Проблема безопасности и сотрудничества в Европе 1945 – 1991 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:26, реферат

Описание работы

В период после окончания Второй мировой войны исключительно важным стало укрепление безопасности стран Европы в мировой политике, экономике, культуре, военной сфере. Длительное время после войны Европа была разделена на две противоборствующие системы – капиталистическую и социалистическую. Одновременно осуществлялась активная политическая и дипломатическая деятельность по нормализации и улучшению международной ситуации (на Европейском континенте), велись активные консультации по формированию общеевропейских институтов международных отношений, признанию незыблемости послевоенных государственных границ, осуществлению военной разрядки между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД). Таким же важным и действенным шагом стали подготовка и проведение общеевропейского форума по выработке концепций мирного сосуществования стран с различным общественным строем, создание новой системы европейской безопасности. Венцом этих действий стало подписание Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.). Последующее усиление стран Западной Европы в евро-атлантическом оборонном сообществе и радикальные политические изменения в Европе начала 90-х годов. поспособствовали тому, что процесс развития системы европейской безопасности продолжается и в наши дни.

Содержание

ГЛАВА 1 Становление и противоречия развития системы европейской безопасности после Второй мировой войны………с. 3
ГЛАВА 2 Подготовка и основные этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе........с. 9
ГЛАВА 3 Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в решении вопросов международной разрядки на континенте……….с.17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... с. 19

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 57.56 Кб (Скачать)

В течение  почти семи месяцев консультаций, с 22 ноября 1972 г. по 8 июня 1973 г., шла непрерывная  дипломатическая борьба в трех рабочих  комиссиях и на пленарных заседаниях, в ходе которой постепенно преодолевались трудности по каждому пункту повестки дня и вырабатывались заключительные рекомендации как по основному содержанию каждого из них, так и по организационным  вопросам.

В результате этой трудоемкой работы повестка дня  была согласована в следующем  виде:

вопросы, относящиеся к безопасности в  Европе;

сотрудничество  в области экономики, науки и  техники, защиты окружающей среды;

сотрудничество  в гуманитарных и других областях;

дальнейшие  шаги после совещания.

По каждому  из вопросов повестки дня были согласованы  задания для рабочих комиссий и подкомиссий второго этапа  совещания, в которых было сформулировано основное содержание и направление  разработки тех документов совещания, которые будут вырабатываться на втором этапе и будут представлены на одобрение правительств— участников совещания на третьем его этапе.

При этом по п. 1 уже были сформулированы 10 принципов  отношений между государствами, среди которых — принципы суверенного  равенства, неприменения силы, нерушимости  границ, территориальной целостности  государств, невмешательства во внутренние дела и др.

Совещание было решено провести в три этапа: первый— в Хельсинки на уровне министров иностранных дел; второй — в Женеве на уровне, который  будет определен каждым правительством, и третий — в Хельсинки, уровень  которого будет определен позднее.

Начало  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Первый и второй этапы  совещания

С 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки был проведен первый этап общеевропеиского совещания по безопасности и сотрудничеству с участием 35 министров иностранных дел европейских государств, США и Канады. С приветственной речью на торжественном открытии совещания выступил Президент Финляндии У. К. Кекконен и Генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм. Знаменательным оказалось то, что, согласно жребию, председателем первого рабочего заседания совещания оказался министр иностранных дел ГДР О. Винцер, представитель первого рабоче-крестьянского государства на немецкой земле, долгое время не признававшегося капиталистическими государствами. Это было своеобразным признанием глубоких положительных изменений, которые произошли в Европе в послевоенный период.

Совещание одобрило разработанные на консультациях  в Хельсинки рекомендации, и министры всех стран — участниц совещания  выступили с изложением позиций  их правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Министр  иностранных дел СССР А. А. Громыко  изложил взгляды Советского правительства  по главным вопросам европейской  и международной безопасности и  внес на рассмотрение совещания на его втором и третьем этапах проект генеральной декларации об основах  европейской безопасности и принципах  отношений между государствами, который явился центральной темой  обсуждения на совещании.

Делегация Франции внесла ряд предложений  по вопросам культурного обмена, сотрудничества в области информации и науки. Делегация ФРГ внесла предложения, касающиеся расширения промышленного  сотрудничества, вопросов воссоединения  семей и улучшения условий  работы журналистов. Делегацией Великобритании были выдвинуты предложения, касавшиеся вопросов укрепления доверия, улучшения  деловых контактов, экономической  и торговой информации, совместных телевизионных программ и др.

