Проблема безопасности и сотрудничества в Европе 1945 – 1991 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:26, реферат

Описание работы

В период после окончания Второй мировой войны исключительно важным стало укрепление безопасности стран Европы в мировой политике, экономике, культуре, военной сфере. Длительное время после войны Европа была разделена на две противоборствующие системы – капиталистическую и социалистическую. Одновременно осуществлялась активная политическая и дипломатическая деятельность по нормализации и улучшению международной ситуации (на Европейском континенте), велись активные консультации по формированию общеевропейских институтов международных отношений, признанию незыблемости послевоенных государственных границ, осуществлению военной разрядки между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД). Таким же важным и действенным шагом стали подготовка и проведение общеевропейского форума по выработке концепций мирного сосуществования стран с различным общественным строем, создание новой системы европейской безопасности. Венцом этих действий стало подписание Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.). Последующее усиление стран Западной Европы в евро-атлантическом оборонном сообществе и радикальные политические изменения в Европе начала 90-х годов. поспособствовали тому, что процесс развития системы европейской безопасности продолжается и в наши дни.

Содержание

ГЛАВА 1 Становление и противоречия развития системы европейской безопасности после Второй мировой войны………с. 3
ГЛАВА 2 Подготовка и основные этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе........с. 9
ГЛАВА 3 Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в решении вопросов международной разрядки на континенте……….с.17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... с. 19

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 57.56 Кб (Скачать)

Вместе  с тем, значительная часть руководства  Коммунистической партии Советского Союза  была не согласна с линией на демократизацию, так как в перспективе она  неизбежно д.б. привести к отмене монополии КПСС на власть. Поддержка  М.С.Горбачёва в государственных  органах и советской общественностью  тоже не была всеобщей. В Советском  Союзе стала формироваться консервативная оппозиция М.С.Горбачёву.

Работа  Венской встречи СБСЕ по человеческому  измерению оказывала значительное влияние на внутриполитическую борьбу в Советском Союзе. Ключевым для  дискуссий в Вене был вопрос о  приведении внутреннего законодательства и политической практики всех стран-участниц СБСЕ в соответствие с международными нормами. Признание этого принципа Советским Союзом в качестве правовой нормы автоматически означало бы необходимость радикальных изменений  в общественном строе СССР, демократизации его политической системы. Начавшись  как второстепенное мероприятие, Венская  встреча к к.1980-х стала превращаться в одно из важнейших событий международной  жизни, каковым она в к.концов и оказалась по своим последствиям для судеб СССР и "социалистического  лагеря".

Внешние факторы («новое мышление» М.С. Горбачева), изменившие  международную обстановку, привели к значительному прогрессу  ряда инициатив СБСЕ. Государства-участники  пришли к уникальной договоренности, которая подразумевала параллельное ведение переговоров по двум взаимосвязанным  темам: 1) мерам укрепления доверия  и безопасности; 2) сокращению обычных  вооружений в Европе. Обсуждение первой темы вылилось в «переговоры 35», второй – подписанию Договора по ограничению  вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) в 1990 году. Главным приоритетом объявлялась  немыслимая по меркам холодной войны  цель в отношениях между двумя  блоками: ликвидация потенциала, необходимого для осуществления внезапного крупномасштабного  нападения.

В свете  событий 1989-1991 гг. ДОВСЕ на момент своего подписания был уже устаревшим, не отвечая реалиям геополитических  изменений, связанных с роспуском  ОВД и прекращением противостоянием  между двумя военно-политическими  союзами. Договор продолжал считать  вооружение бывших социалистических стран  как одну группу, приравненную к  объему  вооружения группы государств НАТО, поэтому через некоторое  время встал вопрос о его адаптации. Тем не менее, ДОВСЕ стал краеугольным камнем структуры европейской безопасности конца XX века. 

Меняющаяся  ситуация в Европе, роспуск ОВД  и объединение Германий положили начало третьему этапу существования  СБСЕ, его институционализации. Были созданы такие структуры, как Совет министров иностранных дел, Комитет старших должностных лиц, Секретариат, Центр по предотвращению конфликтов, Бюро по свободным выборам и Парламентская ассамблея СБСЕ. Подобные нововведения (а именно, Берлинский механизм предотвращения конфликтов) потенциально позволяли европейским странам охватить новые конфликтные ситуации, имеющие постбиполярный характер, возможность возникновения которых увеличилась после распада СССР.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе.  М., 1983;
  2. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды. В 3-х томах, М.: Научная книга, 2002.
  3. От Хельсинки до Будапешта: История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973-1994.
  4. Автореферат Ярмоша Проблемы укрепления безопасности и сотрудничества в Европе (вторая половина XX века)

Информация о работе Проблема безопасности и сотрудничества в Европе 1945 – 1991 гг.