Положение рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение положения рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд исследовательских задач:

- рассмотрение особенностей рабства на Востоке в целом. Выявление общих положений, посвященных рабам.

- сравнение различных точек зрения на рабство в Вавилонии данного периода (VII-IVв до н.э)

- рассмотрение рабства по половому принципу, опираясь на материал источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

§ 1. Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы…………………3

§ 2. Характеристика источников……………………………………………………3

§ 3. Историографический обзор…………………………………………………….4

Глава I. Общая характеристика рабства в Вавилонии VII-IV вв. до н.э…………6

§1. Что такое рабство. Какими признаками можно охарактеризовать положение раба……………………………………………………………………………………6

§2. Источники рабов…………………………………………………………………9

Глава II. Мужское рабство…………………………………………………………11

§1. Повседневная жизнь рабов мужчин…………………………………………...11

§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабам……………………..13

§3. Занятия рабов мужчин…………………………………………………………15

Глава III. Женское рабство...………………………………………………………21

§1. Повседневная жизнь рабынь…………………………………………………..21

§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабыням…………………22

§3. Занятия рабынь………………………………………………………………....23

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.53 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………………...3

§ 1. Постановка цели и задач. Обоснование актуальности темы…………………3

§ 2. Характеристика источников……………………………………………………3

§ 3. Историографический обзор…………………………………………………….4 

Глава I. Общая характеристика рабства в Вавилонии VII-IV вв. до н.э…………6

§1. Что такое рабство. Какими признаками можно охарактеризовать положение раба……………………………………………………………………………………6

§2. Источники  рабов…………………………………………………………………9 

Глава II. Мужское рабство…………………………………………………………11

§1. Повседневная жизнь рабов мужчин…………………………………………...11

§2. Действия рабовладельца по отношению к своим рабам……………………..13

§3. Занятия рабов мужчин…………………………………………………………15 

Глава III. Женское рабство...………………………………………………………21

§1. Повседневная жизнь рабынь…………………………………………………..21

§2. Действия рабовладельца  по отношению к своим рабыням…………………22

§3. Занятия рабынь………………………………………………………………....23 

Заключение…………………………………………………………………………24 

Список использованной литературы……………………………………………...26 

Введение. 

Постановка  цели и задач. Обоснование актуальности темы.

     

     Целью контрольной работы является рассмотрение положения рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд исследовательских задач:

- рассмотрение особенностей рабства на Востоке в целом. Выявление общих положений, посвященных рабам.

- сравнение различных точек зрения на рабство в Вавилонии данного периода (VII-IVв до н.э)

- рассмотрение рабства по половому принципу, опираясь на материал источников.

      Объектом  моего исследования является общество в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. Предметом исследования - положение рабов в Вавилонии VII-IV вв. до н.э. (Нововавилонский период).

     Так какое же оно было рабство на Востоке, в частности в Вавилонии? Как жили рабы в то время? Удивительно, но исследований, содержащих ответы на эти вопросы немного. Как покупались и продавались рабы, мы знаем достаточно хорошо, а вот их повседневная жизнь остается для нас загадкой. Думаю, данная тема актуальна, потому что рассматривает «историю повседневности» рабов, что в современной науке является еще новой и мало изученной темой в истории.

     К тому же в советской историографии к проблеме рабов относились как к проблеме угнетенного класса общества. Многие трудности, испытываемые рабами, преувеличивались. Сейчас мнение на этот счет в науке поменялось, а новых трудов на эту тему написано мало. Необходимо выявить объективный взгляд на проблему. Надеюсь, данная работа поможет в формировании этого взгляда. Тема интересна для исследования и содержит в себе ряд вопросов, которые еще не полностью решены в науке. 

Характеристика  источников. 

     Они опубликованы в хрестоматии по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева. - М., 1980.Ч.1. С. 225-243. Источники относятся к типу письменных. Все тексты, опубликованные в названной выше Хрестоматии, переведены и прокомментированы одним из крупнейших специалистов по рабству в Вавилонии М.А. Дандамаевым. В Хрестоматии приводятся тексты о продаже и найме рабов, контракты об обучении рабов различным ремеслам, сделки, заключенные рабами относительно преступлений, совершенных рабами, и судебные протоколы относительно преступлений, совершенных рабами.