Делегации Италии, Канады, Югославии, Греции, Турции, Сан-Марино внесли различные предложения, касавшиеся как общего направления  сотрудничества, так и отдельных  вопросов, главным образом культурного  характера и сотрудничества в  различных областях.

Итоги первого этапа совещания вместе с хельсинкскими заключительными  рекомендациями заложили солидную основу для работы на втором и третьем  этапах совещания и для подготовки решений, которые были призваны оздоровить всю обстановку в Европе и укрепить ее безопасность и всестороннее сотрудничество государств— участников совещания.

С 29 августа  по 3 сентября 1973 г. в Женеве начал  работать Координационный комитет  для организации работы второго  этапа совещания, а с 18 сентября приступили к работе все рабочие органы совещания.

В течение  почти двух лет (со второй половины 1973 до середины июля 1975 г.) в Женеве продолжалась упорная, кропотливая работа второго  этапа совещания, когда более 500 экспертов-дипломатов из 35 стран Европы, США и Канады были заняты выработкой решений по всем вопросам утвержденной повестки дня совещания. Они действовали  на основе хельсинкских рекомендаций, в которые, однако, делались попытки  внести нередко существенные изменения  в духе возврата к «холодной войне».

Несмотря  на эти попытки, вся эволюция международных  отношений диктовала дальнейшее развитие процесса разрядки напряженности  и перестройки отношений между  государствами в Европе в духе сотрудничества и укрепления мира.

В соответствии с принятой повесткой дня были созданы три комиссии: по вопросам безопасности в Европе, по вопросам сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды, по вопросам сотрудничества в  гуманитарных и других областях. В  каждой из комиссий работали подкомиссии (в первой — три подкомиссии, во второй — пять подкомиссий, в третьей  — четыре подкомиссии). Иногда создавались  отдельные рабочие группы для  рассмотрения конкретных вопросов.

В течение  всего второго этапа совещания  периодически собирался Координационный  комитет, который координировал  деятельность комиссий и обобщал  результаты их работы для заключительного  этапа совещания. Он рассматривал также  вопрос о дальнейших шагах после  совещания и все вопросы, связанные  с третьим этапом совещания. В  общей сложности работа второго  этапа продолжалась 22 месяца и 17 дней, а все три этапа совещания  продолжались 32 месяца и 10 дней, то есть почти три года. Чтобы представить  себе характер и трудности обсуждения среди представителей 35 государств всех вопросов, достаточно указать, что  для согласования только одного раздела  Заключительного акта совещания  — Декларации о принципах —  было проведено около 250 заседаний  соответствующей подкомиссии. Представители  больших и малых государств, принадлежащих  к различным социально-экономическим  системам, придерживающихся различных  направлений или имеющих определенные особенности в своей внешней  политике (страны НАТО, Варшавского  Договора, нейтральные страны), вели кропотливую работу в комиссиях, подкомиссиях и рабочих группах, добиваясь принятия приемлемых для  всех формулировок и документов.

Из месяца в месяц во всех рабочих комиссиях  и подкомиссиях совещания достигалось  все больше согласия по всем основным вопросам безопасности, укрепления доверия, сотрудничества в экономических  и культурных отношениях, в налаживании  контактов и расширении информации. Один за другим формулировались принципы отношений между государствами  и конкретизировались пути расширения сотрудничества между ними в различных  областях.

В результате этой длительной и кропотливой дипломатической  работы, не имевшей прецедента в  прошлом, удалось согласовать, несмотря на различные первоначальные подходы  к решению целого ряда важных конкретных вопросов, общий документ —Заключительный  акт совещания, который и был  подготовлен для подписания высшими  руководителями 35 государств Европы, США  и Канады. В этом документе были разработаны основополагающие вопросы  международных отношений и программы  сотрудничества стран — участниц совещания в важнейших областях международной жизни: Декларация принципов, которыми государства-участники будут  руководствоваться во взаимных отношениях; документ по мерам укрепления доверия  и некоторым аспектам безопасности и разоружения; сотрудничество в  области экономики, науки и техники  и окружающей среды; вопросы, относящиеся  к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье; сотрудничество в гуманитарных и других областях; дальнейшие шаги после совещания.

