Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 08:26, реферат
В период после окончания Второй мировой войны исключительно важным стало укрепление безопасности стран Европы в мировой политике, экономике, культуре, военной сфере. Длительное время после войны Европа была разделена на две противоборствующие системы – капиталистическую и социалистическую. Одновременно осуществлялась активная политическая и дипломатическая деятельность по нормализации и улучшению международной ситуации (на Европейском континенте), велись активные консультации по формированию общеевропейских институтов международных отношений, признанию незыблемости послевоенных государственных границ, осуществлению военной разрядки между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД). Таким же важным и действенным шагом стали подготовка и проведение общеевропейского форума по выработке концепций мирного сосуществования стран с различным общественным строем, создание новой системы европейской безопасности. Венцом этих действий стало подписание Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.). Последующее усиление стран Западной Европы в евро-атлантическом оборонном сообществе и радикальные политические изменения в Европе начала 90-х годов. поспособствовали тому, что процесс развития системы европейской безопасности продолжается и в наши дни.
ГЛАВА 1 Становление и противоречия развития системы европейской безопасности после Второй мировой войны………с. 3
ГЛАВА 2 Подготовка и основные этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе........с. 9
ГЛАВА 3 Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в решении вопросов международной разрядки на континенте……….с.17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... с. 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
ЯНКИ
КУПАЛЫ
Факультет
истории и социологии
Кафедра
всеобщей истории
Реферат на тему:
Проблема
безопасности и сотрудничества
в Европе (1945 – 1991
гг. )
Студентки 3 курса
и социологии
Гродно 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1 Становление и противоречия развития системы европейской безопасности после Второй мировой войны………с. 3
ГЛАВА 2 Подготовка и основные этапы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе........с. 9
ГЛАВА 3 Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в решении вопросов международной разрядки на континенте……….с.17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... с. 19
В период после окончания Второй мировой войны исключительно важным стало укрепление безопасности стран Европы в мировой политике, экономике, культуре, военной сфере. Длительное время после войны Европа была разделена на две противоборствующие системы – капиталистическую и социалистическую. Одновременно осуществлялась активная политическая и дипломатическая деятельность по нормализации и улучшению международной ситуации (на Европейском континенте), велись активные консультации по формированию общеевропейских институтов международных отношений, признанию незыблемости послевоенных государственных границ, осуществлению военной разрядки между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД). Таким же важным и действенным шагом стали подготовка и проведение общеевропейского форума по выработке концепций мирного сосуществования стран с различным общественным строем, создание новой системы европейской безопасности. Венцом этих действий стало подписание Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975г.). Последующее усиление стран Западной Европы в евро-атлантическом оборонном сообществе и радикальные политические изменения в Европе начала 90-х годов. поспособствовали тому, что процесс развития системы европейской безопасности продолжается и в наши дни.
Глава 1: «Становление и противоречия развития системы европейской безопасности после Второй мировой войны».
Раскрытие проблематики европейской безопасности второй половины XX века выводится из понимания того, что в середине 40-х годов правовая субъектность европейских стран оказалась частично ограниченной. Не в силах выдвинуть и развить свои проекты региональной стабильности в вопросах военно-политических взаимоотношений европейские страны обладали качествами объекта, а не субъекта; источники движения Западной Европы и Центральной и Восточной Европы в плоскости безопасности были вынесены территориально за их пределы, будучи представленными СССР и США.
По
завершению Второй мировой
Основа
региональной системы безопасности
в Европы сложилась из следующих
трех документов, которые предопределили
направление политического
заключительный коммюнике Ялтинской конференци (11 февраля 1945 г.) и Протокол Берлинской конференции трех великих держав (1 августа 1945 г.)[25]. Положения Атлантической хартии вошли в «Декларацию об освобожденной Европе»[26], которая стала частью ялтинских соглашений.
В период возникновения этих трех документов основные авторы (США и СССР) интенсивно применяли к объекту (европейскому субконтиненту) свои внешнеполитические стратегии: доктрину Сталина и универсализм Рузвельта.
