Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:26, реферат
В период после окончания Второй мировой войны исключительно важным стало укрепление безопасности стран Европы в мировой политике, экономике, культуре, военной сфере. Длительное время после войны Европа была разделена на две противоборствующие системы – капиталистическую и социалистическую. Одновременно осуществлялась активная политическая и дипломатическая деятельность по нормализации и улучшению международной ситуации (на Европейском континенте), велись активные консультации по формированию общеевропейских институтов международных отношений, признанию незыблемости послевоенных государственных границ, осуществлению военной разрядки между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД). Таким же важным и действенным шагом стали подготовка и проведение общеевропейского форума по выработке концепций мирного сосуществования стран с различным общественным строем, создание новой системы европейской безопасности. Венцом этих действий стало подписание Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.). Последующее усиление стран Западной Европы в евро-атлантическом оборонном сообществе и радикальные политические изменения в Европе начала 90-х годов. поспособствовали тому, что процесс развития системы европейской безопасности продолжается и в наши дни.
ГЛАВА 1 Становление и противоречия развития системы европейской безопасности после Второй мировой войны………с. 3
ГЛАВА 2 Подготовка и основные этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе........с. 9
ГЛАВА 3 Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в решении вопросов международной разрядки на континенте……….с.17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... с. 19
В конце 1954 года восемь социалистических стран Европы (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Болгария, Венгрия, Румыния, Албания) предложили провести совещание европейских стран для обсуждения вопроса о европейской безопасности, но западные державы не приняли этого предложения. Тогда 2 декабря социалистические страны Европы провели свое совещание в Москве и приняли на нем Декларацию, в которой было сказано, что подлинная безопасность в Европе может быть обеспечена лишь в том случае, если вместо создания замкнутых военных группировок одних европейских государств, направленных против других европейских государств, будет создана система коллективной безопасности в Европе.
В июле
1955 года в Женеве состоялось Совещание
глав правительств четырех великих
держав, на котором Советское
В конце 50-х и начале 60-х годов произошли изменения в соотношении сил на международной арене. США потеряли свою монополию на ядерное оружие и лишились своей неуязвимости ввиду создания в СССР мощного ракетно-ядерного оружия. Запуск в Советском Союзе искусственного спутника Земли, а затем первый полет советского человека в космос показали всему миру огромный рост экономического, научно-технического и военного могущества СССР, что вынудило ведущие западные державы, и прежде всего США, начать пересмотр своего внешнеполитического курса. Новый Президент США Дж. Кеннеди заявил о необходимости искать пути к мирному сотрудничеству с СССР. Президент Франции Ш. де Голль выступил за разрядку, согласие и сотрудничество с Советским Союзом и другими социалистическими странами и в советско-французской декларации, подписанной им в Москве во время официального визита в СССР 30 июня 1966 г., подчеркнул первостепенное значение проблем европейской безопасности.
Политический
Консультативный Комитет стран
— участниц Варшавского Договора
в январе 1965 года обратилсяко всем
европейским странам с
Бухарестское
совещание выдвинуло идею созыва
общеевропейского совещания, которое
могло бы способствовать созданию системы
безопасности в Европе. Страны Варшавского
Договора выразили готовность искать
вместе с другими государствами
пути к укреплению мира в Европе.
Это обращение стало исходным
пунктом в длительной борьбе за созыв
Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе, ставшего в 1975 году важнейшей
вехой в коренной перестройке
международных отношений на принципах
мирного сосуществования
Конференция
24 коммунистических и рабочих партий
Европы, состоявшаяся в апреле 1967 года
в Карловых Варах (Чехословакия), выступила
в поддержку созыва общеевропейского
совещания и призвала широкие
массы населения Европы принять
активное участие в борьбе за мир
и безопасность. «Европейские народы
способны сами решать вопросы мира
и безопасности своего континента.
Пусть же они возьмут в свои
руки судьбы Европы»6,— говорилось
в Декларации этой конференции.
В марте 1969 года на совещании Политического Консультативного Комитета государств — участников Варшавского Договора в Будапеште было выработано обращение ко всем европейским странам, в котором излагалось прямое предложение созвать Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе и выдвигались некоторые принципиальные положения такого сотрудничества.
Правительство Финляндии заявило в своей памятной записке от 5 мая того же года, разосланной всем европейским странам, о своей готовности помочь в организации консультаций европейских стран, США и Канады с целью подготовки созыва общеевропейского совещания, если правительства этих стран сочтут это целесообразным. Правительства стран — участниц Будапештского совещания ПКК поддержали эту инициативу Правительства Финляндии.