     Хотя тексты не озаглавлены и не разбиты по темам, их несложно распределить самостоятельно, т.к. они следуют друг за другом группами, освещающими разные вопросы жизни рабов. Все источники - это деловые документы, составленные в присутствии заинтересованных сторон писцом. В конце каждого документа стоит подпись этого писца и подписи свидетелей, что позволяет не сомневаться в правдивости данных текстов. Многие тексты имеют абсолютную датировку.

     Среди документов есть составленные хозяином против своего раба или о купле-продаже рабов, есть и документы об аренде имущества раба свободным. Есть документы о мужчинах рабах, о женщинах, есть даже упоминание о детях.

     Источники обладают огромными информативными возможностями. Там можно почерпнуть информацию как о земельных отношения в Вавилонии или наказаниях за преступления для рабов, так и о том, что рабов клеймили. Сопоставив информацию документов можно сделать вывод об экономической, социальной, юридической жизни вавилонского общества.

     Что же касается рабства в Вавилонии VII-IV вв. до н.э., то по данным источникам можно сделать огромное количество наблюдений. Его положение в обществе, хозяйственная жизнь представляется без труда.

     Конечно, в книге представлена лишь малая часть имеющихся источников по данной теме, но они позволяют решить поставленные задачи.  

Историографический  обзор. 

     Начало исследования нововавилонских текстов восходит еще к 60-м годам XIX века, когда Ж.  Опперт 1 – один из основоположников ассириологии, стал публиковать и интерпретировать эти тексты. Это, наверное, были самые первые работы на эту тему. В конце того же века Ж.Н. Штрассмайер 2 продолжил публикацию найденных текстов и издал около 3000 документов, датировавшихся VII-IV вв до н.э. В это же время стали появляться многочисленные образцовые публикации В.Г. Пинчесса 3 . Все эти ученые создали огромную научную базу для исследования данной проблемы.

     Активное изучение нововавилонских текстов продолжалось вплоть до конца XIX в.

_________________________

1 Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.- С.19.

2Там же.С.19.

3Там же. С.19-20. 

     Опубликование в 1911 году классической работы П. Кошакера о вавилонско-ассирийском поручительстве, основанной в основном на нововавилонских

документах, положило начало новой эпохе в исследовании этих текстов.

     Начиная с 20-х годов XXв. стали появляться многочисленные работы многих авторов, посвященных нововавилонским текстам. В 1949 г. И. Мендельсон издал первое сводное исследование «Рабство на Ближнем и Древнем Востоке».1

     В советское время изучением нововавилонских текстов занимались многие юристы-ассириологи. Однако большинство работ посвящено чисто юридическим вопросам, а исследований по экономике и социальным вопросам довольно мало. Юридическим вопросам посвящена работа А.П. Рифтина «Старо-вавилонские юридические и административные документы в собрании СССР».2

     Работа над вавилонскими текстами с социально-экономическим уклоном была начата еще при жизни академика В.В.Струве. В 1974 году его ученик М. А. Дандамаев выпустил монографию «Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э ». Данная книга представляет собой фундаментальное исследование, касающееся изучения рабства на Востоке, в частности в Вавилонии. Автор приводит и интерпретирует богатейший источниковый материал. В монографии рассматриваются не только юридические, экономические, социальные вопросы рабства, но также и вопросы повседневной жизни рабов.

     Ценные замечания по вопросу рабства в Вавилонии можно встретить в трехтомном труде «История древнего мира» под редакцией И.М Дьяконова.3

     К сожалению, в настоящее время работ, посвященных данной теме практически нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

________________________

1 Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974.- С.21.

2Рифтин А.П. Старо-вавилонские юридические и административные документы в собрании СССР / А.П. Рифтин. - М. Л., 1937.

3История древнего мира. / Под ред. И.М. Дьяконова. Кн.2 - М., 1989. 
 

Глава 1. Общая характеристика рабства в Вавилонии VII-IV вв до н.э. 

Что такое  рабство. Какими признаками можно охарактеризовать положение раба. 

     В различных странах рабство развивалось разными путями. Кроме того, даже в одном и том же обществе, в один и тот же исторический период фактическое положение рабов сильно варьировало; одна часть рабов подвергалась жестоким формам эксплуатации, а другая находилась в сравнительно хороших условиях. Давая определение раба, историки часто настолько расходятся между собой, что обычно считают необходимым сообщить читателю, кого они имеют в виду под рабами.

