Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:21, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение положения рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд исследовательских задач:
- рассмотрение особенностей рабства на Востоке в целом. Выявление общих положений, посвященных рабам.
- сравнение различных точек зрения на рабство в Вавилонии данного периода (VII-IVв до н.э)
- рассмотрение рабства по половому принципу, опираясь на материал источников.
Введение……………………………………………………………………………...3
§ 1. Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы…………………3
§ 2. Характеристика источников……………………………………………………3
§ 3. Историографический обзор…………………………………………………….4
Глава I. Общая характеристика рабства в Вавилонии VII-IV вв. до н.э…………6
§1. Что такое рабство. Какими признаками можно охарактеризовать положение раба……………………………………………………………………………………6
§2. Источники рабов…………………………………………………………………9
Глава II. Мужское рабство…………………………………………………………11
§1. Повседневная жизнь рабов мужчин…………………………………………...11
§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабам……………………..13
§3. Занятия рабов мужчин…………………………………………………………15
Глава III. Женское рабство...………………………………………………………21
§1. Повседневная жизнь рабынь…………………………………………………..21
§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабыням…………………22
§3. Занятия рабынь………………………………………………………………....23
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………...26
______________________________
1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.159-162.
2Там же. С.162-163. 3Там же. С. 164.
3Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.235.
4Там же. С.228.
совершенстве пекарному делу»1.
В этом тексте речь уже идет о рабе ремесленнике, обучающем других своему мастерству: «Амат-Баба, дочь Калбы, потомка Набая, отдала Улту,-пани-Белшуллума, своего раба, кожевника, за его наемную плату в 10 [пар] кожаной обуви [в распоряжение] Набу-буллитанни, раба, принадлежащего Эа-нациру, сыну… . Он должен обучить его в совершенстве кожевенному делу. С первого дня [месяца] аддару Улту-пани-белшуллум [находиться] в распоряжении Набу-буллитанни»2. Еще один документ, уже упоминавшийся выше, говорит об обучении раба строительному делу.
Во всех случаях речь идет о рабах-мужчинах, отданных в обучение. Возраст их не указывается, как и возраст мастеров, но, по-видимому, они были молодыми людьми.
«Нередко мастера сами были рабами. Обучение в зависимости от ремесла продолжалось от 15 месяцев до 6-8 лет и в течение этого времени ученик, очевидно, находился у мастера. Работал ли ученик круглый год или имел определенное количество выходных дней, сказать трудно. Хозяин должен был содержать своего раба (Об этом написано выше). Мастеру платой служил труд раба и, кроме того, после успешного и своевременного завершения обучения иногда он получал от рабовладельца подарок - обычную одежду. Однако если мастер не выполнит своего обязательства и не научит ученика ремеслу, заставляя его заниматься посторонней работой, то он должен возместить хозяину раба стоимость трудовой повинности последнего за все время обучения. После завершения обучения раб работал у своего хозяина или оставался у мастера, который выдавал за него наемную плату, уплачивая хозяину оброк»4. Многие рабовладельцы отдавали своих рабов для обучения ремеслам, т.к. квалифицированный ремесленник давал хозяину гораздо больше дохода, чем простой раб. Однако отдавать раба в обучение могли только очень богатые люди: «Во время обучения раб не приносил владельцу никакой выгоды, к тому же он должен был нести расходы по его содержанию. Отдавать в обучении одного из трех имеющихся у среднего рабовладельца рабов очень не выгодно»5.
Однако можно с уверенностью сказать, что рабы, принадлежащие
______________________________
1Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.229.
2Там же.С.229.
3Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.170.
4Там же.С .170.
5Там же. С.175.
ремесленникам, часто работали в мастерской хозяина. «Однако многие ремесленники имели только одного раба, который обслуживал дом и выполнял неквалифицированные работы в мастерской. Следовательно в Вавилоне VII-IV вв. не было крупных ремесленных предприятий, основанных на рабском труде. Конечно, в этот период квалифицированные рабы-ремесленники упоминаются чаще, чем в предшествующие периоды. Но труд рабов не играл решающей роли и не мог вытеснить труд свободных в области квалифицированного производства»1.