Собравшиеся
в октябре 1969 года в Праге министры
иностранных дел государств —
участников Варшавского Договора отметили
положительный отклик, который нашли
предложение о созыве общеевропейского
совещания и инициатива Правительства
Финляндии о проведении консультаций
с целью его подготовки, и выдвинули
предложение о повестке дня такого
совещания. Было предложено рассмотреть
на общеевропейском совещании
Эти предложения
стали предметом широкого обсуждения
во всех европейских странах как
в правительствах, так и в парламентских
и общественных кругах. Стали выдвигаться
конкретные соображения об уточнении
повестки дня совещания, о возможном
сроке и порядке его
Учитывая
пожелания и предложения в
связи с повесткой дня и
методами подготовки совещания, министры
разработали новые
Состоявшиеся в мае 1972 года советско-американские переговоры на высшем уровне в Москве имели положительное значение для подготовки к созыву общеевропейского совещания, поскольку в коммюнике об этих переговорах за основу разрядки и мирного сотрудничества в Европе принимались принципы «территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, суверенного равенства, независимости и отказа от применения силы или угрозы ее применения», то есть те принципы, которые выдвигались не раз Советским Союзом и другими социалистическими странами как основа мирного сотрудничества в послевоенное время и которые были выдвинуты Пражским совещанием ПКК стран Варшавского Договора.
Июльская встреча 1972 года в Крыму руководителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран явилась последним форумом братских партий, позволившим обменяться мнениями непосредственно перед началом консультаций в Хельсинки.
Глава 2 Подготовка и основные этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
В контексте
многих позитивных перемен, свидетельствовавших
о смягчении конфронтации Востока
и Запада, стало возможным начать
процесс многосторонних консультаций
в Хельсинки, имевших целью «содействие
улучшению отношений между
Все стороны подошли к подписанию Соглашений, имея намерение встретить в СБСЕ свои насущные интересы. И, если между СССР и США шла дипломатическая игра глобального масштаба, то Западная Европа удовлетворялась ограниченным списком целей: советские «гарантии безопасности» и экономическое открытие Восточной Европы для ЕЭС. В этом смысле Западная Европа, разумеется, совершила прорыв, получив способность частично оказывать урезонивающее давление на советскую политику в регионе в рамках общеевропейского института.
Начавшиеся 22 ноября 1972 г. консультации представителей 35 стран — участниц Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе явились, как и само совещание, уникальным в своем роде опытом многосторонних переговоров европейских стран, США и Канады. В истории европейского континента еще не было подобных переговоров ни по количеству участников, ни по содержанию и методу. В этих консультациях приняли участие представители государств, входящих в НАТО, государств — участников Варшавского Договора, 4 нейтральных государств, 27 капиталистических и 8 социалистических стран. Задачей консультаций было подготовить повестку дня Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, уточнить состав его участников, порядок и процедуру его работы, определить финансирование, аппарат обслуживания и место проведения каждого из этапов совещания.
Сложность
и необычность задач
Первый
процедурный вопрос, который встал
уже в первые же дни проведения
консультаций, был вопрос о порядке
принятия решений как на самих
консультациях, так и на предстоящем
совещании. После всестороннего
обсуждения этого вопроса между
делегациями стран и на пленарном
совещании было единодушно принято
решение, зафиксированное затем
в п. 4 правил процедуры, представленных
на утверждение министров
Значение
этого решения выходило далеко за
пределы правил процедуры. Оно означало
признание абсолютного
Разумеется, такой порядок принятия решений несколько замедлял согласование и принятие решений по каждому вопросу уже на самих консультациях, но зато обеспечивал принятому на совещании решению необходимый международный авторитет и вес.В этой же связи следует отметить, что в правилах процедуры, принятых на консультациях в Хельсинки, было зафиксировано еще одно важное принципиальное положение о том, что «все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства. Совещание проводится вне военных союзов». Этим положением были подчеркнуты, с одной стороны, самостоятельная роль и независимый статус любого участника совещания, а с другой — общеевропейский характер совещания, независимо от военных союзов, имеющихся в Европе. Важным с точки зрения характера работы совещания и его рабочих органов было принятие на консультациях правил процедуры, согласно которым заседания, посвященные открытию и закрытию первого и третьего этапов совещания, а также другие заседания, если министры примут такое решение, будут открытыми, а заседания Координационного комитета, комиссий и подкомиссий, то есть рабочих органов совещания, как правило, будут закрытыми. Такой порядок работы совещания обеспечивал необходимую гласность в изложении принципиальных позиций государств по основным вопросам и в то же время облегчал свободное и откровенное обсуждение всех деталей при выработке решений и документов совещания. Как показал опыт, этот порядок работы вполне оправдал себя.
Выработка
повестки дня совещания и расшифровка
основного содержания каждого пункта
потребовали огромной и кропотливой
работы всех участников консультаций.
В ходе дискуссий как на пленарных
заседаниях, так и в рабочих
комиссиях выявились прежде всего
неодинаковые подходы различных
групп государств, отдельных государств
к одним и тем же вопросам, продиктованные
традициями «холодной войны» или
узкополитическими расчетами
Информация о работе Проблема безопасности и сотрудничества в Европе 1945 – 1991 гг.