Положение рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение положения рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд исследовательских задач:

- рассмотрение особенностей рабства на Востоке в целом. Выявление общих положений, посвященных рабам.

- сравнение различных точек зрения на рабство в Вавилонии данного периода (VII-IVв до н.э)

- рассмотрение рабства по половому принципу, опираясь на материал источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

§ 1. Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы…………………3

§ 2. Характеристика источников……………………………………………………3

§ 3. Историографический обзор…………………………………………………….4

Глава I. Общая характеристика рабства в Вавилонии VII-IV вв. до н.э…………6

§1. Что такое рабство. Какими признаками можно охарактеризовать положение раба……………………………………………………………………………………6

§2. Источники рабов…………………………………………………………………9

Глава II. Мужское рабство…………………………………………………………11

§1. Повседневная жизнь рабов мужчин…………………………………………...11

§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабам……………………..13

§3. Занятия рабов мужчин…………………………………………………………15

Глава III. Женское рабство...………………………………………………………21

§1. Повседневная жизнь рабынь…………………………………………………..21

§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабыням…………………22

§3. Занятия рабынь………………………………………………………………....23

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.53 Кб (Скачать)

_________________________

1Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.51. - М., 1899. С.35.

 2Зельин К.К., Трофимова М.К. Формы зависимости в Восточном Средиземноморье эллинистического периода. / К.К. Зельин, М.К. Трофимова. - М., 1969.С.6-7, 23,29,43

Полноправные  свободные были членами общины и  народного собрания и экономически независимы, имели определенные привилегии. Что же касается рабов, они - вещь хозяина  и по отношению к последнему у  них только обязанности, но никаких  прав»1. Далее он пишет: «Для исследования проблемы рабства в Вавилонии I тысячелетия имеются вполне надежные источники. Но даже исчерпывающее и убедительное исследование проблемы рабства в античном смысле не дает возможности понять механизм общества, его социально-экономическую структуру».

     Принимая во внимание определение раба, данное Зельиным (раб - собственность другого лица, но не обязательно товар и не обязательно лишен средств производства), Дандамаев считает его абсолютно верным в методологическом плане, но считает необходимым применительно к Вавилонии VII-IV вв. несколько сузить его. Он считает, что в Вавилонии этого периода рабы наравне со скотом были основным видом движимого имущества, их часто продавали, обменивали на другое имущество и т.д. Если удается установить, что лица, обозначенные определенным словом, могли быть проданы, тогда само это слово принимается нами как термин для рабов. Другим критерием рабского статуса является клеймение, с помощью которого отличали людей, представляющих чью-то собственность, или лиц, совершивших преступление. Правда, иногда ввиду нечеткости в употреблении некоторых терминов иногда могут возникнуть трудности при определении статуса лиц, названных в тексте рабами.

     Дандамаев также пишет: «Вавилонские рабы могли владеть землей, домами, скотом, орудиями производства и т.д.»2. Например, существует целая серия документов посвященных богатому рабу. В тексте есть прямое перечисление скота, которое дается внаем: «18 баранов больших…баранов двухлетних, 14 барашков, 11 больших суягных овец, 19 годовалых овец, 6 больших козлов, 1 двухлетний козел… больших суягных коз, 1 годовалая коза, всего 141 [голова] мелкого скота, белого и черного, больших и маленьких, принадлежащих Рибату, сыну Бел-рибы, рабу Римут-Нинурты».3 Но у нас нет оснований считать это имущество собственностью самих рабов, а в ряде случаев даже удается доказать, что имущество раба принадлежало его хозяину. «При таком подходе вавилонские рабы VII-IV вв. в отношении юридического статуса заметно не отличаются от античных. Рабы в Вавилонии были полной, ничем не ограниченной собственностью хозяина, и , по-видимому, не было даже

_______________________

1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.50.

2Там же. С.51-52.

3Вавилонские хозяйственные  документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия  по истории Древнего Востока  / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С. 230.

правового запрета  убить своего раба. Среди вавилонских  рабов были также богатые и  влиятельные, но ведь такие рабы имелись  и в развитых античных государствах. Поэтому, нет оснований проводить  какую-то резкую грань между античными и вавилонскими рабами»1.