Легко можно заметить, что в VII-IV вв. в Вавилонии было сравнительно много рабов, которые имели семьи, владели землей, домами и значительным движимым имуществом. Рабовладельцу был выгоден раб, работавший на свой страх и риск и плативший оброк, поэтому часто раб получал право на пекулий. «Рабы, имевшие пекулий /лат. peculium - собственность, имущество, от pecus - скот. Часть имущества господина (участок земли, сумма денег) которая предоставлялась рабу для ведения хозяйства/ в экономической жизни действовали как свободные и, подобно последним, распоряжались своим имуществом: брали и давали ссуду деньгами, натуральными продуктами свободным и рабам. Рабы занимались торговлей, открывали корчмы, ремесленные мастерские, обучали других лиц различным ремеслам. Они закладывали свое имущество или сами брали в залог чужое имущество, продавали и покупали, арендовали у своих хозяев и у других лиц и сами сдавали в аренду дома, землю и т.д. Когда у одного раба не хватало средств, объединялись несколько рабов или рабы со свободными»2.
«5 мин серебра, принадлежащего Бел-кациру, сыну Мардук-этира, потомка прачечника, и 5 мин серебра, принадлежащего Набу-ялу, рабу Мардук-нацир-апли, потомка Эгиби, они оба внесли совместно для торговли»3, - из этого документа явно видно, что рабы вели вместе со свободными и торговые дела.
«Кроме того, рабы покупали рабов, чтобы использовать в своем хозяйстве. Рабы могли нанимать и свободных в качестве своих гонцов, агентов и наемных работников, а также брать в долговой залог рабов и свободных»4 .
Что же делали с пекулием, если раба продавали?
«Тексты не дают прямого ответа на этот
вопрос, но косвенные данные позволяют
полагать, что пекулий, по крайней мере,
в большинстве случаев оставался во владении
раба, а его ______________________________
1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С. 175-176.
2Там же.С.226-227.
3Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.230.
4Дандамаев М.А.
Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А.
Дандамаев. - М.,1974.С.227.
новый хозяин должен был доплатить за этот участок земли»1.
Платили ли рабы налоги? «Скудный материал текстов позволяет полагать, что частновладельческие рабы не обязаны платить государственные налоги и нести общественные повинности. В тех случаях, когда они платили подати или выполняли повинности, это делалось в частном порядке по договоренности со свободными контрагентами и за соответствующее вознаграждение. Иногда свободные, которые сами были не в состоянии из-за старости или по другим причинам нести царские повинности с наделов лука, усыновляли рабов, чтобы возложить на них выполнение повинностей»2.
Обратимся к следующему вопросу - мог ли раб быть отпущен на свободу? «Да, для этого существовало два способа: господин отпускает раба на свободу с условием, что он будет служить своему бывшему хозяину, пока последний жив; свободные (либо сам господин, либо другое лицо) усыновляют раба.
После того, как хозяин отпустил своего
раба, он не мог произвольно снова поработить
его. Однако, отпуск рабов на свободу не
носил массового характера»3.
______________________________
1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.232.
2Там же. С.243.
3Там же.С.262-264.
Глава 3. Женское рабство
Повседневная
жизнь рабынь.
Хотя данных о мужчинах рабах немного, все же мы знаем о них больше, чем о женщинах рабынях. Источники дают очень скудный материал относительно женского рабства. И все-таки из него можно сделать достаточное количество выводов.
Женщины становились рабынями в основном, типичными для того времени способами, но был еще один, нетипичный способ обращения в рабство женщин: «В нововавилонское время свободным женщинам запрещалось сожительствовать с мужчинами, за это они карались обращением в рабство. Очевидно, в это время в отличие от некоторых более ранних периодов свободные женщины не имели права заниматься проституцией, если она не была связана с культом». «К тому же в документах упоминается выражение, переводимое как «клеймо рабыни», с указанием, что этим клеймом будут отмечены девушки, принадлежащие к сословию свободных, если они будут развратничать»1. Но зато жена должника, в отличие от его детей, не могла попасть в долговое рабство, т.к это не разрешалось.
Большинство рабынь состояло в браке, но брак этот мог заключаться только с разрешения хозяина. «Также как и мужчины рабы, они могли выходить замуж как за рабов, так и за свободных. Причем дети от браков рабов со свободными скорее всего становились свободными, во всяком случае если их усыновили свободные. Но, нет данных считать, что дети от таких браков во всех случаях считались свободными»3. Как уже говорилось выше, рабовладелец мог продавать членов семьи раба по отдельности или разделять их другим способом. К тому же: «В нововавилонское время рабовладелец, естественно, мог жить со своими рабынями, имел право продать рабыню, которая родила ему детей. Дети хозяина, не усыновленные хозяином при его жизни, по всей вероятности, после его смерти становились рабами»4.
