Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:26, реферат
В период после окончания Второй мировой войны исключительно важным стало укрепление безопасности стран Европы в мировой политике, экономике, культуре, военной сфере. Длительное время после войны Европа была разделена на две противоборствующие системы – капиталистическую и социалистическую. Одновременно осуществлялась активная политическая и дипломатическая деятельность по нормализации и улучшению международной ситуации (на Европейском континенте), велись активные консультации по формированию общеевропейских институтов международных отношений, признанию незыблемости послевоенных государственных границ, осуществлению военной разрядки между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД). Таким же важным и действенным шагом стали подготовка и проведение общеевропейского форума по выработке концепций мирного сосуществования стран с различным общественным строем, создание новой системы европейской безопасности. Венцом этих действий стало подписание Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.). Последующее усиление стран Западной Европы в евро-атлантическом оборонном сообществе и радикальные политические изменения в Европе начала 90-х годов. поспособствовали тому, что процесс развития системы европейской безопасности продолжается и в наши дни.
ГЛАВА 1 Становление и противоречия развития системы европейской безопасности после Второй мировой войны………с. 3
ГЛАВА 2 Подготовка и основные этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе........с. 9
ГЛАВА 3 Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в решении вопросов международной разрядки на континенте……….с.17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... с. 19
В выступлении главы советской делегации было подчеркнуто также, что успех совещания стал возможным потому, что его участники постоянно делали шаги навстречу друг другу и достигнутые компромиссы — «это компромиссы обоснованные, такие, которые идут на пользу миру, не стирая различий в идеологии и общественных системах».
Из опыта
совещания вытекают важные выводы и
на будущее. Главный из них тот, что
«никто не должен, опираясь на те или
иные соображения
В конце совещания главы делегаций всех стран подписали 1 августа 1975 г. Заключительный акт, содержащий согласованные решения по всем пунктам повестки дня совещания.
Государственный
секретарь США Г. Киссинджер в
связи с попытками искажения
сути международной разрядки вынужден
был в своем выступлении по
телевидению б августа 1975 г. заявить,
что «разрядка — это не любезность,
которую мы оказываем кому-либо за
что-нибудь. Это то, что мы делаем
для себя и для других стран. В
этом состоит суть разрядки напряженности».
Министр иностранных дел СССР
А. А. Громыко в свою очередь подчеркнул,
что все те, кто открыто или
полуоткрыто выступает против уменьшения
международной напряженности, никакой
альтернативы этому курсу не предлагают.
«Реально их линия не оставляет иного
ответа, как в пользу поворота процесса
вспять, к временам «холодной войны».
Все это и есть водораздел между
теми, кто на деле за мир, за улучшение
отношений между государствами,
за развертывание мирного
Скрытые
противники разрядки пытаются по-своему
интерпретировать как отдельные
положения Заключительного
Вот почему
имеют особое значение те двусторонние
документы, которые были приняты
Советским Союзом и Францией, СССР
и Италией непосредственно
В то же
время в советско-французской
Декларации указано, что осуществление
конкретных решений совещания в
различных областях обе стороны
мыслят «путем достижения двусторонних
соглашений и договоренностей.., рассматривая
итоги совещания как
Таковы основные направления и пути реализации всех решений совещания, как они представляются вслед за завершением работы этого беспрецедентного форума государств Европы, США и Канады.
Глава 3. «Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в решении вопросов международной разрядки на континенте
Начиная с 1977 по 1990, в рамках СБСЕ прошло четыре встречи на высшем уровне: Белградская (1977), Мадридская (1980-1983), Стокгольмская (1984) и Венская (1986-1989). Для всего этого этапа было характерно практически отсутствие тем «безопасности» в дискурсе обсуждений, сильный акцент делался на так называемом человеческом измерении.
Белградская В соответствии с положениями Заключительного акта СБСЕ в Хельсинки, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе решено было продолжить, назначив очередную встречу на 1977 г. в Белграде. Уже при ее подготовке, а также непосредственно в ходе ее проведения с 4 октября 1977 г. по 9 марта 1978 г. развернулась острая полемика по вопросам интерпретации договоренностей Хельсинкского акта. Совещание должно было проанализировать опыт реализаций положений этого документа, обобщить их и наметить {?} следующие шаги в развитии сотрудничества. Споры начались на уровне оценок. Для советской стороны в хельсинкских договоренностях главными были те, которые относились к «первой корзине» (мир и стабильность). Для западных стран – гуманитарные вопросы и индивидуальные права граждан («третья корзина»).
Поэтому
советские эксперты
Социалистические
страны не хотели менять
Наиболее
существенные последствия
В
ней были несколько расширены
и терминологически доработаны
с учетом международных
В
новой конституции также
Критический
пик истории молодой
Осень
1983 ознаменовалась международной напряжённостью,
сравнимой с ситуацией к.1940-
Вместе с тем, советская делегация удержалась от того, чтобы попытаться бойкотировать СБСЕ. Общеевропейское совещание на время осталось единственным каналом диалога м.Востоком и Западом. В соответствии с решением Мадридской встречи в ЯН 1984 в Стокгольме д.б. начаться конференция по мерам доверия в Европе, в рамках которой делегаты противостоящих блоков вновь получили бы возможность обсуждать вопросы предотвращения сползания Европы к войне. Хотя переговоры в рамках Стокгольмской конференции проходили тяжело, сам факт их ведения уменьшал международную напряжённость. Стокгольмская конференция продолжалась до СН 1986.
Стокгольмская
Изменения
во внешней политике Москвы позволили
вывести общеевропейский
В ОК 1986 в Вене начала работу очередная встреча СБСЕ. Венская встреча д.б. сосредоточиться на "человеческом измерении" общеевропейского процесса. В повестке дня главное место д.б. занять вопросы, бывшие наиболее болезненными для Советского Союза - правозащитные. Это было серьезное испытание намерений СССР. Но формирование атмосферы доверия в отношениях с Западом было составной частью "нового политического мышления". Подобно тому как руководство Н.С.Хрущёва в 1953-1955 пошло на серию односторонних уступок Западу для подтверждения серьезности своих намерений, М.С.Горбачёв тоже, стремясь добиться ослабления напряжённости, искал способ повлиять на зарубежное общественное мнение и правящие элиты западных стран, чтобы заставить США и страны Западной Европы относиться к его словам серьезно.
Зарубежные
партнёры, понимая сложность положения
М.С.Горбачёва, стремились побудить его
к более радикальным шагам. Таковыми,
с т.з. зарубежных политиков, могли
быть меры по реформированию советской
политической системы через её демократизацию,
внедрение практики идейного и политического
плюрализма в советском обществе.
Подобные идеи встречали отклик самого
М.С.Горбачёва и части его
Информация о работе Проблема безопасности и сотрудничества в Европе 1945 – 1991 гг.