     Статус рабства был наследственным. В начале было приведено мнение Мендельсона о текучести состава рабов на Ближнем Востоке и легкости перехода из рабского состояния в свободное, и наоборот. М. А. Дандамаев не согласен с этим выводом и считает его ошибочным:  «О переходе из одного статуса в другой можно говорить (да и то лишь условно) только в тех случаях, когда речь идет о рабстве-должничестве, ограниченном во времени действовавшим законодательством. Во-первых, должника, лишь временно работающего на кредитора, вряд ли следует причислять к рабам. Во-вторых, в Вавилонии I тысячелетия, по-видимому, не было законов, ограничивающих рабство-должничество определенным сроком, да и само долговое рабство в это время не имело широкого распространения. Правда, рабов можно было отпустить на свободу, но вольноотпущенники, по всей вероятности, не могли добиться тех прав, которыми пользовались граждане. Поэтому нет никаких оснований полагать, что рабы могли легко стать и становились свободными»1.

     Как и в вопросе определения рабства нет общего мнения, так нет и полной ясности в терминологии. В источниках встречаются различные обозначения рабов. М. А. Дандамаев выделяет девять специальных терминов для обозначения рабства. Одни из них являются абстрактными, собирательными терминами для рабов, другие всегда указывали на конкретного раба или рабыню. Кстати, термины для обозначения рабов мужчин, рабов женщин и рабов детей отличались. Нередко одно и то же лицо в документе обозначалось несколькими различными терминами. Весьма трудно бывает ответить на вопрос, что в точности имели в виду вавилоняне под каким-либо словом. Иногда одним и тем же словом назвали как рабов, так и свободных. Поэтому перевод слова обычно делают из контекста. Наконец, иногда рабы упоминаются просто по имени. Хотя в редких случаях так могут быть упомянуты и свободные. Контекст почти всегда дает возможность установить социальный статус таких лиц.  

Источники рабов. 

     Подавляющее большинство рабов было местного (вавилонского) происхождения. В нововавилонское время многие патриархальные формы

__________________________________

1 Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.52-53.

пополнения  контингента рабов уступают место  другим. Перечислим их: обращение военнопленных в рабов; естественное воспроизводство рабов из поколения в поколение; обращение полноправных граждан в рабов за нарушение определенных законов; долговое рабство; усыновление подкинутого ребенка другим лицом с последующим превращением его в раба; продажа родителями своих несовершеннолетних детей в рабство.

     В нововавилонский период первые две формы пополнения количества рабов были наиболее актуальны и широко использовались на практике. Рабам разрешалось жить семьями, поэтому естественный прирост был основным источником увеличения рабского контингента. Чужеземцы же появились в большом количестве в Вавилонии после успешных военных походов.

     Остальные, перечисленные формы увеличения численности рабов, не являлись сколько-нибудь существенным источником рабства. Например, долговое рабство уже не имело такого большого значения, как в предшествующие эпохи, хотя и продолжала существовать: «Редко кто оставлял своих детей на улице для усыновления. Продажа родителями своих несовершеннолетних детей в рабство стало достаточно нетипичным явлением»1.  Хотя в документах есть упоминание о таком событии:

     «Банат-Иннин, дочь Нергал-иддина, сказала в народном собрании Набу-шар-уцуру, представителю Эанны, и Зерия, управителю Эанны, сыну Ибни, потомка Эгиби, следующее: «Муж мой Набу-зер-укин умер, [а] в стране царит голод и [поэтому] я заклеймила своих малолетних детей Шамаш-Рибу и Шамаш-леу и отдала [их богине] Белит Урукской. Пока живы они действительно будут храмовыми рабами Белит Урукской»2 - из этого отрывка явно видно, что мать отдала своих детей в храмовое рабство, к тому же она поставила на них клеймо («заклеймила»), что несомненно является признаком рабского положения.

     Также есть упоминание об отдаче ребенка в рабство родителями: «Инна-цилли-баби, булочник, сын Ахушуну, храмовый раб [богини] Иштар Урукской, обратился к судям Нергал-шар-уцура, царя Вавилона, со следующими словами: «[Вот] 10 лет с тех пор, как мой отец Ахушуну отдал меня за ссуду в 2/3 мины 2 сикля серебра в залог в распоряжение жрицы [по имени] Ахата, чтобы я служил ей»3 .  
 

__________________________________

1 Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974. С.67-69.

2Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.240.

- С. 242-243.

3Там же. С.242.

Глава 2. Мужское рабство.

Повседневная  жизнь рабов мужчин. 