Доктрина
Сталина, сформированная к 1930 г. и следуемая
её автором неуклонно, характеризуется
как «особый специфический, оригинальный
сплав традиционализма и
Понятие
«универсализма Рузвельта» имеет двойное
раскрытие. Его нормативная часть
состояла из тезиса о том, что международные
отношения должны базироваться на общих
международно-правовых нормах, распространяющихся
на все международное сообщество
в целом, на все государства без
исключения. Его практическое измерение
заключалось в усиленной
Коммюнике
Ялтинской конференции
Во время
Потсдамской (Берлинской) конференции
отсутствие наработанных доверительных
отношений между участниками
конференции, скорый мир и «непоследовательная
политика Трумэна»[28] отнюдь не поощряло
стороны добиваться компромисса
любой ценой. После позитивной и
многообещающей Тегеранской встречи
и реалистического
Принимая Европу за систему, проходящую через начальный этап своего очередного формирования, мы выделяем два системообразующих фактора: США и СССР, доктрину Сталина и политику Рузвельта соответственно. В целом позитивная интеграционная политика Рузвельта оказывала примирительный эффект на СССР, цели которого были уже достигнуты, поэтому СССР мог позволить себе рискнуть и принять участие в работе ООН. В долгосрочной перспективе СССР – при следовании стратегии Рузвельта - мог отказаться от «санитарного кордона» и всех «сфер интересов» ради единой глобальной системы коллективной безопасности.
От этого комплексного подхода, от стратегии Рузвельта, иногда называемой «наступлением Рузвельта» (Roosevelt’s offensive[29]), откажется администрация Трумэна, и вновь на первый план вышла Атлантическая хартия, являющаяся первым документом международного характера, оказавшим глубокое воздействие на будущее обустройство этого объекта. В 1946-1947 гг. в момент усиления советско-американских противоречий именно Хартия станет формальным поводом США публично указать на несхожесть позиций союзников по ключевым вопросам, позволит обнаружить действующие противоречия, ранее скрываемые ради крепости военного альянса, и, не сумев эти противоречия разрешить в краткосрочный период, разделить Европу на два военных блока.
Администрация
Рузвельта ранее могла найти
способ совместить Атлантическую хартию
и советский «санитарный
В 1945-1947
гг. на фоне сложившейся договорной
базы послевоенного урегулирования
разворачивался начальный этап советско-американского
противостояния в Европе. Практика
советско-американских взаимоотношений
в рамках Союзнических контрольных
комиссий и двусторонние обсуждения
экономических вопросов оказались
наполненными конфликтом, что сделало
невозможным повторное
К 1947 г.
произошла эволюция европейской
политики США при пассивной обороне
СССР, где экономика вновь стала
решающим фактором в процессе ее формирования.
Прогнозируемый экономический спад
в США грозил существенно изменить
политико-экономические
Начавшееся жесткое противостояние и попытки применить «атомную дипломатию» вызвали то, чего ранее боялся Рузвельт в отношениях с Советами, а именно, «феномена изоляции СССР»[30] и потери всех возможных рычагов влияния на СССР. Для Европы как системы это означало только одно: появление двух разных векторов развития, двух разных политик по реконструкции, последующее возникновение двух экономических и военно-политических отдельных систем, чье противостояние станет производной от противостояния США и СССР.
Слабый
экономический базис Западной Европы
не привел к выдвижению какой-либо значимой
самостоятельной оборонной
Усилению Запада противопоставлялось укрепление СССР. Все последующие движения СССР по сути своей были ответом, или «рефлексией», на действия США в Европе. В мае 1947 г. США предложили План Маршалла. СССР, «поставленный в условия, неспособствующие участию в нем»[31], ответил Планом Молотова в июле 1947 г., созданием Коминформа (сентябрь 1947 г.) и событиями в Чехословакии (февраль 1948 г.). На денежную реформу в Западной Тризонии (18 июня 1948 г.) СССР отреагировал блокадой Берлина. На членство ФРГ в НАТО СССР ответил в 1955 году созданием Организации Варшавского договора – своей региональной организацией коллективной обороны.
В 1955 году
завершился процесс создания противостоящих
блоков, организованных по принципу зеркального
отражения. Стабильность в соотношении
сил, достигнутая в Европе, оказалась
важнее всех объявленных идеологических
парадигм, что положительно сказалось
на советско-американском диалоге: краткосрочные
периоды «разрядки», «Дух Женевы»
и попытки ввести совместный контроль
над проблемами вооружения – все
это уводило СССР и США от жесткого
противостояния. На первый план вышла
проблема вооружений: СССР и США, консолидируя
свои военно-политические блоки и
используя современные военно-
На Берлинском
совещании министров
Информация о работе Проблема безопасности и сотрудничества в Европе 1945 – 1991 гг.