В Декларации принципов были сформулированы 10 принципов  отношений между государствами, которые один из западных участников совещания назвал «новым кодексом политических и человеческих отношений в Европе». Вот эти принципы: I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; II. Неприменение силы или угрозы силой; III. Нерушимость границ; IV. Территориальная  целостность государств; V. Мирное урегулирование споров; VI. Невмешательство во внутренние дела; VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; VIII. Равноправие  и право народов распоряжаться  своей судьбой; IX. Сотрудничество между  государствами; X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В Заключительном акте было согласовано, что «все принципы... имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации  каждого из них с учетом других»". Первостепенная важность каждого из принципов видна из ознакомления, например, с таким принципом, как  нерушимость границ. Само принятие этого принципа всеми 35 государствами  — участниками совещания свидетельствует  о признании ими тех территориальных  и политических реальностей, которые  сложились в результате второй мировой  войны и которые фиксируют  завоевания социализма, включая существование  независимого, суверенного социалистического  государства — Германской Демократической  Республики.

Принцип III. Нерушимость границ гласит: «Государства-участники  рассматривают как нерушимые  все границы друг друга, как и  границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых  посягательств на эти границы.

Они будут  соответственно воздерживаться также  от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию  части или всей территории любого государства-участника»12.

Поскольку все войны в Европе были связаны  в той или иной мере с претензиями  на те или иные территории, то есть с  посягательствами на границы, принятие этого принципа всеми европейскими государствами, как и США, и Канадой, является важнейшим шагом к надежному  обеспечению мира в Европе.

Известно, что при формулировании принципа о суверенных правах государств было согласовано, что «их границы  могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем  и по договоренности». Такая трехчленная  формула полностью гарантирует  соблюдение принципа нерушимости границ, установленных после второй мировой  войны, тем более что в договорах  ФРГ с СССР, ПНР, ГДР и ЧССР 1970—1974 годов нерушимость этих границ подтверждена в международно-правовом порядке.

В других разделах Заключительного акта совещания  определены основные направления сотрудничества в различных областях экономики, науки, техники, защиты окружающей среды, образования, информации, контактов  между отдельными людьми, учреждениями и организациями, а также сформулированы возможные формы, масштабы и пути этого сотрудничества. Можно сказать, что в этих разделах дана широкая  программа равноправного и взаимовыгодного  сотрудничества государств в интересах  укрепления мира и подъема благосостояния и культуры народов Европы. Вместе с тем в каждом из них определены основы такого сотрудничества в идентичных формулах: «Это сотрудничество должно осуществляться при полном соблюдении принципов, регулирующих отношения  между государствами-участниками  в соответствующем документе» 14. Речь идет об известных 10 принципах, в  числе которых, как известно, имеются помимо других и принцип «невмешательство во внутренние дела», и «суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету», в формулировке которого имеется положение: «Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила»15. На этой основе и будет развиваться сотрудничество во всех областях, определенных в различных разделах Заключительного акта совещания.

В середине июля 1975 года основная работа была завершена, и была окончательно определена дата начала третьего этапа совещания, который  было признано целесообразным провести на высшем уровне.

Третий  этап Совещания по безопасности и  сотрудничеству в Европе на высшем уровне

30 июля 1975 г. в Хельсинки начался третий  этап совещания по безопасности  по безопасности и сотрудничеству  в Европе, на котором и сотрудничеству  присутствовало 35 высших представителей  государств, включая глав государств, правительств и министров иностранных  дел. На открытии совещания  выступил Президент Финляндии  У. К. Кекконен и Генеральный  секретарь ООН К- Вальдхайм,  которые подчеркнули историческое  значение этого совещания и  его беспрецедентный характер. Несмотря  на глубокие различия в социальном  строе государств, в политике  многих правительств, представленных  на совещании, все выступавшие  в течение трех дней лидеры  европейских стран, Президент  США и премьер-министр Канады  подчеркнули положительный характер  и важность политики разрядки  международной напряженности, укрепления  европейской безопасности и развития  сотрудничества государств на  основах принципов мирного сосуществования,  сформулированных совещанием.

Информация о работе Проблема безопасности и сотрудничества в Европе 1945 – 1991 гг.