Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:21, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение положения рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд исследовательских задач:
- рассмотрение особенностей рабства на Востоке в целом. Выявление общих положений, посвященных рабам.
- сравнение различных точек зрения на рабство в Вавилонии данного периода (VII-IVв до н.э)
- рассмотрение рабства по половому принципу, опираясь на материал источников.
Введение……………………………………………………………………………...3
§ 1. Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы…………………3
§ 2. Характеристика источников……………………………………………………3
§ 3. Историографический обзор…………………………………………………….4
Глава I. Общая характеристика рабства в Вавилонии VII-IV вв. до н.э…………6
§1. Что такое рабство. Какими признаками можно охарактеризовать положение раба……………………………………………………………………………………6
§2. Источники рабов…………………………………………………………………9
Глава II. Мужское рабство…………………………………………………………11
§1. Повседневная жизнь рабов мужчин…………………………………………...11
§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабам……………………..13
§3. Занятия рабов мужчин…………………………………………………………15
Глава III. Женское рабство...………………………………………………………21
§1. Повседневная жизнь рабынь…………………………………………………..21
§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабыням…………………22
§3. Занятия рабынь………………………………………………………………....23
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………...26
Занятия
рабынь.
Ремесло. «Рабыни не могли использоваться в качестве ремесленников, т.к. это была мужская работа. Как правило, даже многие мужчины рабы не владели ремеслами»3.
Очевидно,что: «Рабыни использовались только для домашних услуг. Это в еще большей степени верно в отношении рабынь, которые по преимуществу были заняты домашними работами, особенно когда семья владела только одной - двумя рабынями, что и было характерно для большинства состоятельных людей»4.
Рабыни могли быть агентами и контрагентами. «Нередко рабыни занимались регулированием денежных расчетов своих хозяев с их контрагентами. Также рабыни являлись свидетелями при заключении сделок»1.
Женщина рабыня могла нанимать работников для работы на участке: «Забаба-шум-уцур, сын Набу-мукин-зера, потомка начальника строителей, отдал своего сына Набу-буллитсу в распоряжение Шеббаты, рабыни, принадлежащей Шуле, за наемную плату в 4 сикля серебра в год. В этом году в месяцы аяру и ташриту Набу-буллитсу [должен выполнять] работу у Забаба-шум-уцура»5.
Отсюда возникает вопрос - неужели женщина в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. стояла на одной ступеньке с мужчинами? Так же могла владеть землей, распоряжаться имуществом? Скорее всего, нет. Вернее было бы предположить, что указанная выше Шеббата нанимала работника не для себя, а для своего хозяина.
______________________________
1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974. С.85.
2Там же. С.126. 3Там же. С.174. 4Там же. С.147. 5Там же. С.236.
6Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.235.
Заключение.
Исходя из изложенного выше материала, можно сделать вывод, что данная тема действительно актуальна. В ней отражен непредвзятый взгляд на рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. В контрольной работе раскрывается повседневная жизнь рабов, их обязанности, место в жизни общества.
Итак, низший класс вавилонского общества составляли рабы - "вардум". В науке до сих пор остается открытой проблема рабства на Востоке. В контрольной работе были изложены мнения некоторых исследователей по вопросу определения рабства. В основном мнения всех ученых разделились на три группы. Для первых раб в Вавилонии считался личностью, для вторых - вещью, а третьи говорят о легком переходе из рабского состояния в свободное, поэтому не прощупывают разницы между рабом и свободным. Эта последняя точка зрения устарела.
Также в работе рассмотрен вопрос обозначения рабства. Количество терминов, обозначающих рабов, достигает десятка, поэтому нельзя говорить о наличии четкой социальной терминологии в нововавилонское время. К тому же некоторые термины обозначают как рабов, так и юридически свободных людей. Понять, о ком идет речь, практически всегда можно из контекста.
Источниками рабства служили война, имущественное расслоение, приводившее к долговой кабале, неравноправное положение членов семьи, находившихся под патриархальной властью отца, что давало ему право отдать их в залог или продать в рабство, обращение в рабство за некоторые преступления, усыновление подкинутого ребенка с последующим превращением его в раба, наконец, естественное воспроизводство рабов. В изучаемый период совершенно исчезла практика самозаклада и самопродажи. Кредитор мог арестовать неплатежеспособного должника и заключить его в долговую тюрьму, но не имел возможности продать его в рабство третьему лицу. Муж не мог отдать в залог жену, однако имел право отдать своих детей, хотя такая практика была довольно редкой. Продажа детей родителями, по-видимому, разрешалась законом, но тоже была чрезвычайно редка.
Семья среднего достатка имела от 2 до 5 рабов. Иногда в богатых семьях их число достигало нескольких десятков. Рабы были имуществом, вещью хозяина: в случае их убийства или членовредительства хозяину возмещали ущерб или отдавали раба за раба. Рабов продавали, покупали, отдавали в наем, дарили, похищали. Они имели ряд отличий: это могли быть таблички на груди, особая прическа, клеймо, проткнутые уши. Рабы нередко убегали от хозяев или пытались оспорить свое рабское состояние, но за это их жестоко наказывали.
Так как моя работа в целом посвящена рассмотрению мужского и женского рабства, сравним положение мужчины раба и женщины рабыни в Вавилонском обществе VII-IV вв. до н.э. (отметим, что больших отличий между положением рабов и рабынь в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. не было). Возникающие различия связаны в первую очередь с физиологическими различиями между мужчиной и женщиной, с такими характеристиками как выносливость, физическая сила. В связи с этим женщины не могут быть заняты в ремесле или сельском хозяйстве. Их сфера деятельности - домашнее хозяйство. Следующие различия связаны с естественными взаимоотношениями мужчины и женщины, со способностью женщин рожать детей. Так, только женщины занимались культовой проституцией, т.к. храмам был выгоден естественный прирост рабского контингента. Различия также присутствуют в сфере имущественных отношений. Только мужчины могли иметь пекулий. Зато в сфере гражданских отношений рабы и рабыни были равны. Рабов вообще не считали гражданами, поэтому ни мужчины, ни женщины этого класса не платили налоги и не облагались трудовыми повинностями в пользу государства. К тому же и мужчины, и женщины могли выступать в качестве агентов своих хозяев, могли быть свидетелями при заключении юридических сделок. Рабы, независимо от пола, могли стать вольноотпущенниками.
В конце хочется еще раз вспомнить мысль
о том, что рабство в Вавилонии никогда
не достигало такой ступени развития,
чтобы можно было говорить о господствующей
роли труда рабов в экономике. Рабский
труд являлся только одним из типов принудительного
труда, и притом не всегда самым значительным
по своей роли.
Список
использованной литературы.
Источники:
Вавилонские
хозяйственные документы VII-IV вв.
до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего
Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М.,
1980.Ч.1. С. 225-243.
Научная
литература:
Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.
Зельин К.К., Трофимова М.К. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. / К.К. Зельин, М.К. Трофимова. - М., 1969.
История древнего мира. / Под ред. И.М. Дьяконова. Кн.2 - М., 1989.
Мейер Э. Рабство в Древнем мире / Э.Мейер. - М., 1907.
Рифтин
А.П. Старо-вавилонские юридические
и административные документы в
собрании СССР / А.П. Рифтин. - М. Л., 1937.
Справочная
литература:
Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона / Т.51.
- М., 1899.
Информация о работе Положение рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.