     Исходя из данных источника, можно заключить, что рабов мужчин было значительно больше чем рабов женщин.

     Чтобы легче было представить описанное время, посмотрим сначала, как одевались рабы, что они ели, где жили, что делали.

     Большая часть рабов в VII-IV вв. жила семьями. Нередко рабов целыми семьями закладывали, продавали или отдавали в приданое: «Семья обычно состояла из раба, его жены и детей. Таким образом, нововавилонское право допускало браки (или, может быть, точнее будет сказать сожительство) между рабами. Однако такие браки, очевидно, были возможны только в тех случаях, когда хозяину это было выгодно по экономическим или другим соображениям. При желании хозяин всегда мог продать членов семьи раба отдельно друг от друга или разлучить их другим способом. Разрешались также браки между частновладельческими и храмовыми рабами, естественно, с согласия хозяев обеих сторон. Дети от таких браков становились собственностью храма. В нововавилонское время также допускались браки между рабами и свободными»1 .

     Рассмотрим сведения о пайках рабов. Документы свидетельствуют о том, что дневной рацион взрослого раба обычно равнялся 0,7 - 0,8 л ячменя или фиников, а средняя продовольственная норма взрослого свободного работника была немногим менее 1 л. Следовательно, значительной разницы между зерновыми пайками рабов и свободных не было: «Рабы помимо хлеба и фиников ничего не получали, в то время как свободным наемникам выдавалось пиво, соль, горчица, растительное масло и т.д. правда, рабы, отпущенные на оброк, или имели собственное хозяйство, или нанимались на работу. Естественно, они не зависели от обычных продовольственных норм. Кроме того, рабы, принадлежащие высокопоставленным лицам, могли получать более разнообразную пищу»2.    

     Что же касается одежды рабов, наши сведения об этом крайне скудны. Отдавая раба кредитору, хозяин должен был снабжать его ежегодно одним платьем. Рабы, обучающиеся ремеслу, также получали платье от хозяина:  «Мина-ана-Белдан, сын Лабаши, потомка каменщика, отдал своего раба Инна-Набу-ултараха для обучения строительному делу на восемь лет

______________________________

1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.238-240.

2Там же.С.142-143.

Шузибани-Белу, сыну Ахиттабши. […] [В течение] одного года продовольствие и рабочую одежду Инна-Набу-ултараху должен давать Мина-ана-Белдан»1. «Очевидно, рабов по одежде было невозможно отличить от свободных. Эта одежда вероятнее всего была самая дешевая. В то же время рабы, имевшие свой пекулий, могли одеваться в богатые одежды, подражая богатым людям»2.

      В большинстве случаев рабы жили в домах своих хозяев, занимая, очевидно, худшие комнаты или хозяйственные помещения. «Бедные оброчные рабы, как и беднота из сословия свободных, арендовала маленькие комнатки, расположенные чаще всего на крышах жилых домов или складов»3 .

«Бел-цуле-шиме, раб Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби взял у пекаря Шушранни-Мардука, сына Мардук-надин-аха, потомка Адад-шум-эреша, Шарид-туппу, деда Шуршанни-Мардука в аренду помещение на крыше амбара за 2 ка хлеба в день»4. «Арендная плата за такие помещения равнялась около 1 сикля серебра в год»5. В то же время рабы могли арендовать и часть дома:

«Дом  Бел-иддина, сына Набу-этира, [а именно] южную [и] восточную [части] и верхний  этаж, Амату добровольно сдала  на четыре года Ки-Набу, рабу Арад-Набу, для жилья за 12 лепешек в день и 1/2 сикля серебра в год»6. «Конечно, некоторая часть самостоятельных рабов могла арендовать дома совсем не уступающие домам зажиточных граждан»7.

     К сожалению, прямых данных о продолжительности жизни вавилонян чрезвычайно мало. Можно полагать, что средняя продолжительность жизни рабов была несколько ниже, чем свободных. При найме и закладе рабов предусматривалось возмещение для работодателя или кредитора в случае болезни или смерти рабов.   

      Сведения текстов о болезнях рабов очень скудны. «Иногда в документах отмечались факты продажи престарелых рабов, которые оценивались в несколько раз дешевле молодых. Можно говорить о том, что хотя бы часть рабов жила по 60-80 лет. Во всяком случае, вавилонянам была чужда характерная для развитых античных государств практика максимально

______________________________

 1Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.229.

2Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.143.

Информация о работе Положение рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.