Обратимся теперь к сведениям о пайках отданных в наем рабынь: «Месячный рацион такой рабыни составлял 4 сут (20 л) ячменя, т.е. немногим менее 0,7 л в день. Значительной разницы между пайками свободных людей и рабов не было. Между тем, при разводе муж обязался платить жене и детям алименты продуктами. А тем женщины, чьи мужья находились на военной службе, государство также давало пайки, 1,2 л на каждую»5.
______________________________
1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.С.84,138.
2Там же. С.241. 4Там же. С.240. 5Там же.С.142.
Одежда рабынь (как и мужчин) не отличалась от той, что носили свободные женщины. Единственным отличием была её цена - рабыни носили дешевую.
Женщины рабыни, также как и мужчины: «Жили
в основном в домах своих хозяев, занимая
худшие комнаты. Но помимо этого они могли
снимать маленькие комнатки, расположенные
чаще всего на крышах жилых домов или складов»1.
Сохранился документ в котором говориться:
«Гузану, сын Гимиллу, сдал на два года
«рабское помещение» на крыше в аренду
за 5 1/2 сикля серебра в год Бел-рибе, сыну
Калбы, и Анамуххи-таклак, рабыне, принадлежащей
Баку. Половину серебра они должны уплатить
в начале года, а остальную часть серебра
- в середине года»2.
Действия
рабовладельца по отношению к своим рабыням.
Женщин рабынь продавали: «Бел-каблия-укин, сын Набу-этиранни, продал добровольно свою рабыню Нана-киширрат за 1/3 мины в сиклях, за согласованную цену, Набу-идти-эду-алику, рабу принадлежащему Набу-балату-эрешу, распорядителю имуществом храма Эбаббарра»3.
Клеймили не только свободных женщин, занимавшихся проституцией, но и просто рабынь: «Иддия, сын Син-иддина, Римут, сын Мурану, и Син-зер-ушабши, сын Шамаш-этира, добровольно продали свою рабыню Белтиму, на правой руке которой написано имя Ханнатани и на левой руке которой написано имя Иддия, сына Син-иддина, за 1 мину 18 сиклей очищенного серебра, за полную цену, Иддаху-Набу, рабу Уггия, сыну Икубу, потомка Син-икиши»4. Стоит обратить внимание, что в тексте, у этой рабыни стоит два клейма, одно имя бывшего хозяина (правая рука), другое - настоящего (левая рука): «Нередко рабов перепродавали несколько раз в жизни, и каждый раз клеймили дополнительно, например на обоих запястьях рук одного раба. Иногда количество клейм доходило до трех»5.
Рабынь, так же как и рабов мужчин, могли закладывать за долги.
Еще одним действием допустимым по отношению к рабыням был найм. Если мужчин рабов нанимали в основном частные лица, то рабынь нанимали храмы: «В нововавилонское время была распространена храмовая проституция. В VII-IV вв., как и во все периоды древней истории Месопотамии, сожительство допускалось с рабынями. Кроме того, нередко рабынь отдавали ______________________________
1Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974. С.143.
2Вавилонские хозяйственные документы VII-IV вв. до н. э.// Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С.232.
3Там же. С.234. 4Там же. С.234.
5Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974. С.137.
внаем в публичные дома или отдельным лицам в качестве наложниц. Приведем в пример документ Nbd 682: «если Амитию, рабыню Идти-Мардук-балату, сына Набу-аххе-иддина, потомка Эгиби, увидят с Гузану, сыном Набу-мушетик-урри, потомка Этель-Адада, он (Гузану), должен за время, (пока) он будет с нею, платить Идти-Мардук-балату оброк за нее, (а именно) по 3 сут ячменя в день»1. Отсюда видно, что рабынь отдавали внаем в качестве наложниц.
Рабыни часто входили в приданое, дарились
и переходили по наследству: «Идти-Мардук-балату,
сын Бел-аххе-иддина отдал в приданое за
своей дочерью 10 мин серебра, четырех рабынь
и домашнюю утварь»2.
Информация о работе Положение рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.