течение 5 - 6 лет переделы совершались подобно цепной реакции, перекидываясь из волости в волость, из уезда в уезд, из губернии в губернию. Они охватили огромное пространство, включавшее Курскую, Орловскую, Воронежскую, Рязанскую и Саратовскую губернии. В 90-е гг. переделы в черноземных губерниях стали постоянным явлением. В 1891 г. обширную территорию России охватил неурожай. Вслед за ним в деревню пришел голод. Губернаторы, боясь «огорчить» и «рассердить» начальство в Петербурге, сначала пытались преуменьшить масштабы бедствия. Некоторые докладывали, что в их губерниях все благополучно. Земским деятелям с большим трудом удалось пробить «стену молчания». Русская общественность организовала сбор средств в помощь голодающим. Активное участие в этой работе принимал Л. Н. Толстой.
После голода крестьяне Нечерноземья стали перестраивать свое хозяйство. Расширились посевы льна. В некоторых уездах Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской и Московской губерний крестьянские общества отказывались от устаревшей трехпольной системы земледелия и с помощью земских агрономов переходили к многопольным севооборотам с высевом кормовых трав (клевера, вики, люцерны). Правда, этот процесс только начинался и протекал медленно. Однако в сельском хозяйстве медленное, но неуклонное накопление положительных изменений - залог здорового развития.
В черноземной полосе не происходило положительных сдвигов. В деревне накапливались недовольство, безысходность, отчаяние. Но внешне обстановка казалась более или менее спокойной. И правительство не догадывалось, какой силы социальный взрыв может произойти в ближайшие десятилетия.
1.5. Окончание правления императора Александра II. Окончание начала «Великой реформы».
1860-1870-е гг. разительно изменили облик России. Современники называли реформы тех лет "Великими"; историки сейчас иногда говорят о "революции сверху". Реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма в экономике России. Вместе с тем они значительно изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Миллионы бывших крепостных, получив гражданские права, включались в общественную жизнь. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению гражданского общества (т.е. общества самостоятельного, живущего независимой от государства жизнью) и правового государства (системы, в которой деятельность власти ограничена законом). В целом эти изменения носили либеральный характер.
Проводя реформы, самодержавие шло в ногу с веком: ведь 1860-1870 гг. для многих стран были временем модернизации (отмена рабства и гражданская война в Соединенных Штатах Америки 1861-1865 гг., начало европеизации Японии - "революция Мэйдзи" 1867-1868 гг., завершение объединения Италии в 1870 г. и Германии в 1871 г.). Административный и общественный строй России, сохранив немало пережитков, все же стал гораздо гибче, динамичнее, ближе к европейскому укладу, к требованиям времени. Новый суд - в целом скорый и правый - укреплял гражданский порядок, чувство законности. Благодаря земствам в деревне появились врачи, агрономы, ветеринары, новые школы, проводились глубокие статистические исследования. Расширение свободы слова, преподавания, научного поиска стимулировало успех науки, рост политической культуры.
Получив долю независимости, общество повело работу, которая была не по силам правительственной администрации. Раскрепощенная энергия, инициатива и личная заинтересованность граждан стали для государства подспорьем в решении его задач. Но путь преобразований "сверху" был глубоко противоречив: он не затронул основы той силы, которая проводила реформы, - государственной власти; а самодержавная государственность внутренне была чужда либеральным началам.
Царь смотрел на реформы чисто прагматически - как на средство укрепления финансовой, военной, международной мощи империи, возможность "откупиться" от притязаний недовольного общества. Преобразования должны были исходить из общественной идеи и сомкнуться в единую систему. Когда острый кризис миновал, реформы застопорились. В обществе же не нашлось силы, способной к ровному, длительному и конструктивному давлению на власть.
Будучи храбрым человеком, Александр II был в то же время боязливым и мнительным политиком. Первые всплески антиправительственного недовольства, неизбежные после долгих лет сурового николаевского режима, подорвали его веру в освободительные реформы. Между тем их никак нельзя было бросать на полпути - требовалось логическое завершение и прежде всего - привлечение общества к государственным делам, введение представительства. Без этого общественные потрясения были неизбежны.