     Некоторые определения подтолкнули исследователей античного рабства к отделению его от так называемого «восточного» рабства. Целесообразно будет ознакомиться с некоторыми высказываниями востоковедов, работы которых натолкнули специалистов по античности на противопоставление «восточного» и античного рабства. По мнению Мендельсона, раб обычно был той же «расы», того же цвета кожи, религии и того же языка, что и его хозяин. Огромное число рабов прежде были свободными. Ближневосточная система рабства отличалась от римской и американской систем, так как: 1) на Ближнем Востоке рабство было главным образом результатом нищеты; 2) кроме того, раб жил и работал бок о бок с хозяином. Поэтому переход от свободного состояния в рабское и наоборот было обычным явлением: человек мог быть продан в рабство, а на другой день освобожден и вследствие этого терял всякую связь со своим бывшим хозяином. Исследователи Драйвер и Майлз считают, что в отличие от римского общества периода завоевательных войн в Вавилонии раб не считался вещью, а сохранял личность, имел семью, и хозяин не имел по отношению к нему права жизни и смерти. Ученый Кардашиа соглашается с предыдущим мнением и пишет о том, что на Востоке раб был личностью во все периоды, в том числе и во время I вавилонской династии, в касситскую, нововавилонскую и ахеменидскую эпохи, а в новоассирийское время раб мог владеть землей, другими рабами и т. д.1 А вот учёный Э.Мейер, не соглашаясь с этим, пишет о том, что рабы на Востоке - это не производительный, но очень дорого обходящийся инвентарь.2 Ими пользуются главным образом для личных услуг.

________________________

1 Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии VII-IVвв. до н.э. / М.А. Дандамаев. - М.,1974. С.44-45.

2Мейер Э. Рабство в Древнем мире / Э.Мейер. - М., 1907.

В XIXв. также считали, что рабы в вавилонском государстве считались вещью, т.к. при перечислении их ставилось «голова». На данный момент такое обоснование считается устаревшим, хотя и не лишено определенного смысла.1 Специалист по древней Греции Финли считает, что в странах древнего Востока и в ранние периоды Греции и Рима одно состояние незаметно переходило в другое, и поэтому бесполезно спрашивать, где провести линию раздела между свободным и рабом.

     После всех приведенных выше отличий Восточного рабства от античного обратим внимание на выводы К.К. Зельина из его теоретического очерка, посвященного мифологическим признакам рабства. Автор отмечает, что для древности характерно «необыкновенное обилие и разнообразие форм социально-экономических отношений»2 и рабство было только одной из форм личной зависимости и внеэкономического принуждения. Зельин пишет: «В древности раб мог оказаться в иных случаях, в таких же или даже лучших условиях, чем свободный и в то же время находиться в тяжелой зависимости, подвергаться принуждению и угнетению»; «зависимый человек мог находиться в полном порабощении у… господина (индивидуального или коллективного), к нему могли быть применены все средства физического принуждения, но при этом он мог и не быть рабом». «Зависимость может быть постоянной, передающейся из поколения в поколение, традиционной, или же носить временный характер». Автор поясняет, что под рабами он имеет в виду «людей, принадлежащих к сословию рабов, т.е. признаваемых таковыми действующим правом, являющихся собственностью других людей, коллективов или даже «божества», но не обязательно товаром, не обязательно лишенных средств производства или даже правоспособности, не обязательно жесточайшим образом угнетаемых». Среди рабов автор выделяет в особую группу рабов в античном смысле как людей, признаваемых законом рабами, лишенных средств производства и подвергающихся внеэкономическому принуждению.

     М. А. Дандамаев, написавший монографию «Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н.э.», считает, что в приведенных выше цитатах из труда Зельина совершенно правильно отражено положение рабов: «Как бы проблема социальных классов Вавилонии ни была сложна для нашего понимания, по крайней мере для II и I тысячелетий можно выделить, два сословия, а именно полноправные свободные и рабы в античном смысле этого слова, которые совершенно четко противопоставлены друг другу в юридических памятниках.

Информация о работе Положение рабов в Вавилонии в VII-IV вв. до н.э.