В апреле 1866 г. революционер Д.В.Каракозов совершил покушение на царя. Это стало сигналом для поворота в правительственной политике. Многие либералы были уволены из правительства. Правительство постепенно стало отбирать у общества права, дарованные в годы реформ. Земствам запретили собирать ряд налогов, публиковать свои материалы без разрешения губернатора, жестко наказывали за вмешательство в политические вопросы. Губернатор мог уволить "по неблагонадежности" любого земского служащего. Министр внутренних дел получил право запрещать обсуждение в печати неугодных правительству вопросов.
Попытка повернуть страну вспять после того, как она заметно двинулась вперед, вызвала разлад в русской жизни и острое недовольство общества. Бедствия народа, социальная и идейная нестабильность, неизбежные в пору крутых перемен, усугублялись безынициативностью правительства. К середине 70-х годов в России назрел новый общественный кризис, в ходе которого радикальное течение - революционеры-народники - перешли к террористической борьбе.
Правительство попыталось обойтись полумерами и ужесточением репрессий. Значительная часть империи фактически была объявлена на военном положении, но плодов эта политика не принесла: в тогдашней России очень многие тайно или явно сочувствовали революционерам. После того, как император едва не погиб от взрыва в Зимнем дворце (февраль 1880 г.), у власти с диктаторскими полномочиями был поставлен видный военачальник М.Т.Лорис-Меликов (1825-1888 гг.). Боевой генерал оказался гибким политиком: упорядочив и ужесточив преследование террористов, он пошел на уступки умеренным слоям общества. Реже стали внесудебные репрессии, терпимее отношение к земству и печати.
Революционеры называли проводимый правительством курс "политикой лисьего хвоста и волчьей пасти", а либералы говорили о "диктатуре сердца". Борьба с террористами пошла успешнее. Увенчаться курс Лорис-Меликова должен был созывом представительства - совещательного органа типа Редакционных комиссий с участием депутатов от земств и городов. Здесь предполагалось обсудить вопрос о дополнениях к крестьянской реформе, к положениям о земствах и городах. Утром 1 марта 1881 г. Александр II принципиально одобрил проект, а через несколько часов погиб от бомбы террориста. Смерть царя-реформатора подорвала влияние либералов, сделала неизбежным свертывание и пересмотр реформ.
Глава 2. Правление Александра III. Начало контрреформ.
2.1. Манифест от 29 апреля 1881 г. «О незыблемости самодержавия».
Первые дни после гибели Александра II в верхах царила растерянность. Никто не знал, каковы силы террористов, со дня на день ждали революции; "Народная воля" предъявила царю ультиматум, потребовав политической амнистии и созыва Учредительного собрания. Александр III укрылся в Гатчинском дворце, окруженном полицией и войсками; коронацию пришлось отложить на небывало долгий срок - до 1883 г. У трона развернулась острая борьба. Сторонники реформ - министр внутренних дел М.Т.Лорис-Меликов, министр финансов А.А.Абаза, военный министр Д.А.Милютин - настаивали на созыве представительства, одобренного Александром II 1 марта, в день своего убийства; Победоносцев произнес громовую речь, доказывая, что это будет гибелью России.
Сам царь на первых порах умалчивал о своем курсе, но вскоре стало ясно, что серьезная опасность для властей миновала: общество было растеряно и испугано цареубийством, горстка террористов исчерпала свои силы; участники покушения на Александра II были арестованы и в начале апреля казнены. 29 апреля 1881 г. Александр III без совета с министрами утвердил Манифест "О незыблемости самодержавия" тайно составленный Победоносцевым. Лорис-Меликову, Абазе и Милютину пришлось подать в отставку.
Преемником Лорис-Меликова стал граф Н.П.Игнатьев - в прошлом крупный дипломат, сторонник славянофильства; он попытался найти средний путь между либеральными реформами и реакцией. При Игнатьеве был принят ряд мер в пользу народа (задуманных еще его предшественником). В 1881 г. бывших помещичьих крестьян перевели на обязательный выкуп (к этому времени еще 15% бывших крепостных несли повинности в пользу помещиков), выкупные платежи понизились. В 1882 г. был учрежден Крестьянский банк, помогавший крестьянам покупать землю, началась отмена подушной подати; вводилась фабричная инспекция, регулировавшая отношения между рабочими и фабрикантами, ограничивался женский и детский труд.